Открытый урок для родителей по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Разделы: Литература, Классное руководство


Цели:

  • Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
  • Развивающая: Прививать навыки ведения диспута.
  • Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

Оборудование:

  1. Портрет писателя.
  2. Тексты, читательские дневники.
  3. Выставка иллюстраций детей к повести.
  4. Пряники в виде коня с глазурью, испеченные родителями и детьми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, дома вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?

Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.

2. Проверка домашнего задания.

Давайте обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

Как воспитывали Витьку

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”. Учит зарабатывать своим трудом.
“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”. Дисциплинирует внука.
“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”. Не жить одним днем, а думать о будущем.
“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”. Неравнодушие, желание помочь.
Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”. Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться.
“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”. Сочувствие, жалость к соседке.
Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска. Доверие к внуку.
“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”. Самокритичен. Есть понятие о добре и зле.
“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”. Испытывает угрызения совести.
Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать. Проявляет здоровый альтруизм.
“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”. Скромность, трудолюбие, основательность.
“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..” Доброта.
На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” Умение противостоять дурному влиянию.
“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”. Видит раскаянье внука.
“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”. Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки.
“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“” Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью.

Как воспитывали детей в семье Левонтия

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”. Норовят цапнуть побольше.
“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”. Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего.
“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”. Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил.
“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”. Ленивые, не любят работать, нет основательности.
“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”. Неопрятность, неуважение к себе и окружающим.
Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”. Сочувствует, помнит “добро”.
“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”. Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы.
“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. Недовольство своей жизнью.
“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо.
Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили. Или все, или ничего… Так похожи на отца.
Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного.
Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. Нет гуманного отношения ко всему живому.
Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”. Похоже, что делится своим жизненным опытом.
Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!” Причиняет душевную боль другу.
“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”. Школа выживания.

3. Диспут.

В обсуждении вопросов принимают активное участие не только ученики, но и родители, пришедшие на собрание.

  • Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?
  • Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?
  • Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?
  • Обязательно ли наказывать провинившегося?
  • За что человека можно наказывать, а за что нельзя?
  • Иногда возникает конфликт между “хочу” и “надо”. Что помогает избежать этого конфликта?
  • Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?
  • Кого можно назвать надежным человеком?
  • Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?
  • Наказание и прощение — это две стороны одной медали или принципиально разные явления?

4. Выводы.

Главные открытия ребят.

Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Наказание имеет тройное значение:

  1. Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением.
  2. Оно способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
  3. Снятие вины. “Провинность” — отчуждение, преграда, неуверенность во взаимоотношениях. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Главные открытия родителей.

  1. Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.
  2. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
  3. Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение.
  4. Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.

5. Заключительная часть.

Родители угощают детей пряниками, испеченными своими руками. Рассматривают выставку детских работ. Обмениваются впечатлениями.