Конспект урока обучения грамоте "Обобщение знаний о звуках [м, м' ] , буквах М, м"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить плавному слоговому чтению с переходом на целое слово.
    1. Учить выборочному чтению.
    2. Закреплять знания о гласных и согласных (звонких и глухих) звуках.
    3. Закреплять умение читать слоги, слова с ранее изученными буквами.
  2. Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать чувство сопереживания и сострадания.

Умение и навыки:

  1. Осознанно выполнять правила поведения для учащихся.
  2. Сознательное, правильное, выразительное чтение.

Оборудование: Плакат “зима”, Снегурочка (игрушка), снежинки, аппликация “Елочка”, Учебник Горецкого “Азбука”, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.

2. Вступительная беседа, сообщение темы урока. (2 минуты).

Сегодня на уроке чтения мы будем работать вместе. Мы будем читать слоги, слова с теми буквами, которые вы уже изучили.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило? Какой приближается праздник? Самый красивый, самый волшебный?

Правильно, конечно, Новый год! А кто приходит в гости к нам на этот праздник?

Ребята, Злая Волшебница спрятала Снегурочку. И мы с вами должны ее найти. Иначе не будет праздника. Я думаю, что вы все согласны идти в лес выручать Снегурочку.

Но прежде, чем отправиться в далекое путешествие, нужно немного подготовиться.

3. Дыхательная гимнастика. (2 минуты).

Сели все правильно! Спинки прямые! Вдохнули воздух, задержали его в легких. А теперь плавно выдыхаем через нос. Повторим еще раз, только на выдохе произносим звук [с], [о].

Молодцы!

4. Работа со скороговоркой.

Ребята, давайте прочитаем скороговорку.

Мама мыла Милу с мылом.

А сейчас я вас спрошу:

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

Как вы должны мне ответить? Молодцы! Вот теперь мы готовы отправиться в путь за Снегурочкой. Закрыли глазки, считаем до трех: один, два, три. Открываем глазки. Мы с вами попали в волшебный лес.

5. Работа над звуками. (2,5 минуты).

Ребята, посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Вот падает пушистый снег. Но снежинки не простые, нас в лес не пропустят. Нам нужно разделить их на две группы. В одну группу собрать снежинки с буквами, которые обозначают гласные звуки, а в другую собрать снежинки с буквами, которые обозначают согласные звуки.

Учащиеся выполняют задание

- Прочитайте гласные буквы.

- Назовите звуки, которые обозначаются данными буквами? [c, c’], [р, р’], [м, м’], [п, п’].

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

(Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет).

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Идем дальше!

6. Работа со слогами. (2,5 минуты).

Ребята, но и тут преграды! Перед нами непроходимый лес. Чтобы его пройти, нужно прочитать слоги.

ТЫ ЛА РЕ МУ ВО МИ

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый.

- Прочитайте слог, который может быть отдельным словом.

Замечательно! И эта преграда преодолена!

7. Физкультурная минутка. (2 минуты).

Но мы устали, давайте отдохнем. Все встали и повторяйте за мной.

Спал цветок и вот проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, шевельнулся,

Взвился вверх и полетел!

Садитесь!

Кто меня видит?

Кто меня слышит?

Кто готов работать дальше?

8. Работа со словами. (5 минут).

Ребята, Злая Волшебница учинила нам еще одно испытание. Это глубокие сугробы. Мы по ним пройдем, если правильно прочитаем слова.

ОКУНИ ВОЛК
АСТРЫ КАРАСИ
КОТ ЛИСА
ВЕРА НИКИТА

- Прочитайте слова, обозначающие названия рыб.

- Прочитайте слова, обозначающие названия зверей.

- Прочитайте слова, обозначающие имена детей. Почему эти слова записаны с заглавной буквы?

- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, 3 слога.

- Прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов.

Молодцы! Мы прошли сугробы. Идем дальше.

9. Работа с учебником. (10 минут).

Вот перед нами широкая река, которую без мостика не пройти. А мост заколдовала Злая Волшебница. Чтобы мост нам расколдовать, нужно текст нам прочитать.

Открываем учебники на странице 93.

а). Чтение текста учащимися.

б). Работа по содержанию.

- Как называется текст?

- Что такое лото?

Лото – это игра, которая представляет собой карточки с буквами. Из них можно составлять слова.

- Сколько предложений в тексте?

- О ком говориться в рассказе?

- В каком классе учится мальчик? Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ.

- Что купили Роме? Прочитайте.

- Что делал Рома с игрой? Прочитайте.

Давайте немного отдохнем. А затем продолжим работу.

10. Физкультурная минутка. (2 минуты).

У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Зайка по полю бежит
И ушами шевелит.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!

Садитесь!

Кто меня видит?

Кто меня слышит?

Кто готов работать дальше?

11. Работа с учебником.

- Хорошо! И так, какие же слова составил Рома? Прочитайте.

- Что такое “рамы”?

Рама – это оконный переплет вместе со стеклом.

- Что такое “лопата”? (Инструмент).

- Как мы должны прочитать слово “лопата”? [ЛАПАТА]

Безударная гласная О читается как А.

Молоко [малако]. Корова [карова].

Ребята, давайте еще раз прочитаем текст. Молодцы! Вот и мостик появился. Кто его прикрепит? Мы все задания выполнили, и мы нашли Снегурочку. Вот она…

12. Работа над выразительностью. (4 минуты).

Я думаю, что вы очень рады тому, что мы спасли Снегурочку. Как вы думаете, а Злая Волшебница рада? Конечно, нет!

Вот мы сейчас для Снегурочки покажем сценку. Нужно три человека.

Зайка спрашивает: МА? МИ? НЫ?
Ученик отвечает: МА! МИ! НЫ! (радостно)
Злая Волшебница говорит: МА! МИ! НЫ! (с огорчением)

13. Заключительное слово учителя. (1, 5 минуты).

Молодцы, ребята! Вы очень старались, хорошо работали и спасли Снегурочку. А давайте вспомним, какие испытания мы прошли, чтобы освободить красавицу?

Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен. До свидания!