Учебная литература как объект аналитико-синтетической переработки

Разделы: Общепедагогические технологии


При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника можно выделить две группы приемов:

  • 1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям.
  • 2 группа - приемы работы с текстом.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста.

Приемы второй группы включаются при изучении школьниками методов создания вторичных документов путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на достоверность содержания при различных способах сворачивания информации.

В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

На первом этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению.

На втором этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к педагогу. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.

На третьем этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, то есть обучение учащихся осуществляется по третьему типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.

Занятие № 5. Специфика учебной литературы и предъявляемые к ней требования.

Типы учебной литературы. Роль справочного аппарата как средства ориентировки в учебной книге (2ч.).

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся как следует. Иоганн Вольфганг Гёте

Умение работать с книгой - это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это, прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Для того чтобы определить уровень владения умением работать со справочным аппаратом книги, организуется данное занятие.

Цели занятия:

  • Проверить сформированность умения работы с аппаратом учебного пособия.
  • Показать приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям.
  • Сформировать представление о типах учебной литературы, её специфике.

Форма организации занятия: педагогическая Мастерская

Этапы Мастерской

Индукция. Учащимся выдаются книги, которые они раньше не читали. Педагог дает задание: через 2 минуты рассказать о содержании данной книги.

Самоконструкция. Учащиеся выполняют задание. Педагог отслеживает то, как учащиеся знакомятся с книгами.

Афиширование. Учащиеся рассказывают о содержании книги и о том, как они знакомились с содержанием (иногда такое задание вызывает недоумение учащихся, которые говорят, что не успеют узнать содержание за такое короткое время).

Разрыв. Учащимся предлагается выполнить задание с помощью алгоритма (текст 4).

Рефлексия. Задание: вырази 4 - 5 словами этапы работы по ознакомлению с текстом (книгой).

  • Полистать
  • Оглавление
  • Вопрос
  • Главное

Индукция. Учащимся предлагаются: учебник, хрестоматия, наглядное учебное пособие, учебные пособия, практикум, книги для чтения, таблицы, атласы, программно-методические издания, учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации.

Что общего между ними? Чем отличаются эти издания?

Самоконструкция. Самостоятельная работа. Задание: заполните таблицу “Общие черты и различия учебных изданий”

Общие черты и различия учебных изданий

              Общие черты            

               Различия                     

   

Социоконструкция. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Допишите информацию соседу.

Социализация. Объединитесь в группы по четыре человека и составьте коллажи по полученной информации (учащиеся получают журналы, газеты, ножницы, клей, листы ватмана). Выполнение задания в группах. Оформление результатов работы в виде коллажа.

Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают.

Разрыв. Учащимся предлагается проверить выполнения задания с помощью текста 5

Рефлексия. Задание: запиши в колонку в порядке убывания (по степени нужности) список учебных изданий которые необходимы для учащегося и для педагога.

Текст 4

Алгоритм работы по ознакомлению с текстом (книгой).

1. Беглый обзор текста, его общий для того, чтобы иметь общее представление о тексте (книге). Говоря образно, то благодаря этому предварительному, беглому знакомству мы можем посмотреть на местность, по которой придется идти пешком, с высоты птичьего полета. Это можно сделать несколькими способами:

  • полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации (до чтения текста);
  • познакомиться с оглавлением.

При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

  • заглавие;
  • автор;
  • издательство (или учреждение, выпустившее книгу);
  • время издания;
  • аннотация;
  • оглавление;
  • авторское или издательское предисловие (в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав);
  • справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).
  • почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.

2. “Задать себе вопросы по поводу текста”. Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например:

  • Насколько мне это интересно?
  • Что мне известно об этой проблеме?
  • Какие идеи вынесены в заголовки?
  • Что нового я смогу узнать?

3. Чтение (глубокое знакомство с текстом).

4. Выделить главное и второстепенное в тексте (книге).

5. Резюме. Оценить уровень содержательности текста (книги), степень его логической структурированности.

Текст 5

Учебное издание (УИ) содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения.

Целевое назначение учебных изданий - обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению они делятся на три основные группы: для общеобразовательной школы (начальной и старшей школы), высшей школы. Кроме того, различают УИ для учащихся и УИ для обучающих - воспитателей детских садов, учителей школ, лицеев, преподавателей колледжей, училищ, техникумов, вузов, родителей. Внутри этих групп выделяются подгруппы по возрасту учащихся, в зависимости от особенностей обучения (дневное, заочное, экстернат).

Особенность характера информации УИ - широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ - это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Общетипологической классификации учебных изданий не существует.

По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ: 1) учебники; 2) учебные пособия; 3) практикумы; 4) программно-методические издания.

Учебник - издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Учебное пособие - издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, книги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, наглядные учебные пособия.

Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способностей, приобретению навыков анализа.

Наглядное учебное пособие - изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению теоретических знаний. Он содействует приобретению практических навыков, умению использовать знания для решения практических задач, закреплению пройденного материала (сборник задач, упражнений, практических заданий, лабораторный практикум).

К программно-методическим изданиям относятся: учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации.

Учебная программа - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Она помогает управлять учебным процессом, упорядочить его.

Учебно-методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или методике воспитания. Оно помогает научиться работать самостоятельно. Отражает произведения, в которых излагается методика освоения всего курса, отдельных его разделов, частей, тем или выполнение практических заданий.

Методические рекомендации (указания) - издание, содержащее разъяснения по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, определяющее методику выполнения определенных заданий, определенного вида работ (семинарских, практических).

По характеру информации, структуре и конструкции различают и такие разновидности УИ, как курс лекций, текст лекций, конспект лекций, задачник, тетрадь и т.п.

Курс лекций - учебное издание, содержащее полное изложение тем учебной дисциплины, определенных программой.

Текст лекций - учебное издание, содержащее изложение материалов определенных разделов учебной дисциплины.

Конспект лекций - учебное издание, содержащее краткое изложение курса лекций или отдельных разделов учебной дисциплины.

Оформление учебных изданий зависит от того, для какого типа учебных заведений они предназначены и к какому виду относятся. В учебниках и практикумах для общеобразовательной школы применяются шрифты разнообразного кегля - от кегля 16-14 в книгах 1-4 кл., до кегля 10 в книгах для старших классов. Система рубрикации в них отличается дробностью и графической яркостью. Применяется большое количество разнообразных внутренних выделений, шрифтовых наборных, цветовых. В учебных изданиях для общеобразовательной школы иллюстрации занимают до 20% площади набора, для старших классов - 12-15% . Иллюстрации часто даются и на переплетах, и на форзацах.

Учебники, учебные пособия, практикумы для высших учебных заведений отличаются большими объемами. Для книг объемом более 40 учебно-издательских листов предусмотрен двухколонный набор. Общим для учебников, учебных пособий и практикумов для всех типов школ является добротное оформление. Их печатают на прочных сортах бумаги, покрывают составными или цельнокрытыми тканевыми переплетами. Учебные программы и учебно-методические пособия — это большей частью брошюры, покрытые текстовыми обложками. В программах отсутствуют иллюстрации [38]

Раздел 3. Рациональные приемы интеллектуальной работы с текстами документов (16 ч.)

Только первый шаг труден.Маркиза Дюдеффан (1697-1780)

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Теперь остановимся на практических занятиях, позволяющих вооружить учащихся доступными умениями работы с источником информации. Основными здесь, на наш взгляд, являются умения понимать текст, т.е. “укладывать” в своей собственной понятийной системе, находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи и т.д., а также выработать эффективные способы работы с текстом (способы “свёртывания”).

Занятие № 6. Приемы работы с текстом (2ч.).

А ты вообще понял что сказал?! Из разговора школьников.

Цели занятия: Установить причины непонимания и условия понимания.

Форма организации занятия: педагогическая Мастерская

Этапы Мастерской

1. Индукция. Каждая группа понятно изображает строчку из песни или общее содержание песни. Другие группы – отгадывают.

Вопрос: По каким признакам Вы поняли, что задумана именно эта песня?

Параметры выписываются на доску.

2. Самоконструкция. Каждый ученик описывает ситуацию, в которой он столкнулся с непониманием. Группа выслушивает каждого, пытается установить причину непонимания (выписывается на листочек) и условия, которые позволили прийти к пониманию.

3. Социо – конструкция. Группы перечисляют зафиксированные условия понимания и причины непонимания. Запись на доске.

На столе лежат карточки с фразами (текст 6). Ребята выбирают по одной и пишут свой текст, начиная с этой фразы. Фразы могут повторяться.

4.Афиширование. Написанное вывешивается в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают представленные тексты.

5. Индукция. Каждая группа придумывает простую игру и стратегию на выигрыш. Играет с соседней группой, которая, проиграв, должна разгадать эту стратегию.

6. Социоконструкция. Группы обсуждают, что им позволило понять стратегию выигрыша или обсуждают причины своей неудачи.

Педагог вносит коррективы в список причин понимания и условия непонимания.

7. Социализация. Затем, группы получив один и тот же текст (на листах) и схематически изображают, про что он (текст 7).

8. Афиширование. Работы вывешиваются. Группы выбирают одну из схем и прочитывают по ней смысл текста. Озвучивание. Авторы текста оценивают понимание.

9. Разрыв. Группы обдумывают, почему их поняли так. Причины озвучиваются. Педагог вносит коррективы на доске.

По ходу мастерской (после выполнения каждого задания) педагог просит пополнить список причин непонимания и условий понимания, который с первого же задания появляется на доске (текст 8).

10. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Каждый пишет текст “Я понял, что…” [24, С.320-328]

Текст 6

  • “Что он говорит? Это понятно …. Однако все слова, которые он произносит, известны…”.
  • “Не понимаю! Да я знаю … это, когда грохот сшибленных друг с другом слов заглушает их смысл… когда…”.
  • “Не понимаю! Это когда в каждом слове смысл его сведён к крохотному ядру и окружён широким туманным пространством. Это когда …”.
  • “Не понимаю! Это когда слова, в светящемся ореоле словно парят, обособленные друг от друга …Это когда …”.
  • “Понимать объяснение – это значит …”.
  • “Обычно понимание приходит не сразу …”.
  • “Есть разные уровни понимания…”.
  • “Сначала понимание осуществляется в самых общих чертах и лишь постепенно обрастает подробностями”.
  • “Можно ли сказать, что понимание - путь от хаоса к смыслу?”.

Текст 7

“Научные идеи можно сравнить не с булыжниками, которые положишь – и они лежат, а с зёрнами; они должны прорасти”.

Текст 8

Список причин непонимания и условий понимания

Условия понимания Причины непонимания
Ассоциации Неумение выразить мысль
Знания Стереотипы
Наблюдения Отсутствие логики
Комментарии, указания Отсутствие знаний о предмете разговора
Аналогия Отвлечённость мысли собеседника
Догадка Необычность ситуации
Логичность рассуждений Краткость изложения
Стереотипы Недоверие
Краткость изложения Бедность речи
Представление предмета Отсутствие у собеседника в его тезаурусе предмета разговора
Выделение общей канвы рассуждения Неправильная расстановка логических ударений
Нельзя понять всё, не понимая деталей Непонимание деталей ведёт к непониманию в целом
Увлечённость Отсутствие желания понять
Опора на интуицию Недостаток информации
Подробность изложения Бедность воображения
Наличие большого количества признаков Неточность аргументации
Очевидность Полная уверенность в своей точке зрения
Эмоциональность Многословие
Компетентность Отсутствие общего языка и опыта
Склонность личности к восприятию текста Подсознание
Связь различных блоков интеллекта Многократное повторение
Связь текста с эмоциональной сферой человека Отсутствие опыта и методики воспроизведения
Физическое состояние человека Обилие новых (и вообще обилие) терминов
Опыт восприятия и методика восприятия Отрицательная эмоциональная связь между учителем и учениками
Подсознание  
Интерпретация  
Положительная эмоциональная связь между объясняющим и обучающим  

Занятие № 7. Приёмы работы с текстом (книгой)(2ч.).

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Л. Толстой

Цели занятия:

  • Продолжить работу по обучение рациональным приемам работы с текстом.
  • Изучить приёмы составления картотеки, закладок, таблиц, выписок, семантических полей, словаря терминов и понятий.

Форма организации занятия: практикум

План.

1.Известное еще не есть понятое.

Учащиеся самостоятельно читают (2 минуты) небольшой текст, затем лист с текстом переворачивают обратной стороной и записывают то, что запомнили на другом листе бумаги. Сравнивают в парах то, сколько записали, как каждый понял и записал текст. Обсуждается выполненная работа. Вспоминается таблица “Причины непонимания и условий понимания”. Для закрепления знаний учащимся предлагается инструкция “Некоторые практические рекомендации по развитию способности понимать текст”.

2. Виды чтения текста. Учащимся предлагаются карточки “Поисковое чтение” “Просмотровое чтение”, “Ознакомительное чтение”, “Изучающее чтение”.

Задание: “Дайте определение этим видам чтения. В каких случаях, по Вашему мнению, они могут применяться?” (текст 9)

3. Самостоятельная работа. Учащиеся выбирают карточки с краткой инструкцией о том, как делать те или иные виды записей при чтении (составление картотеки, закладки, таблица, выписки, семантические поля, словарь терминов и понятий) и выполняют работу. Выписки делают на одном и том же тексте для того, чтобы было удобнее сравнить результаты деятельности и проанализировать ошибки.

4. После выполнения работы обмениваются карточками. Снова выполняют работу.

5. Взаимопроверка выполненной работы.

6. Учащиеся получают памятку “Техника записи”. Задание: проверить правильность записи текстов соседа по парте.

7. Рефлексия. Что было непонятно до знакомства с темой, что осталось непонятным после её изучения?

До изучения темы                                                          После изучения темы
__________________                                                     ____________________________
__________________                                                     ____________________________

Что будете делать с тем, что не поняли
________________________________
________________________________

Инструкция

“Некоторые практические рекомендации по развитию способности понимать текст” (по И. Ф. Неволину)

  1. Известное еще не есть понятое. Поэтому только тогда знание - сила, если оно сопровождается теоретическим пониманием и практическим умением. Знание - орудие, а не самоцель.
  2. Осознавай и различай свои знания по видам и степени понимания (предпонимание, эмпирическое понимание, теоретическое понимание).
  3. Сообразуй свое речевое поведение и эмоции с видами и степенью понимания; не будь упрям, инертен, ленив при пересмотре своих мыслей и переходе от предпонимания к адекватному пониманию.
  4. Теоретическое понимание освобождает и упорядочивает мысль, разгружает память. Понимание некоторых теоретических принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
  5. В процессе понимания главная трудность - понимание целого, то есть понимание человека, вещи, явления в его становлении и развитии.
  6. Фундаментальное средство формирования теоретического мышления и развития всеобщих форм теоретического понимания, - изучение философии.
  7. Овладевай метаинформацией шире, чем это практически необходимо. Метаинформация - средство ориентации в окружающем мире.
  8. В ситуации непонимания нужно выявить тот первичный уровень и те факторы непонимания, которые стали препятствием понимания последующего.
  9. Различай объективные вопросы и метавопросы. Для обобщенного понимания всего текста ставь метавопросы к выделенным частям. Задавай вопросы сам себе в несколько раз чаще, чем это делал раньше при работе с текстом.
  10. Для развития и совершенствования теоретического мышления чаще проводи мысленные эксперименты, мысленные проигрывания ситуаций.
  11. Каждый принимает речь (текст) на своем языке. Следовательно, чтобы лучше и быстрее понимать, нужно сознательно и целенаправленно работать над расширением своего словарного запаса.
  12. Для более быстрого и безошибочного освоения нового термина, понятия, формулы необходима специальная тренировка, осознание особой учебной задачи - этапа материализации умственного действия (написание, проговаривание, синонимическая замена и т. д.).
  13. Для освоения информации (знаковой системы) с высоким уровнем обобщения и абстракции необходима специальная работа по соотнесению элементов этой знаковой системы с языком.
  14. Не путай: “не запомнил” - это одно, “не понял” - это другое.
  15. Различай: когда непонятна связь между словами и когда непонятно то, что обозначается этими словами.
  16. Отрабатывай и осознавай каждый уровень понимания: явление в его развитии (онтология), знаковую систему, ее элементы и связи между ними (синтактика), соотношение и выражение сущности явления или его отдельных сторон (но не всего богатства реальных связей!) в знаковой системе (семантика).
  17. Для того чтобы понять, нужно уметь слушать, уметь видеть, уметь читать.

Текст 9

Виды чтения текста. Для того чтобы уметь структурировать текст, необходимо владеть умением работать с текстом или книгой. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу “поисковое” чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют “сплошным чтением”) - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

В зависимости от цели “свёртывания” информации применяют различные виды чтения, которые несут разную смысловую нагрузку (схема 6).

Схема 7

Виды чтения

Поисковое чтение используется для просмотра текста с остановкой в тех местах, которые несут информацию необходимую для читателя по теме, которая его интересует.

Просмотровое чтение: лёгкий просмотр текста, чтение “по диагонали” для того, чтобы иметь общее представление о статье, книге, журнале и т.д.

Ознакомительное чтение используется для общего знакомства с текстом и с чтением тех частей, которые интересуют читающего.

Изучающее чтение: сплошное чтение текста, чтение “подряд” с равным интересом к любой его части. Используется в том, случае, когда необходимо глубоко изучить интересующие части текста или весь текст.

Известное еще не есть понятое. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное - запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание - совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное - значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Нужно помнить: чтение специальной литературы - это процесс накопления и расширения знаний. Значит, вопрос стоит не о том, какой уровень знаний требуется, чтобы приступить к чтению, а каким образом можно преодолеть те трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе чтения.

Рекомендации обычно сводятся к тому, что читать нужно “помедленнее” и “повнимательнее”. Сами по себе они бесспорно правильны, но это далеко не основной ключ к тем материалам, в усвоении которых могут встречаться затруднения. Следует попытаться представить возможные причины этих затруднений.

Как показывает практика, чаще всего они возникают, если в процессе чтения не всегда удается разобраться в логической структуре материала книги. Это не просто, так как она бывает различной не только в каждой из книг, но может меняться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же работе.

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.

Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркивания и выделений в тексте книги и нумерации отдельных положений. В данном случае речь идет о книгах только из личной библиотеки.

При работе с однотипными текстами усвоению способствует использование заранее составленных перечней, содержащих вопросы, которые следует уяснить в процессе чтения. Очень часто “смысловой тупик” обусловлен не структурой текста произведения, а его терминологическими особенностями.

В процессе чтения могут попадаться непонятные слова, многие термины используются в различных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

Часто говорят о необходимости критического и творческого восприятия литературных данных. Думается, что ни то ни другое не может рассматриваться в качестве практических рекомендаций. Это должно прийти само по себе по мере накопления опыта. На определенном профессиональном уровне могут возникнуть те или иные несогласия со взглядами отдельных авторов, появятся аргументированные доводы против каких-то их положений и возможность сопоставления со своими взглядами.

Тем более это относится и к творческому подходу. Конечно же, чтение - это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи. Но все эти вопросы находятся вне того, что касается техники чтения

Текст 10

Записи при чтении

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

Не случайно всегда говорится о необходимости чтения “с карандашом в руке”. Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.

В качестве первого требования следует повторить то, что уже было сказано в отношении обязательности их ведения. Иногда считают, что записями сопровождается чтение книг, только наиболее важных для работы. Это неверно. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специальной литературы.

Ведение записей - обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать “на потом”.

Следует вырабатывать в себе умение читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немедленной и обязательной записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результатом ассоциаций, которые в других условиях не возникнут.

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Необходимо предвидеть и будущую потребность в материале, имеющемся в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только возможно.

Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться.

Записи, не связанные с необходимостью аналитической переработки текста:

1. Составление картотеки - обязательный приём для уважающего себя исследователя. Простейшими из них являются оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти.

В некоторых случаях бывает целесообразным использование так называемых формализованных выписок. Использование таких заранее подготовленных форм ускоряет выборку из книги нужных данных.

Названия книг с выходными данными пишутся на одинаковых (желательно из плотного картона) карточках, которые систематизируются по отдельным вопросам изучаемой темы. Листы или карточки для выписок должны быть заранее разграфлены, и все данные выписываются на отведенные для них места (строки, графы). На каждой карточке полезно ставить личный шифр - для того чтобы, делая ссылки в черновых записях, каждый раз не переписывать все выходные данные источника, а ставить шифр карточки. При необходимости картотеку можно переструктурировать, например, расположив карточки по году издания книг.

Пример оформления библиографической карточки:

 2. Закладки. Примером, облегчающим работу с книгой, является использование закладок с надписями. Очень старый и простой приём. Перед чтением литературы готовится большое количество полосок бумаги, желательно, разноцветной. При чтении книг нужные страницы отмечаются закладками (на которых написаны интересующие читателя вопросы либо с учётом того, что каждому вопросу соответствует определённый цвет закладки).

В процессе чтения они позволяют быстро находить нужные разделы - оглавление, всякого рода указатели, перечни сокращений, карты, таблицы и т. д. Кроме того, закладками могут быть обозначены все те места в книге, которые понадобятся в дальнейшем.

3.Таблица. Приём закладки можно заменить таблицей:

Таблица 2

Вопрос Источник (название книги с выходными данными) Номера страниц, где есть информация по данному вопросу
1    
   
   
2    

Таблица 3

“Двойной дневник”

При чтении книг различных авторов заполняется следующая таблица:

Тема:
Источник (название книги и её выходные данные) Цитата (или пересказ мысли) Мои комментарии, замечания
     

[33, С.76-77]

4. Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ничего не может быть общего. Тем не менее, и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего - особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

Иногда пытаются давать рекомендации по поводу того, сколько их надо делать, и предостерегают против большого количества. Выписывают все те данные, которые представляют интерес для работы. Судить о том, сколько их нужно, может только человек, работающий с текстом и нелепо придумывать какие-то искусственные ограничения.

Исключение составляют лишь текстовые выписки-цитаты. Здесь, действительно, уместно предостеречь от излишнего стремления выписывать все дословно. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Дословно выписывать следует лишь то, что обязательно должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора книги.

5. Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста [23, С.778]

При цитировании обязательно заключать авторский текст в кавычки. Принято определять два способа цитирования:

  • цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь;
  • цитата является частью авторского предложения.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может ставиться перед цитатой, в середине цитаты и после цитаты, но в таком случае не должен искажаться первоначальный смысл текста.

Цитировать большие отрывки текста (больше 3-4 предложений) не имеет смысла. Лучше передать мысль своими словами (см. “Конспектирование”) или полностью поместить отрывок в приложение. В конце цитаты необходимо сделать ссылку - поставить в скобках номер, под которым конспектируемый источник идёт в списке литературы и номер страницы, с которой сделана цитата.

6. Тезис - греческое слово, означающее “положение”. Таким образом, тезисы - это основные положения книги. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором.

Располагать тезисы следует в логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи книги. Это не всегда совпадает с последовательностью изложения материала. В самих тезисах, как правило, не должно содержаться фактических данных. Однако иногда бывает целесообразно, выделяя от текста тезисы, дать краткий перечень фактов, которые приводятся автором в обоснование своих положений. В тех случаях, когда в книге наряду с фактическим материалом наличествуют разного рода рассуждения, нужно каким-то образом отделить их друг от друга, чтобы при ознакомлении с каждым из тезисов видеть, обоснован ли он фактами или имеются только общие рассуждения.

7. Имея в перспективе ту или иную форму копирования прочитанного материала - фотографирование, микрофильмирование, ксерокопирование и т. д., следует сразу же по ходу чтения готовить перечень страниц (фрагментов текста), подлежащих копированию.

8. При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространена практика всякого рода пометок и выделений в книгах. Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те или иные непонятные места, положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию.

Систему эту следует всячески рекомендовать, так как использование пометок и выделений позволяет значительно сократить время работы с книгой, облегчая ориентировку в ней и усвоение ее содержания. Какими эти пометки и выделения должны быть по форме, каждый решает сам. Использовать для этого можно различные линии, символы, цифры. Главное, чтобы избранная система была достаточно стройной и стабильной. Выделения в книге могут касаться не только текста, но и графиков. Раскрашивание схем и рисунков, особенно сложных и труднопонимаемых, во многих случаях делает их более наглядными и значительно удобными.

9. В тех случаях, когда в книге нужно выделить какие-то части текста, а пометки в ней делать нельзя, целесообразно пользоваться так называемой “системой чистых листов”: между страницами вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого текста.

При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения. Листы с пометками нумеруются в соответствии со страницами книги. В дальнейшем, приложив такой лист к тексту, можно сразу же найти нужные места.

10. Результатом проработки книги может быть еще и такой вид записи, как перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам. В дополнение к номерам страниц в нем целесообразно также указывать, в каких абзацах находятся нужные материалы или расстояние до них от верха или низа страницы в сантиметрах. Вторая группа записей - аналитическая.

11. Более сложный вид записи - составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру. По существу планом любой книги является ее оглавление, но как форма записи при чтении он должен быть несколько подробнее оглавления. Кроме общего плана книги, могут быть еще планы отдельных ее частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения. Составление плана может рассматриваться также в качестве предварительного этапа работы перед тем, как перейти к более сложным видам записей - тезисам и конспекту.

12. Семантические поля. В процессе сбора информации важно не запутаться в ней, иметь целостное представление о каждом её элементе. Широко известны выписки и конспекты. Однако они не позволяют видеть в системе собранные сведения. Восполнить этот недостаток помогут семантические поля того или иного понятия или темы. В качестве примера можно привести семантическое поле такой темы, как “Субъект философии”, составленное по работам Вл. Соловьева. (Выписки сделаны из следующих изданий: Соловьев В.С.Соч. в2 т. – М.: Мысль, 1988; Соловьев В.С.Соч. в 2 т. – М., Правда, 1989)

Таблица 4

Субъект философии

С.ф., как всякого научного познания, есть отдельное лицо как мыслящее. 1988.Т.2.С.90.

В.Ф.1989. №6. С.111.

…считает для себя непозволительным принимать окончательно в теории какое бы то ни было принципиальное утверждение без предварительного отчета и проверки … настоящий философ по призванию… ничего не допускал безотчётно, без критики. Т.8. Некролог Преображенского … до сих пор ни один философ не доказал своей правоты. Ницше. Цит. по “Мир философии” С.127

Никакая философия ещё не доказала свои положения. Соловьев В.С.1988. т.1. С.826

9. Словарь терминов и понятий. Не случайно относится к группе записей, связанных с необходимостью аналитической переработки текста. Составить для себя такой словарь и дать точное толкование всем специальным терминам и понятиям - дело далеко не механическое.

Очень часто оно связано с необходимостью длительного поиска в справочниках и руководствах. Ведение словаря терминов и понятий обычно связывают с процессом обучения чтению профессиональной литературы. Это неверно. При той сложности, которая сейчас характерна для специальной терминологии, при отсутствии единства в ней, при частых изменениях, а также при обилии всевозможных сокращений вести подобный словарь совершенно обязательно для специалиста любого уровня подготовки. Он может значительно облегчить работу с источниками информации.

Памятка “Техника записи”

  1. Большую экономию времени при ведении записей дает применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки. Стремление к лаконизму должно, разумеется, иметь определенную меру. Нужно помнить, что всякого рода крючки и закорючки, равно как и “телеграфный язык”, становятся со временем столь же трудно читаемыми, как письменность майя. Иногда бывает легче второй раз прочесть книгу, чем разобраться в небрежных записях.
  2. Важными требованиями являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое бы помогало уяснить логические связи и иерархию понятий. Сделать это возможно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, а также путем расчленения текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д.
  3. К общим моментам техники записей относится также вопрос о форме. Выбор здесь идет между так называемой “книжной” формой (использованием материалов в сброшюрованном виде) и “карточной” формой. Несомненные преимущества имеет карточная форма как лучший способ систематизации любых материалов.
  4. Ведите записи только на одной стороне листа. Это ускоряет поиск и систематизацию, становится возможным производить любые вставки в текст, использовать записи при работе над докладами.

Резюме

Постоянный вопрос, встающий в разговоре о записях при чтении, - когда их делать. Единого ответа здесь быть не может: все зависит от вида записей.

Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы, настолько могут быть различными и виды тех записей, которыми это чтение сопровождается.

Каждый из перечисленных видов записей в значительной степени отличается один от другого и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат “сжатую” информацию, в других она дается в развернутом виде - или лишь “ключ” для ее поиска; в одних - те или иные сведения в том самом виде, в котором они были в книге, в других - результат их аналитической переработки и т. д. Далеко не безразлично поэтому, какой вид записи будет использован в каждом конкретном случае. Надо стараться сделать так, чтобы он в полной мере соответствовал характеру работы с книгой.

В отношении каждого отдельного вида записей имеется ряд правил и практических приемов их ведения, направленных на то, чтобы они возможно полнее отвечали своему назначению.

 Данное занятие проводится только в том случае, если в результате диагностики выявилось то, что умение составлять план не сформировано на достаточном уровне.

Занятие № 8. Логические правила, определяющие качество построения плана.

Цели занятия:

  • Показать учащимся важность и необходимость использования рациональных приемов работы с письменными источниками информации.
  • Показать приёмы составления простого плана.

Форма организации занятия: Занятие - упражнение

Оборудование и основные источника информации: текст учебного пособия, памятка “Как составлять план”.

Содержание:

  1. Разъяснение задач занятия.
  2. Анализ конкретных планов учащихся, составленных самостоятельно дома.
  3. Разработка совместно с учащимися памятки “Как составлять план”.
  4. Составление плана с помощью памятки

Памятка

  1. “Как составлять план текста”
  2. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  3. Определите тему и основную мысль текста.
  4. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  5. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
  6. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
  7. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана в тетрадь.

 Занятие № 9. Конспектирование и его виды. Основные требования к конспекту. Виды конспектов.

Цели занятия:

  1. Познакомить с одним из приемов рационального обучения - конспектированием.
  2. Изучить методику конспектирования письменных источников.

Форма организации занятия: педагогическая Мастерская

Этапы Мастерской

1. Индукция.

Участникам мастерской раздаются карточки “конспект”, “краткость”, “запись”, “основа”, “содержание”, “книга”. Задание: сконструировать определение конспекта.

2. Самоконструкция.

Индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

Задание: учащимся предлагается 3 вида конспекта одного и того же первичного документа. Учащиеся должны найти различия и определить виды конспекта.

3. Социо – конструкция.

Сначала учащиеся обмениваются выполненными работами в паре, затем в группе из четырех человек.

4.Социализация.

Задача этапа дать самооценку и провести самокоррекцию. Все что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают представленные макеты.

6. Разрыв - внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса.

7. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.

Текст 11

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала. Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь [23, С.258].

Конспектирование (от лат.conspectus – обзор, очерк) краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.[25,С.127]

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов: плановый, текстуальный, свободный, тематический.

Краткая характеристика типов конспектов

  1. Плановый конспект: сжатый, в форме плана, пересказ прочитанного. Этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
  2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
  3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
  4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Алгоритм составления конспекта по учебному тексту

В этом методе воплощен принцип, согласно которому восприятие целого предшествует восприятию его составных частей.

Первый шаг состоит в беглом обзоре текста и его просмотре. Цель: иметь общее представление о содержании текста, с помощью которого возможно дальнейшее усвоение деталей.

Выделение заголовков и рубрик с тем, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста. Заголовок или рубрику можно представить в виде вопроса. Например, заголовок “Виды чтения в зависимости от цели конспектирования” можно преобразовать в вопрос “Как зависят виды чтения от целей конспектирования?”

Читая изучаемый материал в первый раз, выделяйте заголовки и рубрики с тем, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста.

  • Беглый просмотр всего текста.
  • Основной этап. Поставить вопросы к тексту, который предстоит прочитать:
  • Что мне известно по данной теме?
  • Какие основные темы, вопросы или идеи вынесены в заголовок?
  • Что мне предстоит узнать?
  • Определите цель составления конспекта.
  • В зависимости от вида конспекта выберите алгоритм действий (схема 8, 9,10,11)
  •  Подразделяйте текст на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  • Запишите в тетради тему конспекта.

Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

  • Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.
  •  Выделите взаимосвязи.
  •  Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  •  Прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей.
  •  Сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь.
  •  Каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
  •  Внимательно прочитайте материал.
  •  Определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы.

Схема 8

  • Выборочное конспектирование
  • Сквозное конспектирование
  • Репродуктивное конспектирование
  • Творческое конспектирование 

Текст 12

Алгоритм “Как конспектировать лекции”

Хорошая методика конспектирования сэкономит ваши силы и время.

Вот пять ключей к успешному конспектированию:

Записывать Сокращать Излагать Отображать Просматривать

Вы можете создать собственную систему, основанную на нескольких простых стратегиях:

Пользуйтесь для записей блокнотом, страницы которого можно легко заменять.
Это позволит вам добавлять, убирать и заменять страницы и записи.

Совершенствуйте структуру конспекта, включите в него:

  • заголовки, даты и даже номера аудиторий;
  • имена докладчиков, включая соучеников;
  • систему “разделов” для организации конспектов.

Оставьте место для дополнений.

Планируйте три основных раздела:

  1. Конспект лекции. Выделите основные моменты: не пытайтесь записывать за лектором слово в слово вместо того, чтобы охватить основные моменты.
  2. Место для заметок и правок, ссылок на учебники или другие источники, добавочных определений.
  3. “Заключение” или итоговый раздел.

Слушая лекцию, оценивайте услышанную информацию:

  • Определите, что важно, и стоит законспектировать, а что можно пропустить;
  • Слушайте достаточно долго, чтобы понять, о чём речь, перед тем, как конспектировать;
  • Если что-то непонятно, задавайте вопросы (но не перебивайте преподавателя, дождитесь паузы).

Просмотрите лекционный материал:

  • Совпадает ли ваш план лекции с планом лекции преподавателя?
  • Отклонилась ли группа от общего плана, вашего плана или плана преподавателя?

Напишите список-план всего, что нужно сделать, включая домашние задания, повторение сложного материала, работу с группой, встречи с соучениками, профессором/ассистентом.
Зачастую помощью соученика, который хорошо усвоил материал, пренебрегают. Если это удобно, попросите его о помощи.

Учебная инструкция “Требования к оформлению рукописей”

  1. Пишите текст на одной стороне листа – так удобнее читать и править материал.
  2. Оставляйте на каждой странице поля в два-три сантиметра. (Если нужно переделать фразу, внести дополнения или сделать замечание, любой читающий рукопись или вы сами сделаете это на полях).
  3. Пишите крупным, четким почерком, оставляя просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать строку.
  4. Соблюдайте абзацы (отступы вправо в начале первых строк, отделяющие одну часть текста от другой), иначе текст будет трудно читать.
  5. Особенно четко пишите фамилии и имена людей, географические названия и др. Ошибочное написание одной буквы или цифры может исказить все содержание изложенного.
  6. Правильно оформляйте цитаты и эпиграфы.
  7. Обязательно нумеруйте страницы.
  8. Если рукопись представляет собой корреспонденцию в стенную газету, подпишите рукопись.
  9. Если при работе над сочинением, статьей, рефератом и др. были использованы литературные источники, приложите к своей работе список использованных книг и статей – библиографию.

 Занятие № 10. Аннотация: назначение, виды, структура, отличие от реферата.

Цели занятия:

  • Познакомить с формой свёртывания информации – аннотацией, структурой, видами аннотаций.
  • Изучить методику формализованной подготовки аннотаций (справочных, рекомендательных).

Форма организации занятия: педагогическая Мастерская

Этапы Мастерской

1. Индукция.

2. Самоконструкция.

Индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

3. Социо – конструкция.

Сначала учащиеся обмениваются выполненными работами в паре, затем в группе из четырех человек.

4.Социализация.

Задача этапа дать самооценку и провести самокоррекцию. Все что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают представленные макеты.

6. Разрыв - внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса.

7. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.

Аннотация как жанр научного стиля

Аннотация (от лат. Annotatio – примечание) - краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер. [2]

В значении примечание отметка встречается уже у Плиния Старшего (вторая половина I в. н. э.). Но функционально, аннотация имеет место уже в каталоге Александрийской библиотеки, в римских сборниках "О знаменитых мужах". Позднее аннотация в виде краткой характеристики тех или иных авторов, сведений о тематике их трудов, оценки последних используется в биобиблиографических словарях Иеронима ("О церковных писателях", 392 г.), Геннадия Марсельского ("О церковных писателях", вторая половина V в.) и др.

Текст 13

Виды аннотаций, особенности их составления

Методика формализованного составления справочной аннотации

Назначение формализованной методики составления справочных аннотаций заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель выявить основное смысловое содержание первичного документа и дать его характеристику; в повышении качества подготовляемых вторичных документов; в снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

Эта методика рассчитана на первичное ознакомление с большим количеством документов и позволяет принять решение о необходимости их дальнейшей, более глубокой переработки и усвоения. Практически используется на этапе первичного отбора и анализа документов при подготовке докладов и сообщений, рефератов, обзоров, статей. Также может быть использована при написании курсовых и дипломных работ.

Аннотация – краткая характеристика книги (или статьи), содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. Аннотация на книгу может включать, кроме того, указание на особенности в изложении материала и адресат (для кого она предназначена). Говоря схематично, аннотация на книгу (прежде всего научную или учебную) отвечает на вопросы: о чем? Из каких частей? Как? Для кого?

Аннотация служит источником информации о содержании работы. Кроме того, умение аннотировать прочитанную литературу помогает овладеть навыками реферирования.

Таблица 5

 

О чем? В книге (статье) рассматриваются вопросы …, излагаются задачи …, дается обзор …, даются сведения …; В книге (статье) рассмотрены вопросы …, главное (особое) внимание обращено на …, уделено (чему?) …, описан метод …, изложена теория …; Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает
Из каких частей? Книга состоит из двух частей, трех разделов,  четырех глав…В книге содержатся следующие разделы
Как? Какие?  В книге (статье) подробно рассмотрены … приведены многочисленные примеры (цифровые данные), малоизвестные сведения, дано систематическое изложение … делается попытка
Для кого? Книга предназначена для …, а также для …Для чтения книги не требуется специальных знаний в области …

В качестве исходного продукта при аннотировании выступают научные, справочные, официальные документы, обладающие четко выделенными элементами внешней структуры издания: справочным аппаратом и основным текстом.

Справочный аппарат издания - сведения справочного, научного или пояснительного характера, дополняющие основной текст, помогающие лучше понимать его. В его состав входят: титульный лист, предисловие, вступительная статья, послесловие, примечания, списки литературы, содержание (или оглавление), указатели, приложения. Именно из этих элементов извлекаются основные сведения для составления справочной аннотации.
Основной текст издания отличается четкой логической последовательностью изложения, предусматривающей его деление на части, разделы, главы, параграфы. Заголовки этих структурных элементов являются наиболее информативными и служат основой для характеристики содержания документа при аннотировании.

В основе построения справочной аннотации лежит формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении справочной аннотации заранее заданы некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при аннотировании.

Формальные правила сводятся к следующему:

  • Определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;
  • Определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;
  • Приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре справочной аннотации аспекты содержания;
  • Задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащий включению в аннотацию.

Алгоритм составления аннотации

Технология формализованного аннотирования включает выполнение следующих операций:

  1. Составление библиографического описания первичного документа;
  2. Анализ текста первичного документа (просмотр первичного документа, анализ справочного аппарата издания);
  3. Синтез текста (определить состав и последовательность изложения аспектов содержания, выявленных в ходе анализа справочного аппарата первичного документа);
  4. Редактирование предложений, извлеченных из текста первичного документа (достигнуть четкость и ясность изложения);
  5. Запись и оформление аннотации.

Результатом использования методики формализованного аннотирования является составление справочной аннотации – вторичного документа, характеризующего первичный документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей без оценки и без рекомендаций по его использованию.

Структура справочной аннотации включает:

1. Библиографическое описание;

2. Текст аннотации, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:

  • сведения об авторе;  
  • сведения о форме (жанре) первичного документа;   
  • предмет, объект или тема первичного документа;
  • время и место исследования;
  • характеристика содержания первичного документа;
  • причины переиздания и отличительные особенности данного издания;
  • целевое и читательское назначение первичного документа.

В аннотируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня, однако последовательность их изложения в аннотации сохраняется. Особенностью справочной аннотации, полученной в результате использования формализованной методики, является выделение основного смыслового содержания текста первичного документа на основе представлений о ценности, новизне, значимости,  информации непосредственно самого автора, составителя или редактора первичного документа, а не на основе субъективных суждений составителя аннотации.

Элементы справочного аппарата первичного документа, на основании которых составляется справочная аннотация

Методика формализованного составления рекомендательной аннотации

В качестве объектов аннотирования выступают научно-популярные, литературно-художественные, детские издания, тексты, которые имеют слабоструктурированный характер и в меньшей степени поддаются формализации. Другие виды документов в качестве элементов внешней структуры могут наряду с текстом включать справочный аппарат издания.
Тексты художественных и научно-популярных изданий отличаются метафоричностью, образностью, широким использованием синонимов, многозначных слов, разнообразными стилевыми пластами лексики. Они характеризуются эмоциональностью и особой экспрессивностью.

В качестве основного источника выявления информации при составления рекомендательной аннотации выступает справочный аппарат (см. выше).

В основе построения рекомендательной аннотации лежит формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении рекомендательной аннотации заранее заданы некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при аннотировании.

Формальные правила сводятся к следующему:

  • Устанавливается вид и жанр издания;
  • Определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления рекомендательной аннотации;
  • Определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;
  • Приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре рекомендательной аннотации аспекты содержания;
  • Перечисляются приемы, обеспечивающие рекомендательную (рекламную) функцию аннотации;
  • Задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.

Однако использование формализованного подхода носит ограниченный характер, поскольку составление рекомендательных аннотаций является разновидностью творческой деятельности, сходной с литературной критикой и рецензированием. Формализация проявляется лишь в определении элементов структуры рекомендательной аннотации и приведении примерного перечня маркеров, позволяющих выделить заданные аспекты содержания.

Алгоритм выполнения формализованного аннотирования

Включает выполнение следующих операций:

  • Составление библиографического описания первичного документа.
  • Анализ текста первичного документа (просмотр первичного документа и анализ справочного аппарата).
  • Анализ дополнительных источников информации (рецензий, критических статей, справочных изданий и т.д.)
  • Синтез текста (определить состав и последовательность изложения аспектов содержания).
  • Редактирование предложений, извлеченных из текста первичного документа (четкость и простота изложения).
  • Запись и оформление аннотации (в соответствии с ГОСТ 7.9-95).

Результатом использования методики формализованного аннотирования является составление рекомендательной аннотации - вторичного документа, не только характеризующего первичный документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, но и дающего оценку и рекомендации по его использованию. Цель рекомендательной аннотации - заинтересовать читателя, показать значение и отличительные особенности данной книги или статьи, привлечь внимание пользователей к первичному документу. Практически рекомендательная аннотация выполняет функцию рекламы издания.

Структура рекомендательной аннотации включает:

Библиографическое описание;

Текст аннотации, состоящий из следующих аспектов содержания:

  • первичного документа:
  • сведения об авторе;
  • краткая характеристика творчества автора;
  • характеристика аннотируемого произведения;
  • оценка аннотируемого произведения;
  • стилистические особенности аннотируемого произведения
  • характеристика художественно-полиграфического и редакционно- издательского оформления;
  • целевое и читательское назначение аннотируемого документа.

В аннотируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня, однако последовательность изложения в аннотации сохраняется. Особенностью рекомендательной аннотации, полученной в результате формализованного аннотирования, является характеристика и оценка первичного документа на основе представлений о ценности, значимости информации составителя или редактора первичного документа, выдающихся деятелей культуры и искусства, критиков и литературоведов и др., а не субъективных суждений составителя аннотации.

Общие требования, а также требованиям, предъявляемым к рекомендательной аннотации:

  • лаконичность в сочетании с точностью характеристики содержания первичного документа;
  • наличие оценок и рекомендаций по использованию первичного документа.[Сайт библиотеки гимназии №1 г. Новосибирска]