Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся "Современные проблемы экологии". 9-й класс

Разделы: Экология

Класс: 9


Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.

Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.

Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе.

Задачи курса:

  • систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
  • формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
  • экологических проблем;
  • формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
  • развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
  • научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.

Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.

В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач. Для повышения мотивационногофона на каждом уроке используются эпиграфы, анализ пословиц и поговорок с точки зрения экологии, а по окончании - организация конкурсов. Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.

Курс рассчитан на 34 часа в полугодии, 2 часа в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.

Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности. Форма оценивания - пятибалльная система.

Содержание программы

Введение. (1 час)

История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.

I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)

Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы.

Анкетирование: “ Мое отношение к природе”.

Практическая работа: “Изучение экологического состояния пришкольной территории”.

Экскурсия: “Влияние туризма на растительный покров”.

Вопросы тестового контроля (приложение 1).

II. Атмосфера и человек. (6 часов)

Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.

Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем круговоротов веществ в атмосфере, очистных сооружений и замкнутых циклов воздуха.

Лабораторная работа: “Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

III. Земля и человек. (3 часа)

Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных

круговоротов веществ. Земельный фонд России.

Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.

Демонстрация: таблиц и рисунков орудий обработки земли, почвенных срезов, почвенной карты мира и России.

Лабораторная работа: “Определению кислотности почвы”.

Решение экологических задач.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

IV. Недра и человек. (3 часа)

Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и

комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, карты полезных ископаемых.

Экскурсия на предприятия добывающей промышленности.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)

Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем очистных сооружений и замкнутых циклов воды.

Лабораторная работа: “Определению содержания хлоридов в пробе воды”.

Решение экологических задач.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

VI. Растительный мир и человек. (2 часа)

Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц растений, Красной книги, наборов открыток “ Удивительные растения”.

Решение экологических задач.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

VII. Животный мир и человек. (2 часа)

Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.

Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц животных, Красной книги, наборов открыток.

Решение экологических задач.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 6 часов)

Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Демонстрация таблиц “ Человек и биосфера”.

Практическая работа: “Изучение содержания нитратов в овощах”.

Вопросы тестового контроля (приложении 1).

Заключение. ( 2 часа).

Проведение конференций, диспутов, деловых игр, защита проектов и научно-исследовательских работ

Учебно-тематический план (УТП)

№ п/п

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

 

В том числе Форма контроля
Лекц Практ Лабор Семин Экскурс.
1 Введение 1 1          
2 Взаимодействие человека с природной средой 5   1   3 1 тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии
3 Атмосфера и человек 6 1   1 4   тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы
4 Земля и человек 3     1 2   тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы.
5 Недра и человек 3       2 1 тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии”
6 Водные ресурсы и человек 4     1 3   тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде.
7 Растительный мир и человек 2       2   тестирование; устный опрос
8 Животный мир и человек 2       2   тестирование; устный опрос
9 Окружающая среда и человек 6 1 1   4   тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей.
10 Итоговое занятие 2       2   Защита проектов и научно-исслед. работ.

Поурочное планирование

№ п/п Наименование тем и уроков Количество часов
I. Введение. История развития экологии как науки, экологические факторы. 1
II. Взаимодействие человека с природной средой. 5
Современное состояние природной среды. Проблемы охраны природы.

Практическая работа “ Изучение экологического состояния пришкольной территории”.

Особо охраняемые территории ( ООТ).

Международное сотрудничество в области охраны природы. Экскурсия в природу.

 
III. Атмосфера и человек. 6
Лекция “ Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Антропогенные изменения”.

Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и радиация).

Выбросы автотранспорта и меры борьбы с ними.

Отходы производства. Безотходные и малоотходные производства. Лабораторная работа “ Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.

 
IV. Земля и человек. 3
Возникновение земледелия. Почва как составная часть биосферных круговоротов.

Лабораторная работа “ Определение кислотности почвы”. Земельные ресурсы России и их антропогенные изменения.

 
V. Недра и человек.

Добыча полезных ископаемых и окружающая среда.

Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана недр на Севере.

Экскурсия на предприятия добывающей промышленности ( места разработки нефти и газа).

3
VI. Водные ресурсы и человек. 4
Вода - основа жизни. Загрязнение природных вод.

Очистка сточных вод и бессточные производства.

Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги.

Лабораторная работа “Определение содержания хлоридов в пробе воды”.

 
VII. Растительный мир и человек. 2
Роль леса в жизни человека, истребление лесов и их охрана.

Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие

растения Ямала.

 
VIII Животный мир и человек. 2
Животный мир и цивилизация.

Охрана и восстановление численности животных, редкие животные Ямала.

 
IX Окружающая среда и человек. 6
Лекция “ Загрязнения среды и здоровье человека”.

Ток-шоу “Шум и здоровье человека”.

Питание и здоровье человека.

Практическая работа “Изучение содержания нитратов в овощах”. Ландшафт как фактор здоровья.

Проблемы адаптации человека к условиям Севера.

 
X. Заключение.

Конференция “ Человек - это тоже природа”.

Защита экологических проектов и научно-исследовательских работ.

2

Литература.

Для учителя:

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс- М.: АОМДС,
    Юнисам, 1995.
  3. Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
  4. Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр “ Вентана-Граа”, 2001.
  5. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
  6. Учителю экологии. Приложение// Биология в школе. - №4, 2001

Для учащихся:

Основная.

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная.

  1. Абадашев И.и. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
  2. Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области.-
    Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.
  3. Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “ Человек и окружающая среда”,
    9 кл.-М.: Дрофа, 1997.
  4. Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
  5. Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
  6. Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
  7. Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
  8. Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного покрова Крайнего
    Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990.
  9. Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, МИ.
    Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980.
  10. Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
  11. Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
  12. Просвещение, 1986.
  13. Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975. 13.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
  14. северянина.-М.: Астра, 1994.
  15. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
  16. Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь” и др.