Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный 20-летию трагедии на Чернобыльской АЭС

Разделы: Преподавание физики, Преподавание истории и обществознания


Эпиграф:

Чернобыль – это маленькая веха
Растущей в человечестве беды.
Чернобыль – эхо атомного века,
А, может быть, грядущего следы…
(Л.Ошанин)

Данный урок – заключительный по теме “Строение атома” (физика) и один из первых по теме “СССР в период Перестройки”. Урок был проведен в конце апреля, что совпало с годовщиной трагедии в Чернобыле. Возникла необходимость осмысления печального опыта Чернобыля не только с точки зрения естественных наук, но и в политическом, личностном и героическом аспектах.

Основные термины – понятия: “энергетический голод”, “альтернативные источники энергии”, “атомная энергетика”, “АЭС”, “саркофаг”, “радиация”, Чернобыльская зона, город-призрак Припять, МАГАТЭ, “использование атома в мирных целях”.

Персоналии: пожарные, первые вступившие в схватку с огнем – В. Правик, В. Кибенок…

Цели урока:

  1. Рассмотрение проблемы использования атома в мирных целях и преодоления возможных кризисных моментов сквозь призму законов физики и политической ситуации.
  2. Формирование у учащихся умения давать нравственную оценку исторических событий и действий исторических личностей.
  3. Показать на примере Чернобыля, что к техногенным катастрофам приводит не только сбой в технике, в механизмах, но и бездумные действия и распоряжения политиков, стремящихся в первую очередь обелить себя в ущерб населению огромной страны.
  4. Привести детей к мысли об ответственности каждого за судьбу своей страны и всего человечества в эпоху существования глобальных проблем (то есть жить не по принципу “После нас хоть потоп”). Дать понять, что жизнь человека в XXI веке – это высшая ценность, а политические аспекты в правовом государстве вторичны относительно человеческого (в тоталитарном государстве – примат государства, в правовом – примат личности).

 Задачи урока:

  1. Воспитание интереса к прошлому своей страны, патриотизма не только на основе положительных примеров из истории нашей Родины, но и на примере неудач и катастроф, на примерах мужества и героизма ликвидаторов чудовищной аварии на ЧАЭС, в первую очередь - пожарных.
  2. Фор