Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира на тему: "Как природа залечивает раны" в 3-м классе (по программе "Школа-2100")

Разделы: Преподавание в начальной школе, Преподавание экологии


Цели:

  • показать, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путём смены экосистем; закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе.

Оборудование:

  • иллюстрации озера, болота, луга и леса, правил поведения в природе, старичка-лесовичка, различных грибов, ромашки с лепестками;
  • знаками поведения в природе;
  • письмо детей;
  • кроссворд;
  • учебник-тетрадь для 3-го класса.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

(На доске старичок-лесовичок и грибы)

– Ребята к нам на урок пришёл старичок–лесовичок он проверит, как вы усвоили материал прошлых уроков. Вы видите грибы, которые растут в наших лесах, у каждого гриба есть вопрос. Ваша задача ответить на вопросы грибов и вспомнить их название.

Вопросы (на грибах):

  • Из каких частей состоит экосистема?
  • Почему экосистема может существовать долго без посторонней помощи?
  • Какие экосистемы считаются замкнутыми?
  • Какие экосистемы являются незамкнутыми?
  • Что происходит с системой, в которой незамкнутый круговорот?
  • Расскажи, как животные могут управлять круговоротом веществ во всём лесу?
  • Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

– Вы перечислили известные грибы, которые растут в наших лесах и ответили на вопросы. Молодцы!

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

– Cтаричок–лесовичок решил задать вам ещё вопросы:

– Какая экосистема может возникнуть на месте озера, болота и луга с течением времени?

– Какую роль в сменах экосистем играют разрушители?

– В каких условиях разрушители могут выполнять свою роль?

– Герои нашего учебника “Окружающий мир” Лена с Мишей ходили в поход, и Лена задала Мише вопрос. Прочитайте их диалог на странице 52.

– Как вы думаете, как появляются безлесные участки?

– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Итак, тема нашего урока: “Как природа залечивает раны?”

– А поможет нам изучить новую тему наш гость старичок–лесовичок.

3. Совместное открытие знаний или объяснение нового материала.

– Ребята! Прочитайте задание 1 на стр. 52 и посмотрите на рисунки. Как же появляются безлесные участки? Дополните предложения.

Дети дополняют предложения:

  • Пожар может поджечь лес и превратить его в пепелище.
  • Извержение вулкана покрывает землю застывшими потоками лавы.
  • Река размывает берега, меняет русло и образует озеро.

– Как вы думаете, как восстанавливается лесная экосистема?

– Посмотрите на следующие рисунки и вспомните, как озеро превращается в болото?

+ Реки и ручьи, впадающие в озёра, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет, поэтому все частицы почвы начинают оседать на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемещаются вместе с илом и остаются на дне.

Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковёр-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая всё озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится всё выше. Заросшее озеро превращается в болото.

-Как болото превращается в луг?

+ Разрушителям трудно жить в болоте. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же мох мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.

Со временем толща торфа становится всё выше, а болото – суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые цветы.

– Как луг превращается в лес?

+ Если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустов и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.

– А теперь прочитаем текст учебника на стр.53 (чтение текста учениками).

– Назовите причины смены экосистем.

+ Незамкнутый круговорот веществ…

– А что происходит с тем местом, где был костёр?

– Старичок-лесовичок решил вам рассказать о том,

КАК В ЛЕСУ ЗАЖИВАЕТ ОЖОГ

Наверное, многим из вас случалось посидеть в лесу у костра, полюбоваться волшебной игрой пламени, почувствовать аромат смолистого дыма. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне останется долго незаживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится затратить и силу, и время.

Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определённой последовательности. Вначале чёрное пятно обожжённой почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи, развивающиеся из крошечных спор, переносимых вездесущим ветром. Через несколько месяцев на значительной части пепелища уже можно обнаружить зелёный моховой покров. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появятся первые травы. Среди них первенство обычно принадлежит кипрею, в народе его называют иван-чай. Активно заселяет такие места мать-и-мачеха. Растения развиваются очень быстро, чему способствует большое количество питательных веществ в почве, попадающих в неё из золы кострища. Несколько позже появляются здесь всходы деревьев – козьей ивы, берёзы, осины, ели, сосны и некоторых других видов. Семена деревьев переносятся ветром и бурно всходят в этом месте, находя на прошлогоднем кострище благоприятные условия для развития. Ведь здесь много света, отсутствует слой подстилки, мешающей прорастанию мелких семян, влажная и хорошая удобренная почва.

Не всем “первопоселенцам” удаётся выжить. На небольшом пятачке разворачивается настоящее сражение за территорию. Быстро умирают всходы берёзы, не выносящие затемнения. Вслед за ними по той же причине гибнут проростки сосны и осины. Как правило, из деревьев сохраняются лишь всходы ивы и ели. Из трав-новосёлов старожилом становится мать-и-мачеха. Ей удаётся пережить почти всех своих соседей, с которыми она начинала восстановление ожога. В конце концов, бывшее кострище вновь обретает зелёный покров, где будут господствовать типично лесные растения.

– Прочитайте текст учебника на стр.53.

– Какой вывод мы можем сделать?

+ Природа умеет залечивать свои раны, нанесённые огнём и водой.

4. Первичное закрепление.

– Ребята! Нам старичок–лесовичок принёс ещё интересную игру.

Игра “Ромашка” (дети срывают лепестки с вопросами).

Отвечают на вопросы:

  • Природные стихии разрушают всё новые и новые экосистемы. Становится ли при этом меньше экосистем на Земле?
  • Если все луга раньше зарастали лесом, то почему же луга до сих пор ещё встречаются?
  • Как разрушители могут управлять сменой экосистем?
  • Что произойдёт с экосистемой, если круговорот веществ в ней будет не полностью замкнутым?

5. Закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).

– Ребята! Прочитайте задание 2 на стр. 54 и посмотрите на рисунки. Нужно подписать названия экосистем и пронумеровать экосистемы в порядке их смены друг с другом (иллюстрации на доске):

луг – 3;  лес – 4;  озеро – 1;   болото – 2

– Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Поэтому Земля была покрыта растениями – производителями, её населяли животные – потребители, а в почве работали разрушители. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек. Поэтому многие растения и животные встречаются в природе всё реже и реже, а некоторые совсем исчезли.

Однажды обходил cтаричок-лесовичок свои владения, глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: “Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить”.

– Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода– это её дом?

– Как происходит загрязнение воды?

– Какая опасность угрожает рыбке? А кому ещё угрожает опасность? Почему?

– Посмотрите на схему на доске и расскажите, почему многие растения и животные встречаются всё реже.

– Да, к сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений и животных. Например, на месте леса люди строят заводы, города или на месте луга устраивают ферму. Много растений при этом погибает. Птицы и животные вынуждены искать себе новое место жительства. А при этом переселении погибают птенцы, которые ещё не вылупились или не окрепли, также и детёныши живых. Погибают слабые, старые животные.

– Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они могли ещё долго бы радовать нас!

– Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты они живые навсегда исчезли, а многие другие стали редкими. Вы знаете, что редкие растение и животные занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

– Для животных, которых осталось мало на Земле, в нашей стране создают заповедники. Так удалось спасти некоторых животных: бобра, соболя, зубра и других. Но беречь нужно не только редких, а всех животных и все растения. Мы должны беречь природу и помогать ей.

– Ребята! Прочитайте задание 3 на стр. 54 и посмотрите на рисунок. Напишите, что произошло в природе от неумелого вмешательства человека.

– Туристы сломали деревья, измяли траву, испугали зверей и птиц, оставили после себя неубранный мусор.

– Ребята! Эти дети написали письмо после своего “отдыха”. Послушайте его и назовите ошибки, допущенные школьниками.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед ухом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы всё равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут, мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. “Это гадюка!” – закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. “Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж”. “Всё равно – гадина!” – ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день.

– Назовите, ошибки, которые допустили школьники.

Ошибки, совершённые школьниками:

  1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а так же сбивать даже не съедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы – деревья”.
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова их отвезти в лес.
  8. Не следует что – либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

– Как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей.)

– Какие правила поведения в лесу вы должны помнить?

– старичок–лесовичок принес для вас правила поведения в природе.

– Я буду показывать значок, а вы называете правило.

Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

  • В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.
  • На экскурсиях, во время походов и прогулок нельзя шуметь в лесу, пугать животных криками и громкой музыкой. Нельзя разорять муравейники, гнёзда птиц и жилища зверей. Нельзя бросать палки и камни в животных, мучить и убивать их.
  • Не вытаптывайте лесную траву, лучше ходите по тропинкам. Не ломайте живые ветви деревьев и кустарников. Не рвите цветы. Ходите по лесу осторожно и аккуратно. Наслаждайтесь красотой родной природы, зелёными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек, стрекоз. Наблюдайте жизнь природы, изучайте её и любите.
  • Животные связаны между собой в круговороте веществ. Оберегая одних животных, ты помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
  • Животные связаны с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветков нужен для питания. Не забывай и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые скрываются в их зарослях.

6. Итог.

– Ребята! Нам старичок-лесовичок предлагает нам разгадать кроссворд.

– Разгадаем кроссворд:

1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком…(пчела).

2. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло…(сова).

3. Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит…(комар).

4. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину…(бобры).

5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять…(снегирь).

6. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт…(лиса).

– Кому мы должны помочь? (Ответы детей)

– Как природа сама залечивает свои раны?

– Если человек будет продолжать влиять на природу, то легко ли ей будет исправлять ошибки людей?

– Старичок-лесовичок очень доволен вашими знаниями и надеется, что вы будете выполнять те правила, о которых мы говорили на уроке, и не допустите тех ошибок, которые допустили дети, написавшие письмо.

7. Информация о домашнем задании.

– Дома вы нарисуете знаки, запрещающие вредить природе, выполните задания на стр.55.