Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира на тему: "Как природа залечивает раны" в 3-м классе (по программе "Школа-2100")

Разделы: Преподавание в начальной школе, Преподавание экологии


Цели:

  • показать, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путём смены экосистем; закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе.

Оборудование:

  • иллюстрации озера, болота, луга и леса, правил поведения в природе, старичка-лесовичка, различных грибов, ромашки с лепестками;
  • знаками поведения в природе;
  • письмо детей;
  • кроссворд;
  • учебник-тетрадь для 3-го класса.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

(На доске старичок-лесовичок и грибы)

– Ребята к нам на урок пришёл старичок–лесовичок он проверит, как вы усвоили материал прошлых уроков. Вы видите грибы, которые растут в наших лесах, у каждого гриба есть вопрос. Ваша задача ответить на вопросы грибов и вспомнить их название.

Вопросы (на грибах):

  • Из каких частей состоит экосистема?
  • Почему экосистема может существовать долго без посторонней помощи?
  • Какие экосистемы считаются замкнутыми?
  • Какие экосистемы являются незамкнутыми?
  • Что происходит с системой, в которой незамкнутый круговорот?
  • Расскажи, как животные могут управлять круговоротом веществ во всём лесу?
  • Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

– Вы перечислили известные грибы, которые растут в наших лесах и ответили на вопросы. Молодцы!

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

– Cтаричок–лесовичок решил задать вам ещё вопросы:

– Какая экосистема может возникнуть на месте озера, болота и луга с течением времени?

– Какую роль в сменах экосистем играют разрушители?

– В каких условиях разрушители могут выполнять свою роль?

– Герои нашего учебника “Окружающий мир” Лена с Мишей ходили в поход, и Лена задала Мише вопрос. Прочитайте их диалог на странице 52.

– Как вы думаете, как появляются безлесные участки?

– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Итак, тема нашего урока: “Как природа залечивает раны?”

– А поможет нам изучить новую тему наш гость старичок–лесовичок.

3. Совместное открытие знаний или объяснение нового материала.

– Ребята! Прочитайте задание 1 на стр. 52 и посмотрите на рисунки. Как же появляются безлесные участки? Дополните предложения.

Дети дополняют предложения:

  • Пожар может поджечь лес и превратить его в пепелище.
  • Извержение вулкана покрывает землю застывшими потоками лавы.
  • Река размывает берега, меняет русло и образует озеро.

– Как вы думаете, как восстанавливается лесная экосистема?

– Посмотрите на следующие рисунки и вспомните, как озеро превращается в болото?

+ Реки и ручьи, впадающие в озёра, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет, поэтому все частицы почвы начинают оседать на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемещаются вместе с илом и остаются на дне.

Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковёр-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая всё озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится всё выше. Заросшее озеро превращается в болото.

-Как болото превращается в луг?

+ Разрушителям трудно жить в болоте. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же мох мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.

Со временем толща торфа становится всё выше, а болото – суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые цветы.

– Как луг превращается в лес?

+ Если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустов и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.

– А теперь прочитаем текст учебника на стр.53 (чтение текста учениками).

– Назовите причины смены экосистем.

+ Незамкнутый круговорот веществ…

– А что происходит с тем местом, где был костёр?

– Старичок-лесовичок решил вам рассказать о том,

КАК В ЛЕСУ ЗАЖИВАЕТ ОЖОГ

Наверное, многим из вас случалось посидеть в лесу у костра, полюбоваться волшебной игрой пламени, почувствовать аромат смолистого дыма. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне останется долго незаживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится затратить и силу, и время.

Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определённой последовательности. Вначале чёрное пятно обожжённой почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи, развивающиеся из крошечных спор, переносимых вездесущим ветром. Через несколько месяцев на значительной части пепелища уже можно обнаружить зелёный моховой покров. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появятся первые травы. Среди них первенство обычно принадлежит кипрею, в народе его называют иван-чай. Активно заселяет такие места мать-и-мачеха. Растения развиваются очень быстро, чему способствует большое количество питательных веществ в почве, попадающих в неё из золы кострища. Несколько позже появляются здесь всходы деревьев – козьей ивы, берёзы, осины, ели, сосны и некоторых других видов. Семена деревьев переносятся ветром и бурно всходят в этом месте, находя на прошлогоднем кострище благоприятные условия для развития. Ведь здесь много света, отсутствует слой подстилки, мешающей прорастанию мелких семян, влажная и хорошая удобренная почва.

Не всем “первопоселенцам” удаётся выжить. На небольшом пятачке разворачивается настоящее сражение за территорию. Быстро умирают всходы берёзы, не выносящие затемнения. Вслед за ними по той же причине гибнут проростки сосны и осины. Как правило, из деревьев сохраняются лишь всходы ивы и ели. Из трав-новосёлов старожилом становится мать-и-мачеха. Ей удаётся пережить почти всех своих соседей, с которыми она начинала восстановление ожога. В конце концов, бывшее кострище вновь обретает зелёный покров, где будут господствовать типично лесные растения.

– Прочитайте текст учебника на стр.53.

– Какой вывод мы можем сделать?

+ Природа умеет залечивать свои раны, нанесённые огнём и водой.

4. Первичное закрепление.

– Ребята! Нам старичок–лесовичок принёс ещё интересную игру.

Игра “Ромашка” (дети срывают лепестки с вопросами).

Отвечают на вопросы:

  • Природные стихии разрушают всё новые и новые экосистемы. Становится ли при этом меньше экосистем на Земле?
  • Если все луга раньше зарастали лесом, то почему же луга до сих пор ещё встречаются?
  • Как разрушители могут управлять сменой экосистем?
  • Что произойдёт с экосистемой, если круговорот веществ в ней будет не полностью замкнутым?

5. Закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).

– Ребята! Прочитайте задание 2 на стр. 54 и посмотрите на рисунки. Нужно подписать названия экосистем и пронумеровать экосистемы в порядке их смены друг с другом (иллюстрации на доске):

луг – 3;  лес – 4;  озеро – 1;   болото – 2

– Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Поэтому Земля была покрыта растениями – производителями, её населяли животные – потребители, а в почве работали разрушители. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек. Поэтому многие растения и животные встречаются в природе всё реже и реже, а некоторые совсем исчезли.

Однажды обходил cтаричок-лесовичок свои владения, глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: “Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить”.

– Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода– это её дом?

– Как происходит загрязнение воды?

– Какая опасность угрожает рыбке? А кому ещё угрожает опасность? Почему?

– Посмотрите на схему на доске и расскажите, почему многие растения и животные встречаются всё реже.

– Да, к сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений и животных. Например, на месте леса люди строят заводы, города или на месте луга устраивают ферму. Много растений при этом погибает. Птицы и животные вынуждены искать себе новое место жительства. А при этом переселении погибают птенцы, которые ещё не вылупились или не окрепли, также и детёныши живых. Погибают слабые, старые животные.

– Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они могли ещё долго бы радовать нас!

– Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты они живые навсегда исчезли, а многие другие стали редкими. Вы знаете, что редкие растение и животные занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

– Для животных, которых осталось мало на Земле, в нашей стране создают заповедники. Так удалось спасти некоторых животных: бобра, соболя, зубра и других. Но беречь нужно не только редких, а всех животных и все растения. Мы должны беречь природу и помогать ей.

– Ребята! Прочитайте задание 3 на стр. 54 и посмотрите на рисунок. Напишите, что произошло в природе от неумелого вмешательства человека.

– Туристы сломали деревья, измяли траву, испугали зверей и птиц, оставили после себя неубранный мусор.

– Ребята! Эти дети написали письмо после своего “отдыха”. Послушайте его и назовите ошибки, допущенные школьниками.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Во