"Своя игра", "Проще простого" и "Аукцион" на уроках физики и астрономии

Разделы: Физика, Астрономия

“Своя игра” по физике

Данную игру целесообразно проводить в конце 8-го класса на уроке повторения или на внеклассных мероприятиях. Играют 3 команды. Игра проводится в два раунда, в каждом разыгрываются 30 вопросов по 6-и темам (5 вопросов по теме) “стоимостью” от 10 до 50 баллов в первом раунде и от 20 до 100 баллов во втором. “Стартовый капитал” команд – 100 баллов. За правильный ответ счёт команды увеличивается на “стоимость” вопроса, за неправильный это сумма вычитается. На последний вопрос отвечают (письменно) все команды, предварительно, после сообщения темы вопроса, сделав “ставки” в пределах того количества баллов, которое было набрано командой за игру. Перед игрой на доске надо начертить таблицу 6 на 6 с заголовками тем и баллами за вопросы, которые нужно стирать после выбора вопроса.

Первый раунд

Жидкости и газы. 10.Что означает слово “газ”? 20. Какого цвета водяной пар? 30. Где на реке в половодье собираются брёвна – в середине или у берега? 40. Какой водой легче тушить огонь – горячей или холодной? 50. Что тяжелее – тонна дерева или тонна железа?

Теплота. 10. Греет ли шуба? 20. Можно ли вскипятить воду снегом? 30. Существует ли холодный кипяток? 40. Бывает ли горячий лёд? 50. Как быстрее охладить предмет – положив его на лёд или лёд на него?

Свет. 10. Почему днём небо голубое? 20. Почему Солнце на закате красное? 30. Почему снег белый? 40. Почему блестят начищенные ботинки? 50. Можно ли увидеть световые лучи?

Физика в животном мире. 10. Приведите примеры использования реактивных двигателей в живой природе. 20. Назовите животных, которые “вооружены электричеством”. 30. Приведите примеры эхолокации в животном мире. 40. Для чего заяц косой? 50. Кого можно назвать животными-парашютами?

Имена нарицательные. 10. Фамилией какого учёного мы называем единицу давления? 20. Чьё имя носит единица напряжения? 30. Какого французского учёного мы вспоминаем, когда говорим о силе тока? 40. В честь какого учёного названа единица силы? 50. Именем какого великого физика названа единица энергии?

История физики. 10. Какой из законов был открыт раньше – Ома или Паскаля? 20. В каком веке жил Архимед? 30. Какой из диодов изобретён раньше – вакуумный или полупроводниковый? 40. В каком веке Ом сформулировал свой закон? 50. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

Второй раунд

Электричество. 20. Что означает слово “электрон”? 40. Почему не погибают птицы, сидящие на проводах? 60. Чем создаётся электрическое поле? 80. Что необходимо для существования электрического тока? 100. Что такое плазма?

Звук. 20. Чему равна скорость звука в вакууме? 40. Почему шумит раковина, прижатая к уху? 60. Существуют ли звуки, которые нельзя услышать? 80. Может ли пуля сразить солдата, если он уже услышал звук выстрела? 100. Чему равна скорость звука в воде?

Магнетизм. 20. Существуют ли в природе отдельные магнитные заряды? 40. Каково происхождение слова “магнит”? 60. С помощью чего можно обнаружить магнитное поле? 80. Как устроен простейший электромагнит? 100. Что является источником магнитного поля?

Чьим именем назван закон? 20. “Действие равно противодействию”. 40. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. 60. О взаимодействии электрических зарядов. 80. О передаче давления в любую точку жидкости или газа. 100. О выделяемом в цепи количестве теплоты

Физика и география. 20. Какой прибор был назван в честь города Лейден? 40. Какой эксперимент вспоминается сразу, когда называют город Магдебург? 60. Откуда выгоднее запускать космические корабли – с полюса или с экватора? 80. Где на Земле компас показывает на север двумя концами? 100. Названия каких химических элементов имеют географическое происхождение?

Чьи это слова? 20. Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. 40. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. 60. А всё-таки она вертится! 80. Пусть будет атом рабочим, а не солдатом! 100. Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только своей Родине.

Тема: История слов.
Вопрос: Что означает слово “физика” в переводе с греческого?

“Своя игра” по астрономии

Первый раунд

“Космические двойняшки”. 10. Что такое визуально-двойная звезда? 20. Как иначе называются затменно-двойные звёзды? 30. Что такое “кратные” звёзды? 40. Какой физический эффект позволяет изучать спектрально- двойные звёзды? 50. Откуда произошло название “алголь”?

“Жёлтый карлик”. 10. Какова температура фотосферы Солнца? 20. К какому спектральному классу относится Солнце? 30. Какова продолжительность цикла солнечной активности? 40. Из каких слоёв состоит атмосфера Солнца? 50. Почему солнечные пятна кажутся чёрными?

“На окраинах Солнечной системы”. 10. Есть ли у планет-гигантов твёрдая поверхность? 20. Назовите хотя бы три спутника Юпитера. 30. Какая из планет крупнее: Сатурн или Нептун? 40. Из чего состоят кольца планет-гигантов? 50. Почему Галилей, наблюдая Сатурн в свой телескоп, решил, что видит не одну, а три планеты?

“Звёздные города”. 10. Как называется a Малой Медведицы? 20. С названием какого созвездия связано слово “каникулы”? 30. Сколько всего созвездий на небесном своде? 40. Меняется ли вид созвездий со временем? 50. Какое созвездие состоит из двух отдельных частей?

“Колыбель человечества”. 10. Сколько у Земли естественных спутников? 20. Назовите значение сидерического периода обращения Земли, выраженное в сутках. 30. На каком месте от Солнца среди планет находится Земля? 40. Что называется радиационными поясами Земли? 50. Как вращается Земля: с запада на восток или наоборот?

“Космическая соседка Земли”. 10. Есть ли на Луне моря и океаны, подобные земным? 20. Что называется кратером? 30. Есть ли на Луне атмосфера? 40. Как по виду Луны определить, убывает она или растёт? 50. Видна ли Луна во время полного лунного затмения?

Второй раунд

“Видимое ничто”. 20. В чём заключается основная особенность кометных орбит? 40. Куда и почему направлен хвост кометы? 60. Назовите хотя бы три кометы. 80. Почему кометы иногда называют “видимое ничто”? 100. Какова астрономическая причина того, что люди с древности боялись комет?

“Между Марсом и Юпитером”. 20. Каковы следы падения на Землю крупных метеоритов? 40. Почему астероиды получили такое название? 60. Где расположен “пояс астероидов”? 80. Существуют ли астероиды, подлетающие к Солнцу ближе, чем Земля? 100. Какого размера самый крупный астероид?

“Астрономия и мифы”. 20. Какой персонаж древнегреческого мифа связан со звездой Алголь из созвездия Персея? 40. Каково название гипотетической планеты, которая, по некоторым предположениям, могла существовать между орбитами Марса и Юпитера и стать “прародителем” пояса астероидов? 60. Что связывает названия планеты Марс и звезды Антарес? 80. Имя какого бога носит ближайшая к Солнцу планета? 100. Название какого созвездия связано с мифом о красавице-жене египетского царя, пожертвовавшей свои сказочно красивые волосы ради спасения мужа?

“Зоопарк на небе”. 20. Есть ли на небе созвездие Жираф? 40. Существует ли созвездие Лисичка? 60. В каком полушарии неба находится созвездие Гончие Псы? 80. Сколько на небе “медведей” и “львов”? 100. Как Ян Гевелий объяснял происхождение названия созвездия Рысь?

“Падающие звёзды”. 20. Падают ли с неба настоящие звёзды? 40. Что такое метеор? 60. Почему метеоры светятся? 80. Какова причина существования метеорных потоков? 100. Какая точка на небе называется радиантом метеорного потока?

“В мире множества лун”. 20. Сколько спутников у Венеры? 40. Как называются спутники Марса? 60. Какие планеты не имеют спутников? 80. У какой планеты открыто наибольшее число спутников? 100. Какой спутник имеет достаточно плотную атмосферу?

Тема: История слов.
Вопрос: Как буквально переводится слово “планета”?

Игра “Проще простого” по физике

Играют две команды и 9 “гостей” (учеников старших классов, учителей, родителей). На доске чертятся 2 поля для игры в “крестики-нолики”, 3 на 3 каждое. В клетки первого вписываются имена “гостей”, второе поле – игровое. Команды по очереди выбирают одного из гостей, которому задаётся вопрос и предлагаются варианты ответов. За согласие с правильным ответом гостя или несогласие с неправильным команда получает в клетку, соответствующую отвечавшему, свой знак (“крестик” или “нолик”). В противном случае туда ставится знак соперника. Побеждает команда, первой закрывшая линию или набравшая большее количество своих знаков.

Вопросы (номера правильных ответов отмечены жирным шрифтом)

1. Чем объяснить то, что узел крепко держит связанные им верёвки?

1. Силой трения.
2. Силой тяготения.
3. Инерцией.

2. Когда половая щётка уравновешена на спинке стула, какая её часть тяжелее: короткая или длинная?

1. Длинная.
2. Короткая.
3. Они одинаково тяжелы.

3. Кем введены в русскую речь слова “газ” и “атмосфера”?

1. Менделеевым.
2. Ломоносовым.
3. Поповым.

4. Какой из трёх металлов притягивается магнитом?

1. Железо.
2. Серебро.
3. Свинец.

5. Почему птицы, сидящие на высоковольтном проводе, не погибают?

1. Лапы птиц не пропускают ток.
2. Напряжение между лапами слишком мало.
3. Ток вообще не опасен для птиц.

6. Что мы слышали бы, удаляясь от оркестра со скоростью звука?

1. Одну ноту.
2. Весь концерт без изменений.
3. Ничего.

7. Чем бег отличается от ходьбы?

1. Только скоростью.
2. Во время бега есть промежутки времени, когда ноги не касаются земли.личается от ходьбы?ерт без изменений. стью звука?ами слишком мало.
3. Во время ходьбы есть промежутки времени, когда ноги не касаются земли.

8. Иногда, чтобы определить, сырое яйцо или варёное, его приводят во вращение. Какое яйцо вращается лучше и почему?

1. Варёное.
2. Сырое.
3. Оба вращаются одинаково.

9. Где на Земле предметы тяжелее и почему?

1. На экваторе.
2. На Северном полюсе.
3. Везде одинаково тяжелы.

10. Падающее тело весит:

1. Больше, чем покоящееся.
2. Меньше, чем покоящееся.
3. Они весят одинаково.

11. Почему капли дождя круглые?

1. Из-за малого размера.
2. Из-за действия воздуха.
3. Из-за отсутствия веса.

12. Как вы поступите, если захотите охладить льдом бутылку воды?

1. Положите лёд на бутылку.
2. Положите бутылку на лёд.
3. Положение льда и бутылки не имеет значения.

13. Зачем человеку два уха?

1. Чтобы слышать более слабые звуки.
2. Чтобы определять расстояние до источника звука.
3. Чтобы определять местонахождение источника звука.

14. Почему в сильный мороз сани плохо скользят?

1. Полозья примерзают к снегу.
2. Мало “смазки” между полозьями и снегом.
3. При низкой температуре снег притягивает полозья.

15. Почему в ветреную погоду человек переносит мороз хуже, чем в тихую?

1. Ветер относит от человека тёплый воздух.
2. Температура воздуха зависит от скорости ветра.
3. В ветреную погоду изменяется давление воздуха.

16. Кто чаще машет крылышками: шмель или комар?

1. Шмель.
2. Комар.
3. Машут одинаково.

17. Как изменится вес человека, оказавшегося в центре Земли??

1. Останется таким же, как на поверхности.
2. Увеличится.
3. Станет равен нулю.

18. Зачем, прежде чем надеть железный обод на колесо телеги, его сильно нагревали?

1. Для “закалки” обода.
2. Для того, чтобы он крепче держался на колесе.
3. Для того, чтобы колесо не скользило.

19. Зачем на стыках между рельсами оставляют промежутки?

1. Для свободного расширения при нагревании.
2. Для того, чтобы рельсы не проводили электрический ток.
3. Из-за экономии металла.

20. Почему под медицинскими банками вздувается кожа?

1. Из-за разницы давлений внутри и снаружи банки.
2. Из-за повышения температуры при болезни.
3. Из-за особой формы банки.

21. Этот древнегреческий учёный, живший в начале нашей эры, связал науку с нуждами человека, изобретя пожарный насос, первую паровую машину, автомат для продажи “священной воды” и многое другое.

1. Аристотель.
2. Герон Александрийский.
3. Архимед.

22. Английский учёный, создатель современного естествознания. Сформулировал основные принципы механики, открыл закон всемирного тяготения, разработал теорию движения планет. Впервые с помощью призмы разложил белый свет на семь цветов радуги.

1. Ньютон.
2. Гюйгенс.
3. Фарадей.

23. Этот российский учёный и изобретатель жил и творил на рубеже XIX - XX веков. Он прославился работами в области аэро- и ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля. Обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений и освоения космоса. Разработал теорию движения “ракетных поездов”.

1. Кибальчич.
2. Королёв.
3. Циолковскиё.

24. Российский учёный-энциклопедист, основатель Московского университета. Сформулировал закон сохранения материи и движения. Исследовал атмосферное электричество, сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений. Открыл атмосферу Венеры.

1. Ломоносов.
2. Менделеев.
3. Столетов.

25. Будучи бургомистром Магдебурга, он в то же время объяснил многие атмосферные явления и изобрёл воздушный насос. Построил одну из первых электрических машин, водяной барометр, воздушный термометр, изобрёл гигрометр.

1. Отто фон Герике.
2. Рене Декарт.
3. Пьер Симон Лаплас.

26. Это английский физик известен трудами по теплоте и оптике. Кроме того, он открыл закон упругости, носящий его имя, усовершенствовал микроскоп, изобрёл барометр, дождемер, ватерпас, один из видов телескопов.

1. Роберт Гук.
2. Галилео Галилей.
3. Исаак Ньютон.

27. Свой первый научный трактат этот французский математик, физик и философ написал в 16 лет. Он изобрёл счётную машину. Открыл закон гидростатики, получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса. Доказал, что воздух имеет вес.

1. Карно.
2. Паскаль.
3. Ампер.

Аукцион по астрономии

Перед игрой команды получают одинаковое количество “условных астрономических единиц” (у. а. е.). Эту “астрономическую” валюту необходимо напечатать заранее, используя, например, портреты учёных-астрономов, астрономические символы и т. д. В первом туре задаётся вопрос, сообщается его стоимость, и команды начинают “торги” за право отвечать. Победившая в “торгах” команда в случае правильного ответа получает сумму, равную стоимости вопроса. Во втором туре сообщается только тема вопроса, в третьем – лишь стоимость. Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму “условных астрономических единиц”.

I тур

1. 1000. Два путешественника, выйдя из одной точки на экваторе, отправились с одинаковой скоростью в кругосветное путешествие: один - вдоль экватора, а другой - по меридиану. Одновременно ли они
    достигнут исходной точки в конце путешествия?
  2. 1500. Перечислите 7 самых ярких небесных объектов.
  3. 500. Опишите вид звёздного неба с Марса.
  4. 500. Когда на небе видно Солнце? Луна? Звёзды?
  5. 500. Почему метеорный поток Леониды носит такое название?
  6. 1000. Определите созвездие по “немой” карте.
  7. 500. Кто из людей и где более всего приближался к центру Земли?
  8. 1500. Зимой Земля ближе к Солнцу, чем летом. Почему же зимой холоднее, чем летом?
  9. 500. Чему равен период обращения Земли вокруг своей оси?
  10. 1000. Из какой точки на земном шаре нужно выйти, чтобы, пройдя 100 км на юг, затем 100 км на восток и 100 км на север, оказаться в исходной точке?
  11. 1500. Будет ли на Земле смена дня и ночи, если она перестанет вращаться вокруг своей оси?
  12. 1500. Если первое января - понедельник, то каким днём педели закончится простой и високосный год?
  13. 500. Когда начался XXI век?
  14. 1500. Почему мы говорим “спектральные линии”?
  15. 1500. Июль, 12 часов дня. Видны ли на небе звёзды?

II тур

1. 1000. Какое созвездие дважды встречается на карте звёздного неба?
  2. 1000. В каком незодиакальном созвездии и когда бывает Солнце?
  3. 1500. Назовите объекты Солнечной системы в порядке уменьшения их размеров.
  4. 2000. Венера находится в западной элонгации. В какое время суток её удобнее наблюдать?
  5. 2000. Если вы решили наблюдать Луну за неделю до затмения, то в каком месте небосвода следует искать её сразу после захода Солнца?
  6. 1500. Почему Земля и другие планеты имеют шарообразную форму, а астероиды и ядра комет - неправильную?
  7. 2000. В каком случае видимый диаметр Луны больше - когда она наблюдается вблизи зенита или горизонта?
  8. 1000. В романе Ф. Панфёрова “Во имя молодого” сказано: “Затем были запущены ракеты в сторону Луны и заснята её обратная, в вечном мраке, сторона”. Найдите неточности.
  9. 1500. Можно ли с Северного полюса Земли наблюдать солнечное затмение 15 ноября?
  10. 2000. При каких условиях на планете не будет происходить смены дня и ночи?
  11. 1500. Верно ли, что 21 марта и 23 сентября день на Земле всюду равен ночи?
  12. 1500. Сколько дней будет в феврале 2100 года?
  13. 1000. Прав ли Артур Кларк, написавший в романе “2001: Космическая Одиссея”, что, как только на Луне начался день и появились первые лучи Солнца, “звёзды погасли”?

III тур

1. 2000. Какие из созвездий носят названия физических приборов?
  2. 1000. Некоторая планета находится на угловом расстоянии 100 ° от Солнца. Какая это планета - верхняя или нижняя?
  3. 2000. Охотник осенью ночью идёт в лес по направлению на Полярную звезду. Сразу после восхода Солнца он возвращается обратно. Как должен ориентироваться охотник по положению Солнца?
  4. 2000. Если бы Земля вращалась с периодом 12 часов, то сколько бы наблюдалось лунных приливов в сутки?
  5. 1500. Развязка приближалась: зверь устал и встал неподвижно. В 100 м к югу от медведя появился охотник. Он прошёл 150 м на восток и, повернувшись, выстрелил точно на север. Сражённый медведь упал. Вопрос: какого цвета была шкура медведя?
  6. 1000. В каких районах Земли сегодня может наблюдаться лунное затмение?
  7. 1000. В какое время суток наблюдается растущая и убывающая Луна?
  8. 3000. В рассказе А. П. Чехова “Аптекарша” есть такие строки: “Неожиданно из-за отдалённого кустарника выползает большая, широколицая Луна. Она красна (вообще, Луна, вылезая из-за кустов, всегда почему-то бывает ужасно сконфужена)”. Вопрос: почему Луна была красна и широколица? И важно ли, что кустарник был отдалённым?
  9. 1500. Может ли день быть длиннее года?
  10. 2000. В романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” описан майский вечер в Москве па Патриарших прудах: “Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная Луна, но ещё не золотая, а белая”. Найдите неточность.