Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…"

Разделы: Преподавание литературы


Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано им лично. И если это действительно большой поэт, то его чувство несет в себе черты его времени, его эпохи. Это происходит непроизвольно, так как в самой природе эмоций заключена связь человека с действительностью.

Внутренний мир человека в его психологической сложности и многообразии открывается в поэзии А.С. Пушкина.

Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? Пушкин – поэт действительности. Он величайший деятель мирового реалистического движения XIX века.

Обратимся к анализу его стихотворения “… Вновь я посетил”, привлекая в процессе анализа творческую историю произведения.

В период создания этого стихотворения раздумья о близости смерти не раз посещали поэта. “У нас, - писал он жене из Михайловского 21 сентября 1835 г., - ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000. Все держится на мне да на тетке. Но ни я, ни тетка не вечна”.

В следующем письме, от 25 сентября, жалуясь жене, что не написал “до сих пор ни строчки”, Пушкин останавливается не на той мысли: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом мне говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился да и подурнел. Хотя могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был. Все это не беда; одна беда: не замечай ты, мой друг, того, что я слишком замечаю”.

Читая эти строки, Наталья Николаевна не знала, как близки они к лирическому и философскому замыслу нового произведения Пушкина. А между тем, именно к этому времени относятся первоначальные наброски стихотворения “… Вновь я посетил”. Их много, и всего в академическом издании опубликовано 353 строчки стихотворения.

“…Вновь я посетил” – стихотворение, в котором Пушкин подводит итог своим раздумьям о жизни и смерти, о настоящем, прошедшем и будущем. По сравнению с первоначальными набросками оно коротко – всего 58 строк.

Чем же отличается основной текст стихотворения от черновых вариантов? И каково содержание отвергнутых вариантов?

В них много сказано о самом поэте, о разных периодах его жизни: “В разны годы под нашу сень, в Михайловские рощи, являлся я”. Вернувшись в Михайловское спустя десять лет, Пушкин вспоминал, каким он был в каждое из прошлых посещений. Сначала, когда “веселым юношей, беспечно, жадно я приступал лишь только к жизни…”. Или потом, когда михайловские рощи приняли к себе “усталого пришельца”, которого “борьбой неравной” истомили “судьбы и страсти”. “И горькие кипели в сердце чувства”. И в ту пору, в 1824 г., в период продолжающихся гонений, поэт горько сетовал на преследования, чувствовал себя оскорбленным, оклеветанным. Вспоминая в Михайловском об этом периоде, поэт говорит о том, к чему приводило недоверие: “всяк предо мной казался мне изменник или враг”. Он настойчиво искал, и это отчетливо видно по черновикам, единственно точного слова для выражения своих чувств и мысли. Он заменял одни стихи другими. Возник и мотив одиночества, о чем говорят следующие строки: “Я был один. Мои младые годы… Я был ожесточен”, “Утрачена в бесплодных испытаньях была моя неопытная (?) младость и бурные кипели в сердце чувства и ненависть и грезы мести бледной”.

Как можно понять путь исканий поэта? Прежде всего, следует обратиться к изучению черновиков стихотворения. Они помещены в академическом издании Сочинений А.С. Пушкина. Читая черновики, мы видим, что в окончательный текст, помимо, приведенных выше строк, не внесены и многие другие, например о спасительном вдохновении:

Но здесь меня таинственным щитом
Святое вдохновенье осенило,
Поэзия, как ангел (утешитель), -
Спасла меня, и я воскрес душой.

Не включены в него и проникновенные строки черновика, посвященные няне, хотя эти строки едва ли не лучшее из всего, сказанного о ней Пушкиным.

Сопоставляя основной текст с черновиками, мы видим, что Пушкин стремится избегать в окончательном тексте конкретных описаний отдельных периодов своей жизни. Внимательное и углубленное проникновение в замысел стихотворения “… Вновь я посетил” показывает, что поэт говорит только о важнейших моментах своей жизни, о том, что приближает ее к жизни других людей, делает понятной и близкой каждому.

Тема стихотворения очень широка: она посвящена вечным законам жизни, одинаково подчиняющим себе и человека и природу. Поэт размышлял об этом в Михайловском:

И сам, покорной общему закону,
Переменился я.

Медленный, раздумчивый, величавый и спокойный пушкинский белый стих придает этим словам особую значительность, воплощает неумолимую силу закона развития, нерасторжимую связь времен. Именно о времени и его необратимости говорится с первых же строк стихотворения:

… Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных,
Уж десять лет ушло с тех пор…

О времени говорит и “опальный домик”:

… Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей,
Уже старушки нет…

В этом стихотворении Пушкин отводит большое место природе. Характерно, что многие из черновых отрывков, посвященных природе, вошли почти целиком в основной текст стихотворения.

Вот холм лесистый, нал которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, вспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

Этот холм дал возможность поэту сказать, что не только человек, но и все живое покорно течению времени. С холма открывалась памятная с юности картина: скривившаяся мельница, одиноко плывущий по озеру рыбак, его убогий невод… Широкий горизонт, огромное пространство, воздух, простор. Ничто не стесняет мысль поэта, “… никто не мешает нам думать, думать до того, что голова закружится”.

Белый безрифмованный пятистопный ямб хорошо передает глубину раздумий поэта. Стихотворение “… Вновь я посетил” отличается также своей астрофической интонацией, характерной для элегического раздумья, спокойно-грустного тона. Интонационные особенности стихотворения позволяли поэту выделить нужные слова и придать этим колорит всей картины. Обилие переносов и выделений слов давали возможность автору не только выделять, но и разнообразно подчёркивать то или иное слово или выражение. Так, например, в приведенных выше словах о холме Пушкин подчеркнул интонацией слова: “с грустью”, которые придали окраску его воспоминаниям.

Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем, будущем как-то сами собою срослись для него с этой поднимающейся в гору дорогой, с этими тремя соснами, которые

Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.

Мы слышим их “знакомый уху шорох” Как же этого достигает поэт?

“У настоящего поэта всегда рядом – и вместе со смысловой темой есть и музыкальная. Когда мы следим за пушкинскими аллитерациями, мы словно идем по следу его пера, словно находим какие-то музыкальные подтверждения их истинности”, - говорил С.Я. Маршак.

Об аллитерациях стихотворения “…Вновь я посетил” С.Я. Маршак говорит следующее: “В пушкинском стихотворении “…Вновь я посетил” - в одном из самых зрелых и совершенных его стихотворений – более чем в восьми-десяти процентах строк (я подсчитал) вы услышите звук “п” и ударную гласную “о” … Вникая в эти аллитерации, думаешь, что “п” пришло в эти строки как тихий звук – все стихотворение очень тихое, что сочетание “п” и “о” из слова “покой”. Ведь покоем пронизано все это стихотворение”.

Все мысли, образы поэта подняты здесь на огромную лирическую высоту, которая создается одновременно и большой философской мыслью и звучанием пятистопного безрифмованного ямба.

… Прошло десять лет, и те же сосны знакомым шумом ветвей вновь приветствуют поэта.

Но около корней их устарелых
(Где никогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

Закон жизни – ее обновление. “Младая роща” во “… Вновь я посетил” является образом новой жизни, пришедшей на смену прежней. Пушкинская роща не шумит еще, а скорее шелестит и шепчет. Шипящий звук “ш” сменяется свистящим звуком “с”, которые усиливают шелест.

Сожаление вызывает у поэта стоящий вдали, “как старый холостяк”, “угрюмый их товарищ” - одинокое дерево. Оно не подчинялось вечному закону обновления жизни, и вокруг него “по-прежнему все пусто”. Поэтому оно угрюмо и одиноко.

Пушкин радостно встречает молодое поколение и шлет ему привет. Он выносит слова: “здравствуй, племя” в отдельную строку, обращая их не только к роще, но и к людям.

Следующая строка после интонационной паузы начинается эпитетами, относящимися к племени: “Младое, незнакомое!” Поэт говорит здесь о неизбежном обновлении всего живущего и приветствует будущее. И вместе с тем в этом философском стихотворении звучит и нечто другое. В конце стихотворения, со знакомой и близкой каждому человеку тоской, Пушкин говорит о том, что сам не увидит будущего:

… не я
Увижу твой могучий, поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старою главой их заслонишь
От глаз прохожего.

Нет, не только к деревьям обращается Пушкин. Он прощается с людьми, с жизнью. И в то же время и для себя и для всех нас находит слова утешения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Пушкин, пишет Н.Л. Степанов, раскрыл основную мысль стихотворения в заключительных словах его: “Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия, понятая в ее материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек, как часть её, бессмертны, так как в природе все диалектически изменяется; на смену старому вырастает новое”.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений т. IV, М., 1954 г.
  2. Гинзбург “О лирике”. М. – Л., 1964 г.
  3. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 6 М., 1971 г.
  4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений т. 3 ч.2. Л., 1969 г.
  5. Соловей Н.Я. История создания и публикации “…Вновь я посетил” А.С. Пушкина. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1970 г.
  6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Изд. 2-е Л., 1972 г.