Портфолио как средство оценки и развития профессиональной деятельности сотрудников образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Профессиональное и личностное развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования и развития любой организации. Это актуально в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Это особенно актуально и для персонала, работающего с детьми, когда одно поколение сменяет другое, уже совершенно отличное от прежнего. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению изменённых профессиональных функций. Эффективным этот процесс будет только тогда, когда в основу положено определение потребностей в профессиональном развитии отдельного работника. Традиционным методом определения потребностей в профессиональном развитии является оценка персонала с помощью аттестации. Аттестация педагогических работников имеет свои особенности, которые объясняются спецификой самой профессии педагога, когда повышенные требования предъявляются как в плане профессиональных качеств, так и в плане развития личности педагога – носителя социальных функций. С развитием научно-технического прогресса и оснащением образовательных учреждений компьютерной, копировальной и другой техникой, у образовательного учреждения появилась возможность представить профессиональную деятельности педагога и его личностные качества более наглядно, разносторонне, ёмко, эстетично. Оценить знания, умения, опыт и личностные качества педагога помогает ставшее в последнее время популярным “портфолио” педагога. Портфолио – (от франц. роrter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие “портфолио” пришло к нам из Западной Европы ХУ-ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен. Существуют разные типы портфолио:

  • Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности)
  • Портфолио тематический (наибольший акцент сделан на представление творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности)
  • Портфолио презентационный (создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения)
  • Портфолио комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио)

Портфолио может иметь следующую структуру:

  • Портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, резюме, информация и документы об увлечениях, интересах, а также сопроводительное письмо или оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его предназначение)
  • Коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты тестирования, итоговой аттестации, аттестаты и дипломы, информация об учреждениях, в которых автор проходил обучение)
  • Рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолио формирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.)
  • Достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов в различных сферах деятельности. Это могут быть сертификаты и дипломы, зачетные книжки, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).

Кроме функции оценки достижений педагога, на наш взляд, порфолио имеет и стимулирующую функцию. Организация – это социотехническая система и человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели.

Большинство людей хотят знать, каких результатов они достигают своей работой. Рядом исследований американских психологов подтверждено, что информирование исполнителя о результатах его труда повысило эти результаты на 12-15 %. Работники с мотивацией достижения более активны, инициативны, проявляют творческий подход к делу. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию.

Наш детский дом – образовательное учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Портфолио педагога содействует решению этих задач, а также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т.п. При разработке портфолио мы опирались на следующие положения эффективного менеджмента:

  1. Итоговая цель оценки персонала (результат) – развитие персонала.
  2. Объективной оценка персонала будет только тогда, когда она складывается из суммы оценок на трёх уровнях:
    • Первый уровень оценки администрацией;
    • Второй уровень оценки коллегами;
    • Третий уровень оценки подчинёнными, в нашем случае – воспитанниками.
  3. Оценка персонала состоит из трёх основных составляющих:
    • Психологическая.
    • Профессиональная, т.е. те качества, которые необходимы для данной профессии.
    • Корпоративная, т.е. то, что лучше подходит для данного учреждения.
  1. Критерии оценки персонала:
    • Критерии, характеризующие самого работника:
    • Личностные качества;
    • Соответствие качеств нуждам учреждения;
    • ЗУН для профессиональной деятельности;
    • Мотивационная деятельность.

По этой группе можно спрогнозировать потенциал (ресурсы, зону ближайшего развития)

    • Критерии, характеризующие результат работы сотрудника (количественные и качественные).

Учитывая всё вышеизложенное, портфолио воспитателя детского дома выглядит следующим образом: см. Приложение 1.