Рейтинг@Mail.ru

Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"

Разделы: Литература


Человек пришёл в мир для
безмерной свободы, творчества
и счастья.
А.И.Куприн

Александр Иванович Куприн

(1870 – 1938)

Творчество Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.

В программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого рекомендуют изучать творчество А.И. Куприна с 5 класса («Белый пудель» - для чтения и изучения; одно произведение на выбор: «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»).

Затем учащиеся обращаются к творчеству Куприна только в 11 классе. Дети с удовольствием читают произведения А.И. Куприна, активно вступают в обсуждение. А почему бы не продолжить изучение творчества писателя в 8 классе? Тема любви находит отклик в душах детей. Думается, интересно будет читать рассказ «Куст сирени»: и объём маленький (позволяет прочитать текст на уроке), и тема заинтересует всех.

8 класс

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом Куприна; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.

Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту.

Вопросы на читательское восприятие.

- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям

счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

- Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

- Какие эпизоды вы считаете основными?

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

- В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

- И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

- Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

(Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

- На сколько частей можно разделить произведение?

(1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)

- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Домашнее задание (на выбор):

1 вариант

После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант

Творческий пересказ от лица Алмазова.

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)

Приложение

Урок 2

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; запись романса С.В. Рахманинова «Сирень».

Ход урока.

Звучит романс Рахманинова.

- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?

(Весна, радость, чувство счастья.)

- Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о полюбившихся героях рассказа «Куст сирени». Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.

-Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,

равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

- Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)

- Как же не хочется расставаться с героями. Дома вы готовили творческие пересказы.

(Проверка домашнего задания: спросить 2-3 человека, оставшиеся работы учитель проверяет после урока).

11 класс

Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Урок 1 – 2

Любви неугасающее чудо

(мастерская построения знаний)

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

1. Чтение эпиграфа к уроку.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

2. Индуктор.

- Любовь к родителям, к отчему дому, к любимому человеку… У каждого из вас слово «любовь» ассоциируется с разными картинами. Попробуйте на бумаге изобразить любовь. Пусть это будет схема или рисунок.

3.Афиширование.

Все работы вывешиваются на доску, каждый учащийся «защищает» свою работу.

4. Подберите эпитеты к слову «любовь», обсудите в группах и запишите. (2 – 3мин.)

5. Деконструкция.

- Что же такое любовь? Что значит любить?

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

- Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

- Прочтите сонет И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой брег не трогался с причала.

- Какие чувства вызывает этот сонет?

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

- Как любовь преображает героя?

- Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Напишите, какие ассоциации у вас вызывают слова «влюблённость», «любовь» (работа в группах).

- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Какими качествами обладает любящий человек?

- Существует ли идеальная любовь? Какая она?

- Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?

- Разграничьте эти понятия:

  • любовь – страсть;

  • любовь – жалость;

  • любовь – привычка;

  • любовь- поклонение.

6. Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»(5 мин.)

7. Афиширование работ.

8. Социоконструкция (работа в группах).

- Перед вами высказывания героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение.

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»

Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».

Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».

9. Афиширование результатов обсуждения в группах.

10. Рефлексия.

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
- Какие задания вам показались самыми сложными?
- Как вы поняли, что происходило на мастерской?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- О чём пришлось задуматься?
- Какие моменты вам особенно запомнились?

11. Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; выяснить, какую роль играет пейзаж в начале рассказа; отметить в тексте высказывания героев о любви.

Урок 3.

Мир Шеиных и Булат-Тугановских.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин

1. Вопросы на читательское восприятие текста.

- Понравился ли вам рассказ?

- Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно в ходе прочтения?

- На сколько частей вы бы разделили рассказ?

- В какой сцене вы можете отчётливо представить себе лица героев? Опишите их.

- Какой эпизод вас особенно взволновал?

-Как вы относитесь к Вере Шеиной?

- Какие чувства вызывает Желтков?

- Почему произведение остаётся актуальным и в наши дни?

2. Анализ текста.

- Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя.)

- Какой перед нами предстаёт Вера? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?

(Особенность портрета в том, что Куприн сравнивает Веру с сестрой Анной. Писатель оттеняет красоту Веры. Героиня понимает, что жизнь удалась, но истинной любви к мужу нет, есть только привязанность.)

- Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.)

- Кто выделяется среди гостей?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

- Как выглядит любовь в представлении Шеина?

(Шеин, желая развеселить гостей, рассказывает о любви бедного телеграфиста).

- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

- Любовь в рассказах Аносова. Какая она?

(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)

- Какие подарки получила Вера?

(Записная книжечка, переделанная из молитвенника (Случайно ли? Вещь святую переделывают в безделицу?!), серьги из жемчужин, гранатовый браслет.)

- Чем подарок Желткова отличался от всех остальных? Какова реакция окружающих на этот подарок?

(Гранатовый браслет – символ любви и трагедии в судьбе героя. Появление браслета вызывает тревогу в душе Веры. Муж и брат героини оскорблены.)

- Почему же гранатовый браслет так притягивает внимание Веры?

(Браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь».)

- Верочка рассказывает Аносову о любви Желткова. Какие слова произносит Аносов? Можно ли их назвать пророческими?

- Из каких источников мы узнаём о любви Желткова? Кто о нём рассказывает?

(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

3. Итог урока.

- Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?

(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)

4. Домашнее задание: выбрать материал о Желткове (портрет, описание комнаты, прощальное письмо Желткова).

Приложение