Развитие познавательной сферы детей через знакомство с историей Хакасии

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Процесс освоения культурного богатства разных народов и обычаев, открывает как интеллектуальный, так и нравственный потенциал, а также расширяет возможности развития каждого ребёнка.

Занятие №1.

Тема: “Хакасия мой край родной!” (путешествие по карте)

Программное содержание:

1. Углубить представления детей о республике Хакасия;
2. Развивать речевую активность и творческое воображение;
3. Развивать познавательную сферу детей;
4. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

1. Беседа: “Хакасия земля, где я живу”;
2. Посещение выставки прикладного искусств;
3. Посещение городского краеведческого музея;
4. Рассматривание открыток “Хакасия”;

Приёмы: вопросы, художественное слово, игровые задания, нетрадиционное рисование.

Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.

Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон, карта Хакасии, д/и: “Какие деревья растут в Хакасии”, значки для карты, природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда.

Ход занятия

Художественное слово:

“Если ты приедешь в наши дали, ты степной увидишь океан,
Берегами океана стали, цепи Ала-тау и Саян.
По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда
Енисей серебряный полюбишь, и тасхылы синие от льда”. (Н.Доможаков)

Вопросы воспитателя:

  1. О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).
  2. Почему океан называют степным? (Ответы детей).
  3. Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).
  4. Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).

Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии),

Воспитатель рассказывает: “...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах. Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей”.

Релаксационная пауза: “Ласковый ветер приносит запах деревьев”.

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: “Что они в лесу, дует ласковый ветерок….”.

“А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа”.

Вопросы воспитателя:

- Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).

- Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).

- Тогда отгадайте мою загадку: “Это где у нас шахтёры, добывают угля горы”? (Черногорск).

Правильно дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г.Черногорска”: (Воспитатель предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые: залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).

- Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе. (Дети отмечают).

- Недалеко от г.Сорска добывают молибден (Отмечают значком на карте).

- В г.Саяногорске добывают мрамор. (Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые).

- На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала”.

Д/и: “Какие деревья растут в Хакасии”? /ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз……/

Цель: Выявить знания детей.

Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в Хакасии /по карточкам/.

Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.

Кроме того, в Хакасии много диких животных. (Предложить детям их назвать).

Воспитатель: “И дальше я иду по родной земле, радуясь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу”.

“Моя Хакасия родная, страны богатства умножая растит отменные хлеба”.

  1. Кто знает, что выращивают на полях Хакасии? (Ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь).
  2. Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).
  3. Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).

Физминутка: Хакасская народная игра:Игра в кольца”

Все игроки в кругу и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: “Я иду искать”. Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

Воспитатель: Хакасия прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.

Индивидуальная работа детей:

- Дети рисуют нетрадиционным способом – “Рисование по мокрому листу”.

Галерея картин: “Цветущая земля Хакасии”.

Занятие №2

Тема: “Абакан – столица республики Хакасия”

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о столице нашей республики;
  2. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности города;
  3. Воспитывать любовь к своему городу;

Предварительная работа:

  1. Экскурсии по городу:
  2. Беседа о городе: “Абакан - моя родина”.
  3. Чтение стихотворения: “Абакан – город жизни моей” Т.Трофимец.

Словарная работа: Аба, Абахан, молодой алып, валуны,

Материалы и оборудование: посылка, открытки Абакан – столица, мяч, столы и стульчики, краски, бумага, вода, палитра, поролон, салфетки, материал для печатания, простой карандаш.

Ход занятия

Сюрпризный момент: Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Воспитатель предлагает рассмотреть и сказать, какой город изображен на этих открытках.

Беседуя, подвожу детей к тому, что Абакан – это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живем. Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен и рассказываю легенду:

“Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий… . Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

Физминутка: Хакасская народная игра “Медведь и пень”

/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Игра с мячом: “Назови улицу, на которой ты живешь?”

Воспитатель продолжает беседу о городе, говорит, что Абакан город с красивыми улицами.

Вопросы:

- На какой улице находится наш детский сад? /ул. Чертыгашева/

- Знаете ли Вы главную улицу нашего города? /ул. Ленина/

- Что находится на этой улице? /парки, аптека, магазины,……/

(Предлагаю назвать достопримечательности города используя набор открыток “Абакан - столица”)

- Какие памятники есть в нашем городе?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н.Доможакова “Весна” и нарисовать улицы нашего города.

“С зелёной листвой и цветами, и с пеньем, в мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним, везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка, накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко. И тянется к солнцу росток……

И ирис, желая пышней нарядится, открыл свой зелёный сундук”

перевод В.Потёмкиной

Дети рисуют нетрадиционными способами по выбору: пальчиковым, печатание овощами с использованием ладошки, рисуют гуашью по мокрому листу, а также восковыми мелками.

Выставка рисунков: “Весенний Абакан”.

Занятие №3 /старшая группа/

Тема: “Устное народное творчество” в форме литературной викториныМудрость Хакасии”.

Программное содержание:

  1. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;
  2. развивать познавательную сферу детей;
  3. обогащать словарный запас;
  4. воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

1. Чтение хакасских народных сказок: “Медведь и бурундук”, “Беда”, “Перепёлка и лиса”, “Как бедняк с богатым судился”, “Петух и тетёрка”, “Как Муравей к лягушке в гости ходил”, “Перепёлка и лиса”, “Два брата”.

2. Заучивание стихов поэтов Хакасии: М.Кильчичакова “Осень”, Н.Доможакова “Если ты приедешь в наши дали”, П.Штыгашева “Осень”.

3. Заучивание пословиц и поговорок, считалочек:

“Без беды друга не узнаешь”, “Человек вырастет, умным станет”, “Любовь братьев крепче стены”, “Ума не купишь самому думать надо”, “Для езды коня имей, а закуску для друзей”, “Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят”, “Весенний день всю зиму кормит”, “В одиночку слабы, вместе сильны”.

4. Литературная викторина “Хакасия мой край родной”.

Материалы и оборудование:

Сборник “Хакасские народные сказки”, /Красноярское книжное издательство,1986г./, книга “Моя Хакасия” /Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение “Рябина” И.Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина.

Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.

Ход занятия

Предлагаю детям провести занятие в форме литературной викторины: “Мудрость Хакасии”. (Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):

“Эй ребята быстро в круг, аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон, целый кон считай ворон”.

Первое задание – назовите хакасские народные пословицы о смелости:

  1. “Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится”;
  2. “Неробкий в пылу сокрушит и скалу”;
  3. “Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь”;
  4. “С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить”;
  5. “С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет”;
  6. “В одиночку слабы, вместе сильны”.

/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.

Физминутка: Хакасская народная игра “Вокруг веревки”:

/Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.

Второе задание /конкурс капитанов/ – узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: (“Два брата”, “Медведь и бурундук”). Правильный ответ три фишки.

(Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).

Третье задание – Хакасская народная игра “Спрячь рукавицу”.

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

- “Без беды друга не узнаешь”, “Человек вырастет, умным станет”, “Любовь братьев крепче стены”, “Ума не купишь самому думать надо”, “Для езды коня имей, а закуску для друзей”, “Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят”.

- “Сидит птица на дереве орешки во чреве?” /кедровая шишка/

“Счесть не мог человечек жёлтых овечек “? /ячмень/

-Хакасские народные сказки “Медведь и бурундук”, “Петух и тетёрка”, “Беда”, “Как бедняк с богатым судился”, “Как Муравей к лягушке в гости ходил”, “Перепёлка и лиса”…

/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../

Сюрпризный момент: Приходит кукла Тарина в гости и объявляет:

Четвертое задание: “Конкурс рисунков”.

воспитатель читает стихотворение И.Котюшева “Рябина”, предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков.

“Стоит рябина у окошка, и, глядя в хмурый небосвод,
В сплетенье веток, как в лукошко, мне кисти красные даёт
Кричит: “Держи карман пошире! Хоть ягода моя горька.
Как все лекарства в этом мире, но гонит хворь наверняка”. /Идёт подсчет фишек/.

Индивидуальная работа детей.

Итог: В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям занятие, объявляет и поздравляет победителей и вручает победителям книжку с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной, приглашают её ещё на другие занятия.

Занятие №4.

Тема: “Хакасский национальный костюм”

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с особенностями хакасской одежды;
  2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие;
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  1. Посещение выставки народного искусства (Республиканский краеведческий музей);
  2. Рассматривание книжных иллюстраций;
  3. Рассматривание альбома “Хакасская национальная одежда”;
  4. Экскурсия на выставку народного творчества в краеведческом музее;

Словарная работа: орнаменты, мелей, самобытная одежда.

Приёмы: вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: альбом “Хакасская национальная одежда”, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, столы, мольберт, стульчики.

Ход занятия

Сюрпризный момент: В группу приходит кукла Тарина и предлагает посмотреть альбом “Хакасская национальная одежда”. - Дети посмотрите, какие интересные наряды.

- Вы когда – нибудь видели такую одежду? /ответы детей/.

Все вместе рассматривают журнал, потом Тарина просит воспитателя его прочитать.

Воспитатель читает журнал:

В старину одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.

Хакасская народная игра: “Варежка”

Выбирается водящий, остальные стоят кольцом. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать “У тебя!”. Если угадает, то меняются местами.

Воспитатель предлагает посмотреть альбом “Хакасские орнаменты”. Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.

Подготовительная группа “Почемучки” г.Абакан МДОУ д/с компенсирующего вида “Санаторный”

Воспитатель читает стихотворение “Варежка” Я.Тисперекова

“Луна глядит в окошко, дрожащее от вьюги
Повышивать немножко, уселись две подруги.
В избушке свет включили, чтоб не терять иголки.
Потом достать решили, все нитки с верхней полки.
Поют и вышивают, в избушке две девицы
И словно оживают, жарки на рукавицах ………… Перевод В.Данилюка

- Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

- Дети, хотите помочь Тарине? Воспитатель предлагает детям белые варежки (силуэты).

- Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.

Индивидуальная работа детей:

Дети рисуют хакасские орнаменты на силуэтах варежек.

Итог занятия:

Понравилось ли вам сегодня занятие? Тарина благодарит детей и предлагает им сделать выставку: “Праздничные варежки Тарины”.