Элективный курс "Знакомство с профессией журналиста"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся.

Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.

Элективный курс “Знакомство с профессией журналиста” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Программа рассчитана на 10 часов учебного времени.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Материал курса разбит на блоки:

1. Теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения):

А. Общее понятие о журналистике (специализация, качества)
Б. Общее понятие о газете (композиция, рубрики, жанры)
В. Запуск деловой игры (рейтинговая система с набором баллов)

2. Практическая часть (деловые и ролевые игры):

а. Подготовка и проведение интервью, репортажа
б. Выполнение заданий, связанных с деятельностью журналиста

(аналитическая работа с газетой, написание статей)

3. Подведение итогов (деловая игра):

А. Коллективный выпуск и защита номера стенгазеты
Б. Определение рейтинга каждого участника игры (подсчет карточек “ГОНОРАР”)
В. Награждение учащихся с вручением им сертификатов окончании курса

Новизна курса состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Основной задачей курса является:

  1. познакомить с основами профессии журналиста,
  2. закрепить навыки грамотности, речевой культуры,
  3. научить писать сочинения разных жанров,
  4. совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,
  5. развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения,
  6. содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
  7. сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии

Цели курса:

1 уровень

Учащиеся должны иметь представление

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).

2 уровень

Учащиеся должны знать

  1. объекты, предметы, цели, задачи курса,
  2. понятия, определения, термины (см.понятийный аппарат),
  3. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  4. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  5. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  6. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

3 уровень

Учащиеся должны уметь

  1. определять основные специальности журналистской деятельности
  2. определять основные качества журналиста
  3. написать газетную статью в основных жанрах:
    1. заметка о каком-либо культурном событии,
    2. статья на нравственно-моральную тему,
    3. репортаж о спортивном мероприятии,
    4. интервью с интересным человеком,
  4. 4. посетить картинную галерею, спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  5. смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).

4 уровень

Учащиеся должны овладеть целями 3 уровня.

Задачи:

  1. познакомить с основами профессии журналиста,
  2. сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии,
  3. содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
  4. совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи,
  5. закрепить навыки:

- написания сочинений разных жанров,
- грамотности (орфографии и пунктуации)
- редактирования сочинения

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение кругозора учащихся,
  2. Более высокие результаты по развитию речи и литературе,
  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики,
  4. Интерес к профессии журналиста,
  5. Воспитание активной гражданской позиции.

Критерии отслеживания программы:

  • Повышение мотивации к обучению русского языка и литературы
  • Развитие творческих способностей учащихся
  • Посещение культурных, спортивных мероприятий, встречи с интересными людьми
  • Написание сочинений разного жанра
  • Создание и выпуск одного номера школьной стенгазеты силами учащихся

Описание разделов программы.

1. Введение в журналистику:

А. Знакомство с профессией журналиста (1 час)

Цель: 1. 1,2. П.1,2,5,6. Ш.1,2.

  • основные составляющие профессии журналиста
  • профессиональные качества, умения и возможности журналиста
  • морально-этические качества журналиста

Б. Основные понятия о газете (история, назначение, структура) (1 час)

Цель: 1.1,2.П.1,2,3,4.

  • Композиция (строение) газеты
  • Основные рубрики газеты
  • Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж)

В. Запуск рейтинговой игры “Акулы пера”

* Объяснение правил игры

* Система рейтинговых карточек “Гонорар”

П. Мы журналисты (система деловых и ролевых игр) (5 часов)

Цель: 1.1,2.П.2,5,6.Ш.1,2,4.

  • Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал
  • Как подготовиться к работе (информированность, составление списка вопросов, оснащенность)
  • Культура и этика поведения журналиста во время работы
  • Посещение учащимися культурного мероприятия (выставка, музей, спектакль, концерт или др.) в качестве корреспондента
  • Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера
  • Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера

Ш. Выпуск и защита школьной стенгазеты (3 часа)

Цель: 1.3,4.П.2,3,4. Ш.3,5.

  • Выбор тематики номера
  • Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью)
  • Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок
  • Создание композиции газетного материала
  • Редактирование и оформление выпуска

Приложение 1

Структура курса (Приложение 2)

Приложения