Актуальность использования межпредметных связей при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Социальная педагогика


Программа объединения “Марья-искусница” рассчитана на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь в объединении, дети учатся шить мягкую игрушку, вязать спицами и крючком и даже плести кружева.

Ручное вязание – это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и умений. И все-таки даже на начальном этапе обучения возможно создание готового изделия, пусть и наипростейшего.

Именно вязание помогает ребенку осознать свою нужность, полезность обществу. Обучая ребенка вязанию и другим видам рукоделия, мы воспитываем его не простым потребителем чужого труда, но равноправным членом общества, способным приносить пользу себе, семье, другим людям, умеющим зарабатывать своим трудом. Какую гордость видишь в глазах юной мастерицы, демонстрирующей свою первую поделку – кукольные носочки, шарфик или берет. Даже маленькая удача пробуждает веру в свои силы, в свои способности, повышает самооценку, которая очень снижена у таких детей. Все это облегчает социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ и расширяет круг его общения как с больными, так и со здоровыми сверстниками, помогает развивать любознательность, интерес к разнообразным видам деятельности, что позволит помочь в дальнейшем выборе профессии или сферы деятельности, развивать креативность.

Неоспоримо важна образовательная роль занятий в объединении, ведь не секрет, что многие из детей-инвалидов испытывают недостаток знаний из-за обучения по программе вспомогательной школы или же узко-предметного обучения на дому по общеобразовательной программе (обычно это 3 – 4 предмета). Учебная нагрузка на ребенка всего 8 часов в неделю в начальной школе и среднем звене и 11 часов в неделю для учащихся старших классов. Этого явно не хватает для получения полноценного образования. При этом программа общей школы распределяется в каждом отдельном случае совершенно произвольно: варианты от 1 академического часа в неделю на каждый предмет до 3-4х часов на 2-3 “основных” предмета (русский язык, математика и татарский или английский).

При использовании межпредметных связей в дополнительном образовании, кроме того, что реализуется желание ребенка созидать, он еще и получает знания из соседних с изучаемым предметом дисциплин, как-то:

  • история костюма и рукоделия, их национальная принадлежность – это история, география, культура мировых цивилизаций;
  • виды, происхождение, свойства материалов, состав природного сырья и искусственных волокон – это биология, история, география, физика, химия;
  • ручные и производственные ткачество, трикотаж, швейные изделия – это технология;
  • эскизы изделий, построение чертежей выкроек, зарисовка схем, особенности строения человеческого тела, осанка, типы фигур, возможности зрительно скорректировать фигуру за счет правильного кроя – это анатомия, медицина, ИЗО, черчение;
  • кроме всего прочего – этика, эстетика, развитие речевых навыков и культуры речи, история языка, этимология (часть языкознания, объясняющая происхождение слов, их родство со словами из других языков), основы безопасности жизнедеятельности и некоторые вопросы народной и официальной медицины.

На занятиях по материаловедению, в частности, мы говорим не только о видах и свойствах сырья для пряжи, но и о:

  • растениях, их строении, местах и условиях их произрастания, области применения;
  • животных, их классификации, о том, где и в каких условиях они обитают, влияет ли это на использование их в домашнем хозяйстве и промышленности;
  • о природных ископаемых, их свойствах, способах и областях применения;
  • о сочетании цветов и оттенков, о цветовой гармонии, о влиянии цвета на психическое и физическое состояние человека.

К примеру, все знают, что вяжем мы из ниток, что нитки бывают разные, натуральные и искусственные. Вот, например, хлопок. Где он растет, как за ним ухаживают, откуда берут волокно, как из него сделать нитки? Говоря обо всем этом, невозможно обойти вопросы места произрастания, климата этих мест, строения растения, и даже истории использования. Ведь не каждый знает, что именно из хлопка ткали хорошо известную сейчас джинсовую ткань, из нее были сшиты паруса, которые несли каравеллы Христофора Колумба через Атлантический океан к его великому открытию.

А знаете ли Вы, почему линейка так называется? Думаете, это не относится к вязанию? А слово “линейка” произошло от латинского lin – нить, ведь все измерения в старину производились льняной нитью с равномерно расположенными узелками. Вот мы и коснулись этимологии, части языкознания.

А сам лен люди выращивают уже девять тысячелетий. Сейчас лен сдает свои позиции, а ведь когда-то о нем слагали песни, помните: “…То ли поле, то ли море, словно волны на просторе – синий лен”. Другая песня-игра была неотъемлемой частицей культуры российского народа: “Уж я сеяла, я сеяла ленок…”. И в ней, этой песне не только рассказ о том “как я сеяла, полола, дергала, мочила ленок и так далее…”, но и об обычаях и традициях русского народа, о приметах на счастье.

А вот крапива. Вспомним сказку “Братья-лебеди”. В этой сказке заколдованные братья обретают человеческий облик, надев рубашки, связанные любящей сестрой из крапивы. Говорите, сказка – ложь…. А ведь в старые времена на Руси специально разводили крапиву для получения ниток, одежда из этих ниток считалась целебной. Мало того. В Китае из особого сорта крапивы рами делают нитки до сих пор. Целебность крапивы доказана учеными, листья ее богаты каротином, витаминами. Витамина С, например, в ней больше, чем в вишне, картофеле, яблоках, и даже лимон уступает крапиве, к тому же, мы знаем, что лучше усваиваются те продукты, которые выросли там, где живет человек. Крапиву и до сих пор используют как лекарственное растение от лихорадки, при лечения астмы и бронхита, цистита, водянки, диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта и почек, при болях в мышцах и суставах и при ломоте в пояснице парятся в бане.

Вернемся к сказке “Братья-лебеди”. Крапива обладает еще и ранозаживляющим действием, ее используют при фурункулах, угрях, сыпях. Гнойные раны посыпают порошком крапивы или кладут на них свежие чистые листья, соком из свежих листьев удаляют бородавки, а отваром моют голову для уничтожения перхоти! Теперь становится понятной суть превращения и братьев, и самой принцессы.

Все Вы слышали о шелкопряде. А знаете ли Вы, что есть не только тутовый шелкопряд, а еще и дубовый, и клещевинный, и айлантовый, который питается листьями яблони и сирени.

А как разводят шелкопряда? Какие стадии проходит шелкопряд, прежде чем отдаст человеку драгоценную ниточку? Выкормить гусениц, позволить им свить свои коконы, собрать эти коконы. Здесь нам поможет информация из биологии. Выкормить гусениц, позволить им свить свои коконы, собрать эти коконы. Но чтобы размотать шелковинку, кокон необходимо прогреть над паром. Гусеница погибает. Жалко? А это уже – экология. Если мы позволим всем гусеницам превратиться в бабочек, те отложат такое неимоверное количество яичек, что вылупившиеся из них гусеницы погубят сначала все тутовые деревья, а затем и всю растительность, ведь они такие прожорливые и жуют с таким аппетитом, что шум стоит как во время сильного дождя.

На занятиях по материаловедению мы занимаемся и практикой. Что будет, если поджечь шерстяную нитку? А если шелковую или синтетическую? Почему одна сгорает дотла, а другая плавится? Как сохраняется тепло шерстяной одеждой и почему не происходит этого с шелковой. Как на практике отличить натуральные и искусственные волокна. Какими они обладают свойствами и где их лучше применять. Теоретические экскурсы в физику и химию и опыты помогут разобраться нам в этом.

Для чего необходимо знать, из чего, из какого сырья сделаны нитки в нашей одежде? Но ведь случается, что в семье есть человек, страдающий от аллергии (чаще на шерсть). А во время пожара почему-то больше ожогов получают те, кто одет в синтетическую одежду. Почему? Предмет ОБЖ также необходим нам, именно он поможет ответить на эти вопросы.

О цвете…

Цвет – это одно из самых важных, самых выразительных средств созидания в искусстве и прикладном творчестве.

Овладеть мастерством цветовых сочетаний помогает природа. Наряду с экскурсиями в Музеи искусства, проводятся экскурсии на природу, на выставки цветов, поделочных и драгоценных камней и изделий из них, музеи природы (оранжереи, магазин цветов, уголок природы в школе и Дворце творчества). Во время экскурсий обращаем внимание детей на краски окружающего мира и гармоничность их сочетания. Ведь именно из окружающего мира брали наши предки узоры и расцветки для украшения одежды и предметов обихода. Морозные узоры на оконном стекле, резные листья и переплетение трав на лугу, разнообразные формы различных цветков, сколы на горных породах …

Но человеческий глаз устроен так, что способен различать до тысячи оттенков цвета! И мы видим и различаем их. Можно часами смотреть на пляшущее пламя костра – оно все время разное. Никогда не спутаешь рассвет и закат, хотя и там и там буйство оттенков розового цвета. И у зеленого оттенков не меньше – каждый листик, каждая травинка выбрали себе свой. И мы, как и древние предки наши, также любуемся разноцветьем природы, и стремимся унести домой хоть чуточку, хоть крупиночку, воссоздать искусственно, чтобы в холодные зимние, бесцветные вечера иметь возможность на мгновение окунуться в лето, или просто вспомнить приятные минуты единения с Вселенной. Мы рисуем картины, шьем цветистые платья, украшаем себя цветными ожерельями, руководствуясь веяниями моды или своими ощущениями. И не задумываемся даже, что ощущения эти пришли к нам из глубины веков. Зимой нас тянет к “теплой” гамме: красные, оранжевые и желтые цвета напоминают нам огонь, солнце – тепло. Жарким летним днем легче дышится в окружении “холодной” гаммы: синий, голубой, фиолетовый – эти цвета напоминают нам прохладу водоемов, ночную прохладу, голубизну теней на снегу. Зеленый цвет обычно успокаивает, так как он ассоциируется с тишиной леса, негромким шелестом травы на лугах, и еще: много зелени – это плодородие, сытость, а, значит, спокойствие, спокойствие за свое будущее, будущее своих детей. А ведь это ощущения и наших предков. Не только рисунок, но и цвет сделали древние люди своими оберегами. Красный цвет означает силу, мужество, стать, красоту, плодородие (и способность рожать детей). Зеленый цвет – это плодородие, плодовитость, спокойствие. Голубой цвет – цвет неба, цвет высоких помыслов; белый цвет – символ чистоты, непорочности, святости.

Это вопросы, решаемые только по темам предмета “Материаловедение”. Сколько же дополнительной информации можно дать детям, изучая и другие темы в рамках курса “Рукоделие: вязание крючком, спицами, плетение кружев”.

Рукоделие только на первый взгляд кажется незамысловатым занятием, не требующим особых знаний. Но мы убедились, что и оно являет собой широкое поле для познавательной деятельности.