Сценарий утренника "Встреча весны"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширить и углубить знания и представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.

Задачи: развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к природе, развивать наблюдательность, активность.

Действующие лица: ведущий, дети, Весняночка – Весна, Дед Мороз, Зимушка-зима, Синичка.

В празднично разукрашенном зале собрались нарядные дети. Звучит весёлая музыка.

Ведущий:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. /А.Плещеев/

Друзья! Готовы ли вы к встрече Весняночки-весны?

Дети /хором/: Готовы!

Ведущий: Тогда давайте позовём её, чтобы знала наша любимица, как мы без неё соскучились!

1-й мальчик:

Ясна-красна,
Приди, Весна!
С золочёным гребнем,
С изумрудным стеблем,
С полою водою,
С первой бороздою,
С голубою далью,
С Иваном-да-марьей!

1-я девочка:

Весна, приди,
Весной пойди
На всё в зимнем:
На льды – ливнем,
На снег – теплом,
На всю зиму – помелом! /А.Прокофьев/

2-й мальчик:

Выходи, народ,
Становись у ворот!
Весну закликать,
Зимушку провожать!

2-я девочка:

Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!

3-й мальчик:

Идёт красавица-весна –
Отворяйте ворота!

Открывается дверь…, но вместо Весняночки в зал входят сердитый Дед Мороз и Зимушка-зима. Дед Мороз – с седой бородой, в шубе, шапке и валенках, опирается на длинный ледяной жезл (палка, обклеенная фольгой).

Зимушка-зима – в серебряной короне и нарядной белой одежде.

Ведущий: Дедушка Мороз, Зимушка-зима, где же Весняночка? Мы все её так ждём!

Дед Мороз и Зимушка-зима молча усаживаются на стулья в центре зала.

Дед Мороз: Нет вашей Веснянки, нет и не будет! Мы вместо неё!

Дети /крики из зала/: Как не будет?!

Зимушка – Зима: А зачем вам нужна эта ветреница-насмешница?

1-й мальчик: Мы тепла хотим, солнышка ласкового, ручейков шумных, травки зелёной, весёлых птичьих песенок.

Зимушка-зима /передразнивает/: Птички, травка, солнышко! Эка невидаль! Да разве сравнится девчонка Веснянка со мной, со снегами пушистыми, с ветрами холодными, с метелями – вьюгами, моими подругами! Да и вам, ребятишки, зимой-то лучше: в снежки играть можно, на лыжах – коньках кататься, крепости снежные и ледяные строить.

1-я девочка: Но ведь Вы всегда вовремя уходили, матушка Зима!

Зимушка-зима: Всегда уходила, а вот теперь не уйду. Ещё поцарствовать хочу! И не уговаривайте меня! К тому же не я это решила, а Дед Мороз, которого ваша Веснянка обидела!

Все смотрят на Деда Мороза.

Дед Мороз /кивает головой/: Очень обидела и за это поплатилась. Пускай теперь взаперти посидит и о своём поведении подумает!

Зимушка-зима: Ты, Дед Мороз, расскажи им по порядку – пусть знают, какова их Веснянка на самом деле!

Дед Мороз /встаёт/: Я - великий и всемогущий зимний царь Дед Мороз! Весь мир в моей власти! Когда я брови свои сдвигаю, небо свинцовыми тучами покрывается; когда бородой потряхиваю, густой снег на землю сыплется; когда ледяным жезлом постукиваю, дрожат от страха и холода люди, звери и птицы! Все передо мной склоняются, одна только девчонка эта, Веснянка, не боится!

2-й мальчик: Дедушка Мороз, так где же наша Весняночка?

Дед Мороз/грозно/: Не перебивайте меня, ишь, защитники выискались! Всех сейчас заморожу!

Зимушка -зима: Ты, Дед Мороз, расскажи им, как она над тобой смеялась.

Дед Мороз: Иду я на днях по лесу – владения свои осматриваю, оборачиваюсь, а она за мной по пятам вприпрыжку бежит – в платье разноцветном, в венке из подснежников, с веткой зелёной в руке. И не холодно ей! Бежит, хохочет, да песенку напевает, а потом как закричит: “Не бойтесь, звери и птицы, Деда Мороза, не бойтесь его, деревья – великаны и ёлочки-подруженьки! Скоро-скоро кончится его власть над вами! Это говорю вам я, Веснянка!”

Зимушка-зима: Надо было тебе, Дед Мороз, на неё ветром холодным подуть.

Дед Мороз: Я и подул, и бородой тряс, и жезлом ледяным ей грозил, и кричал: “Ишь ты, волшебница выискалась! Над Дедушкой Морозом, зимним царём, смеяться вздумала? Ну погоди, подойди поближе, увидишь, как я с тобой расправлюсь! Меня даже звери дикие боятся медведи в страхе в чаще лесной прячутся, волки, поджав хвосты, воют, а ты, пигалица, со мной тягаться вздумала?!”

2-я девочка: Дедушка Мороз, а что же ответила Вам Весняночка?

Дед Мороз /с досадой/: Что-что! Никакого уважения к старшим! Сначала смеялась, потом принялась в ладоши хлопать и золотые искры прямо в лицо мне сыпать, а они жгут, словно огонь! Да ещё стишки стала читать /передразнивает тоненьким голоском/: Травка зеленеет…

Дети /подхватывают хором/:

Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!

Дед Мороз /затыкает уши/: А ну-ка замолчите сейчас же, и слышать не хочу! Ну что это за стихи?! Вот какие нужно читать:

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои!

А если повеселить-потешить меня хотите, лучше песенку “В лесу родилась ёлочка” спойте.

3-й мальчик: Так ведь эту песенку на Новый год поют, Дедушка Мороз, а сейчас уже весна на дворе!

Дед Мороз: Нет её ни на каком дворе! Нет и не будет!

Зимушка-зима: Да ещё Веснянка ваша подружку себе нашла – Синичку короткохвостую. У этой дерзкой птички – невелички, видите ли, особый весенний посвист имеется, так они обе и спелись – вместе над нами с Дедом Морозом насмешничают!

Дед Мороз: Я синиц этих терпеть не могу – прыг-скок-фюить – никакой солидности! Вот ворона - птица степенная, положительная, серьёзная, умница, голос редкостный, ни с каким соловьём писклявым не сравнится!

Дети смеются.

Дед Мороз /продолжает/: Хотел было я от Веснянки в лесу дремучем спрятаться, среди елей и сосен укрыться, а она за мной по пятам бежит и всё поддразнивает: “Пойдём, Дедушка, на лужок, побегаем, попрыгаем, солнышко славить будем!” Ну, тут уж я не на шутку рассердился, дал ей поближе подойти, да как схвачу! И теперь она в моём ледяном дворце под замком сидит, а ключ от той светлицы у меня здесь! /Похлопывает рукой по шубе./

Дед Мороз: Жаль только, что подружка её, Синичка-насмешница, увернулась – не успел я её заморозить! /Обращается к Зимушке-зиме/. Ну, матушка Зима, пойдём, некогда нам с тобой рассиживаться: дел и забот невпроворот. /Обращается к детям./ А вы, Веснянкины защитники, по домам расходитесь: не видать вам её! /Трижды стучит об пол ледяным жезлом./ Зима продолжается!

Дед Мороз, Зимушка-зима важно удаляются.

Ведущий: Что же нам теперь делать, друзья?

1-й мальчик: Нужно Весняночке помочь – поскорее освободить её из зимнего плена!

Ведущий: Но как это сделать, ведь мы даже не знаем, где Дед Мороз её спрятал!

За дверью слышится тоненький голосок: “Я знаю, я знаю, я всё знаю!”, и перед детьми появляется Синичка.

Синичка: Чтобы Весняночке помочь, освободить её из зимнего плена, нужно выполнить ряд условий Деда Мороза и Зимушки-зимы:

  1. Рассказать стихи о зиме.
  2. Разгадать кроссворд.

  1. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают.
  2. Из-под снега расцветает,
  3. Раньше всех весну встречает.
    Есть один такой цветок,
    Не вплетёшь его в венок,
    На него подуй слегка,
    Был цветок – и нет цветка.
  4. Был тугим он кулачком,
    А разжался – стал цветком.
  5. Голова на ножке, в голове - горошки.

Ключевое слово – весна.

Ведущий: Знаете ли вы…

В природе бывает три весны: весна света (март), весна воды (апрель), весна травы (май).

Игра “Узнай меня”.

Узнайте, о каком цветке идёт речь.

Подготовленные дети рассказывают легенды о цветке, не называя его.

Легенда 1. Возле маленького селения, в лесу, жила девочка-молочница, которая продавала молоко всем, кто хотел. Она была приветлива, ласкова, за сто её и прозвали Отдуваночкой: улыбкой и приветливым словом она отдувала от людей тяжёлые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. особенно ей нравились его песни. Однажды ей захотелось узнать, о чём поёт любимый, и она уговорила Жаворонка спуститься с неба и пропеть свои песни: “Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит в высь небес простор, и зов его могуч.” Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок улетел в небо, и девушка поняла, что навсегда потеряла своё счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда высыпалось несколько золотых монет. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов.

Отгадайте, о каком цветке идёт речь.

Легенда 2. Само название “пион” происходит от греческого слова “целительный”. известна древнегреческая легенда о том, как ученик врача Эскулапа Пеон успешно исцелял этим растением людей и даже вылечил от ран бога подземного царства Аида. Добыть это растение было нелегко. Пеон получил с Олимпа из рук Лето, матери Аполлона и бабушки Эскулапа. Эскулап позавидовал своему ученику и приказал тайно отравить его. Аид же в благодарность за исцеление не дал Пеону погибнуть окончательно и превратил его в красивый цветок.

Кто догадался, о каком цветке идёт речь?

Ведущий: Назовите первые весенние цветы.

Какие вы знаете стихи об этих цветах?

Дети читают стихи о цветах.

Ведущий: Знаете ли вы … о значении цветов.

Подснежник, мак – утешение

Сирень – влюблённость

Тюльпан – признание в любви.

Синичка: Поговорим о деревьях.

Какие деревья “плачут” весной? (берёза, клён)

Как объяснить плач деревьев?

Ведущий: Знаете ли вы…

Если из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Чем раньше берёза лист пустит – тем теплее будет весна.

Появился на берёзе третий лист – вылетают майские жуки.

Синичка: О приметах мы поговорили, а теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Дети поочерёдно называют пословицы.

Игра “Подскажи словечко”.

Весна красна…, осень – плодами. (цветами)

Весна да осень – на дню погод … (восемь)

Апрель с водою – май с … (травою)

Май леса наряжает – в гости поджидает. (лето)

Увидел … - весну встречай. (грача)

Ведущий: Знаете ли вы…

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к теплой весне.

Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.

Ранний прилёт журавлей – ранняя весна.

Синичка: Наш разговор о птицах продолжит игра “Собери слово”. Три ученика собирают из букв слова-названия птиц.

(Л,А,С,Т,О,Ч,К,А, Ж,А,В,О,Р,О,Н,О,К, Ж,У,Р,А,В,Л,Ь)

Ведущий: Молодцы! Со всеми заданиями справились, освободили Весняночку. Встретим весну песней!

Дети поют песню о весне.

Выходит Весняночка, приглашает детей танцевать.

Литература.

  1. Вечера и праздники юннатов. Калуга, 1970.
  2. Волшебный короб. “Детская литература”, Москва, 2005.
  3. Детский журнал АБВГД, № 3.
  4. Л.В. Сорокина. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. “ТЦ Сфера”, Москва, 2004.