Разработка урока на тему: "Вулканы, горячие источники и гейзеры". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока: дать представление

- о строении вулканов, причинах их возникновения, видах и особенностях;

- о географии вулканов, гейзерах и горячих источниках;

- продолжить формирование идеи о постоянном развитии земной коры.

Тип урока: изучение нового материала.

Комментарий:

Урок проводится в форме презентации. Использую один компьютер на класс, изображение с которого выводится на экран. Для достижения поставленных целей при создании презентации использовались материалы из Интернета, сканированы необходимые иллюстрации.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

Вопросы классу:

Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”?

Обобщение ответов.

Так что же такое вулкан?

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя), геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Рождение вулкана.

Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины поверхности Земли, давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму.

По трещинам она поднимается вверх, теряет часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя – лаву.

Строение вулкана.

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло – канал, идущий вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Очаг магмы – расположен у верхней границы мантии, где давление меньше, температура высокая.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Продукты вулканических извержений.

  • Газы.
  • Водяной пар.
  • Сероводород.
  • Вулканический пепел.
  • Вулканические бомбы

Виды вулканов.

Действующие

Потухшие

Уснувшие

Вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Их насчитывается около 800
(на Камчатке).

Об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.

Бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).

 

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

Проблема!

Как вы думаете, где больше будет вулканов: на дне океанов или на материке?

Обобщение ответов.

Решение проблемы.

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зонах расхождения литосферных плит, т.е. в зонах разломов.

Практическая работа с физической картой полушарий и контурной картой.

Определение географического положения крупнейших вулканов планеты.

Название вулкана

Материк, где находится

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Координаты

Ключевская Сопка

Евразия

4750

действующий

68с.ш 160в.д.

Везувий

?

?

действующий

?

Этна

?

?

действующий

?

Эльбрус

?

?

потухший

?

Кракатау

?

?

действующий

?

Фудзияма

?

?

действующий

?

Гекла

?

?

действующий

?

Котопахи

?

?

действующий

?

Орисаба

?

?

действующий

?

Используя физическую карту полушарий и карту-схему “вулканы мира” установить закономерность размещения вулканов.

Вопрос классу:

Нужно ли изучать вулканы?

Обобщение ответов.

Выводы:

Вулканы – это “окно в глубины Земли”.

Извержения дают сведения о составе и свойствах веществ, находящихся на глубине нескольких десятков километров.

Помогают открыть тайны образования вулканов.

Иногда можно предсказывать извержения вулканов и связанные с ними бедствия.

Гейзеры.

Гейзеры – источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара.

Проблема!

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?

Обобщение ответов.

Выводы:

Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать (гейзеры).

Как человек использует гейзеры:

  • для обогревания помещений
  • теплиц
  • оранжерей
  • минеральные воды для лечебных целей.

В России на полуострове Камчатка находится “Долина гейзеров”.

(Заслушивается опережающее задание – сообщение о “Долине гейзеров”).

Комментарий:

Для закрепления и обобщения знаний в конце урока проводится викторина.

Учащимся предлагается ответить на вопросы изучаемой темы.

Затем приводятся правильные ответы, позволяющие учащимся установить правильность восприятия новых понятий. Вопросы, вызвавшие затруднения уточняются.

Викторина.

1. Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывая земную кору, изливается на поверхность?

2. Что такое лава?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое жерло?

5. Назовите продукты вулканических извержений?

6. Виды вулканов?

Проверь себя.

1. Вулканизм.

2. Излившаяся на поверхность магма.

3. Впадина, находящаяся на вершине вулкана.

4. Канал, по которому поднимается магма.

5. Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, вулканические бомбы, частицы горных пород.

6. Действующие, уснувшие, потухшие.

Итог урока.

Подводится итог урока, выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Комментирование домашнего задания:

§ 19

На контурные карты (полушарий) обозначить вулканы (представленные в таблице) :

- потухшие вулканы – синей звездочкой;

- действующие вулканы – красной звездочкой.

Приложение