Воспитательная система школы как условие творческого развития личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.

Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. Приоритет воспитательной миссии школы сформулирован в Законах об образовании РФ и РТ, в Национальной доктрине образования и “Программе развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ”, разработанной на основе федеральной Программы.

Приоритетными направлениями воспитательной работы объявляются:

  1. Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей
  2. Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетней учащейся молодежи
  3. Содействие детскому и молодежному движению
  4. Образование и здоровье
  5. Совершенствование национально-регионального компонента воспитания
  6. Развитие творческих способностей личности средствами дополнительного образования

Но находят ли провозглашенные концепции и принципы практическую реализацию в школе? Часто нет.

Рассмотрим проблемы, сложившиеся в системе образования, на примере средней общеобразовательной школы № 89 Ново-Савиновского района города Казани.

Школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани была открыта 1 сентября 1984 года и в 2004 году отмечала свое двадцатилетие. Школа имеет богатый опыт воспитательной работы, уже сложившиеся традиции. Однако существует много проблемных вопросов, которые нужно решать:

  • Перегрузка учителей и учащихся учебной работой
  • Отсутствие программ воспитания у классных руководителей
  • Отсутствие четкой координации и слаженности в работе различных подразделений школы
  • Незаинтересованность учащихся и учителей в школьной жизнью
  • Внеурочная деятельность не отличается высоким познавательным уровнем

Выход из создавшегося кризиса – системный подход к воспитательной работе в школе, создание гибких воспитательных программ, насыщенных социально-значимыми делами, решающими жизненные запросы детей.

Воспитательная система школы – это целостный организм, который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс.

Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника.

Анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей, данные бесед) позволяют определить желаемый образ выпускника школы: творческой индивидуальности.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческих задач), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, навыки), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Таким образом, цель воспитательной работы школы:

  1. Создание условий для творческого развития личности школьника.
  2. Создание единого воспитательного пространства.
  3. Повышение статуса воспитательной работы в школе.

Данные цели обеспечиваются решением следующих задач:

  1. Создание коллектива единомышленников, организация работы творческих групп.
  2. Развитие и совершенствование системы дополнительного образования.
  3. Развитие форм ученического самоуправления.
  4. Активизация работы социально-психологической службы.

Ориентируясь на желаемый образ выпускника, цели и задачи, поставленные школой, были определены этапы становления и развития воспитательной системы:

I этап (подготовительный) 2003-2004 учебный год

  1. Знакомство с методической литературой по проблеме создания и развития воспитательной системы школы.
  2. Создание творческих групп педагогов для разработки проектов воспитательных программ для 1-4-х классов, 5-11-х классов.
  3. Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей, педагогов.

II этап (практический) 2004-2005 учебный год

  1. Организация для педагогического коллектива научно-методических семинаров по проблемам перестройки школы.
  2. Разработка материалов для тематических классных часов в рамках проектов воспитательных программ.
  3. Планирование тематики кружков, секций, факультативов.
  4. Введение практики платного дополнительного образования.
  5. Продолжение ознакомления учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией. Спецификой воспитательной работы школы.

III этап (обобщающий) 2005-2006 учебный год

  1. Анализ и коррекция создавшейся системы работы.
  2. Определение эффективности управления воспитательной деятельностью в школе.
  3. Выявление и оценка реальных результатов эффективности воспитательной работы.
  4. Определение перспектив развития.

На данный момент школа прошла третий этап развития. В работе школы можно наблюдать ряд изменений.

Произошли изменения в планировании деятельности школы на различных этапах: общешкольном (концепция развития школы, с 2003 года школа носит новый статус – школа с углубленным изучением отдельных предметов); классном.

Разработаны и апробированы два проекта воспитательных программ, с учетом которых строится планирование воспитательной работы: для 1-4-х классов “Клубные дела”, для 5-9-х классов “Истоки”.

В младшем звене (1-4-е классы) система воспитательной работы должна быть направлена на открытие школьниками самих себя, своих способностей, развитие интересов. Один из возможных путей поднятия общекультурного уровня школьников, развитие их творческой и познавательной активности – проведение серии клубных дел.

Цель данного проекта – создание у младших школьников целостного представления об окружающем мире, воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения.

Реализация данной цели достигается в процессе выполнения задач:

  • воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения;
  • воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности;
  • ознакомление с правилами культуры жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

Программа представляет собой систему четырех проектов:

  • “Я и природа”;
  • “Я и Отечество”;
  • “Наши традиции”;
  • “Я и школа”.

Программа предусматривает следующую деятельность по реализации проектов:

  • систему классных часов
  • видеолекторий
  • экскурсии
  • художественно-прикладное творчество
  • осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел.

Целью проекта “Я и природа” является ознакомление учащихся с природой родного края, воспитание бережного отношения к ее богатствам.

Цель проекта “Я и Отечество” - знакомство с краем, где мы живем, формирование национального самосознания, изучение истории Отечества.

Целью проекта “Наши традиции” является знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремесел, изучение духовных ценностей народа.

Проект “Я и школа” формирует нравственное поведение, обучает практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры.

Воспитательная работа в 5-9-х классах основывается на проекте “Истоки”

Воспитательная цель проекта:

Формирование творческой индивидуальности (личности), усвоившей духовные ценности и традиции своего народа, имеющей сознательную и нравственную позицию, способную проектировать и строить свою жизнь на основе общенациональных ценностей.

Принципы воспитания, на которых основан проект:

  1. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
  2. Целостность педагогического процесса – единство. Взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  3. Творческое начало воспитания.
  4. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы и общества.

Программа представляет собой систему трех целевых проектов: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”.

Для реализации данных целевых проектов необходимо четкое обозначение междисциплинарных связей, ведение школьных кружков и факультативов и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Целевые проекты взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Проект “Россиянин”.

Цель проекта:

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее российской культуры.

Базовые ценности:

  • восстановление исторической памяти;

  • политическая, правовая культура;

  • гражданская позиция.

Деятельность по реализации проекта:

  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Система мероприятий через школьную библиотеку.

Проект “Традиция”.

Цель проекта:

На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

Базовые ценности:

  • традиционные национальные праздники;
  • школьные традиции;
  • традиционное поведение.

Деятельность по реализации проекта:

  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Работа кружков и секций.

Проект “Мир семьи”

Цель проекта:

Формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, знакомство учащихся с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих умений и навыков: заботы о ближних, самообслуживания, распределение бюджета, проведение свободного времени и т. п.

Базовые ценности:

  • традиционный образ жизни.
  • отношение к семье как к основе государства.
  • целомудрие и нравственность в семейных отношениях.

Деятельность по реализации проекта:

  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Работа социального педагога и психолога.

Жизнь хорошей школы насыщена событиями. В нашей школе, как и в практике многих других образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, “ключевых дел”, КТД . Чтобы деятельность школы была небезразлична учащимся, подготовку, реализацию, рефлексию событий школьной и классной жизни необходимо было передать в руки школьников в процессе самоуправления.

С этой целью в школе было создано детское объединение “МАГИСТРАТ”.

ПОЛОЖЕНИЕ
о детском объединении “МАГИСТРАТ”
в школе № 89 с углубленным изучением отдельных предметов

1. Общие положения

“МАГИСТРАТ”:

Молодежная
А
ссоциация
Г
алантных
И
нтеллектуальных
С
тильных
Т
алантливых
Р
ебят
А
ктивистов
Т
атарстана

Назначение: детское объединение “МАГИСТРАТ” создано с целью координации деятельности всех учеников школы, а также организации внеурочной деятельности детей и развития их индивидуальных способностей.

Цель: объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Задачи:

  • организация самоуправления в школе;
  • развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;
  • профилактика влияния неформальных объединений риска среди подростков;
  • организация внеурочной деятельности.

2.Члены “МАГИСТРАТА”

В “МАГИСТРАТ” входят 2-4 человека от каждого класса, из параллели 5-6-х классов, выбранные классными коллективами с учетом их организационных и творческих способностей.

3.Права членов “МАГИСТРАТА”

  1. Свободное выражение своих мыслей, взглядов, убеждений и мнений.
  2. Свободу информации.
  3. Уважение результатов своей созидательной деятельности.
  4. Оспаривание предложений администрации по планированию и организации школьных дел.
  5. На участие в решении о поощрении и наказании.
  6. На использование помещений и технических средств школы для проведения тематических встреч членов “МАГИСТРАТА”.
  7. На обращение в попечительский совет школы с просьбой о денежном поощрении учащихся и материальной поддержке проектов в соответствии с существующими правилами.
  8. Гарантом прав “МАГИСТРАТА” является собрание “МАГИСТРАТА”, директор и администрация школы.

4.Структура детского объединения “МАГИСТРАТ”

Постоянно претерпевает изменения, и не дошла еще до совершенства, но уже четко вырисовываются следующие микро группы:

  • вожатский центр;
  • пресс-центр;
  • мозговой центр;
  • творческий центр.

Эти группы входят в два больших подразделения:

  • мини “Магистрат”;
  • макси “Магистрат”.

5.Органы самоуправления “МАГИСТРАТА”

Верховной властью “МАГИСТРАТА” является общее собрание всех его членов.

Руководят “МАГИСТРАТОМ” педагоги-организаторы.

Собрание “МАГИСТРАТА” проходит раз в неделю по средам после 6 урока.

Каждый член “МАГИСТРАТА” присутствует на встрече и имеет право голоса по любому. обсуждаемому вопросу.

6.О поощрениях и взысканиях

Члены “МАГИСТРАТА” поощряются:

- за успехи в организации классных и школьных общественных дел;

  • за победу в творческих конкурсах;
  • за общественно-полезный труд;
  • за благородные поступки;

Виды поощрений:

  • объявление благодарности;
  • награждение почетной грамотой;
  • награждение подарком на Дне Чести Школы;
  • занесение в летопись “МАГИСТРАТА”.

Взыскания налагаются с соблюдением следующих принципов:

  • к ответственности привлекаются только виновные;
  • ответственность носит только личный характер;
  • строгость взыскания зависит только от совершенного проступка.

виды взысканий:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение из “МАГИСТРАТА”.

Осуществлены изменения в работе с родителями с учетом программы “Развития взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся”. Введена практика родительских университетов. Темы заседаний: “Роль отца в воспитании”, “Формирование жизненных ценностей у подростков”, “Стили воспитания или взаимоотношения взрослого и ребенка в семье”. Некоторые родители стали руководителями организаций дополнительного образования. Родительские собрания проводятся в едином режиме. До начала классных собраний в школе работает “Педагогическое бистро”, в котором родители могут получить профессиональный совет у директора школы, заместителя директора, психолога, врача. К собранию готовятся памятки для классных руководителей, в которых обозначены основные вопросы, тематика собрания.

Одно из главных изменений – это изменение подходов к методической работе с классными руководителями. Методическое объединение классных руководителей построено по принципу профессионального мастерства. Все классные руководители (32 человека: 1-4-е классы – 9 человек, 5-9-е классы – 14 человек, 10-11-е классы – 9 человек) разделены на группы:

  • Классные руководители, находящиеся на самоконтроле (3 человека).
  • Основная группа руководителей 26 человек разделена на 3 микрогруппы для работы над творческими заданиями.
  • Молодые классные руководители 3 человека.

В начале года на первом общем заседании методического объединения проходит “Мозговой штурм” по заранее заданным вопросам. Например:

  1. Какую главную воспитательную задачу вы ставите перед собой, какие формы работы планируете использовать для ее реализации?
  2. Какие ключевые коллективные творческие дела школы на Ваш взгляд, могут способствовать созданию условий для становления воспитательной системы школы?

На основе ответов, полученной информации, планируются проблемные задания для групп. Методическая тема объединения классных руководителей: “Воспитательная система как условие творческого развития личности”. В этом году была проделана работа по следующим проблемным вопросам: “Советы по ученическому самоуправлению на базе класса”, “Культурные ценности народа на часе общения”, “Аспекты изучения уровня воспитанности школьников”, “Семья и школа – партнеры в воспитании?” и другие. По мере реализации проблемы планируются круглые столы, заседания МО.

Результатом методической работы являются:

  • тематические педсоветы;
  • дни открытых часов общения;
  • конкурс лабораторий.