Практическая работа по теме: "Экологическое аудирование объекта учениками"

Разделы: Экология


Экологическое аудирование школьниками – это новое направление практической работы.

Именно на конкретных примерах можно показать воздействие источников загрязнения на окружающую природную среду, социальные условия и здоровье населения. Вовлекать учащихся в общественную жизнь своего родного города, не быть равнодушным и пытаться благоустроить.

Экологическое аудирование позволит учащимся освоить простейшие методики по определению качества окружающей среды. Предлагается комплексное исследование воздействия изучаемого объекта на близ расположенные водоёмы, почву, атмосферу, социальные условия и здоровье населения.

Предполагается осуществить социологический опрос населения. Учащиеся самостоятельно разрабатывают вопросы, обрабатывают результаты.

Цель: Знакомство с экологическим аудитом и его проведением, целями и задачами.

Задачи:

  1. Научить давать экологическую оценку воздействия исследуемого объекта на окружающую среду, социальные условия и здоровье населения.
  2. Развивать логическое мышление, творческий подход к решению экологических проблем.
  3. Учить наблюдать и делать выводы.
  4. Проводить социологический опрос
  5. Находить оптимальные пути решения по улучшению окружающей среды и снижению отрицательного воздействия на население.

Справочный материал.

Аудит по охране окружающей среды – исследования окружающей среды (оценка), проводимые для определения воздействия объекта на окружающую среду и потенциальных обязательств, проверка безопасности производства, изучение рисков.

Экологический аудит традиционно понимается как независимая оценка соответствия деятельности аудируемого предприятия экологическим требованиям с целью недопущения негативного воздействия техногенной деятельности на окружающую среду (природные объекты) и населения.

В России первые попытки создать институт аудита предпринимались ещё в 1889, 1912 и 1918 гг. В условиях формирования современных экономических отношения аудиторские фирмы появились в России в 1987 г. Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности, платёжно-расчётной документации и других финансовых обязательств.

Термин “экологическая…сфера” введён Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утверждённый указами Президента РФ от 01.04.98г. №440 и от 17.12.97г. №1300.

Загрязнение – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для неё физических, химических, информационных или биологических агентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде, нередко приводящее к негативным последствиям.

Загрязнитель – объект, осуществляющий загрязнение.

Этапы работы:

  1. Учитель даёт представление об экологическом аудите, объекте аудирования, ставит цели и задачи.
  2. Выбор объекта экологического аудирования.
  3. Знакомство учащихся с техникой безопасность при аудировании.
  4. Деление учащихся на группы, знакомство с деятельностью групп:
  5. А. Учитель даёт задания по группам,
    Б. Знакомство с заданием,
    В. Группа социологов разрабатывает вопросы социологического опроса населения.

  6. Исследование объекта.
  7. Обработка результатов (расчёты).
  8. Круглый стол (представление и обсуждение результатов, разработка предложений по благоустройству данного объекта и сокращению вредного воздействия на окружающую среду).

Рекомендации к выполнению.

  1. Учитель заранее выбирает объект аудирования. (Необходимо помнить, что объект должен быть безопасным для здоровья детей). Это может быть любой объект: жилой дом, автостоянка, пришкольный двор, магазин, промышленный объект, котельная, автодорога. Ученикам заранее можно дать задание – познакомиться с экологической обстановкой объекта аудирования по литературным источникам, периодической печати, данными комитета экологии, санитарно эпидемиологической станции.
  2. Учитель делает выбор методик проведения исследовательских работ.
  3. Учащихся можно поделить на следующие группы исследователей:
  4. Атмосферы
    Гидросферы
    Биоты
    Животного мира
    По бытовым отходам
    Картографы
    Социологи
    Количество групп определяет учитель.

  5. Учителю необходимо сделать отборку вопросов для проведения социологического опроса, определить возраст опрашиваемых. Рекомендуется при выполнении работы особо контролировать деятельность данной группы.
  6. В ходе экологического аудита учащиеся ведут дневники наблюдения, делают записи, зарисовки.
  7. При обработке результатов можно предложить следующие задания:

Задание 1.

Оцените риск объекта методом построения дерева событий.

Справочный материал.

Метод построения дерева событий – это графический способ слежения за набором обстоятельств, ведущих к неблагоприятному исходу. Все события, которые могут произойти после произошедшего инцендента, соединены причинно – следственными связями.

Задание 2.

Рассчитать степень опасности вещества данного объекта по формуле:

где ПДК – среднесуточная предельно допустимая концентрация;

К – концентрация вещества (в пробе).

Справочный материал.

ПДК – норматив, количество вредного вещества в окружающей среде, за определённый промежуток времени, не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. Устанавливается в законодательном порядке.

Любое превышение ПДК опасно для живых организмов (вызывает заболевания, летальный исход).

Используемая литература:

  1. Осипова Н. А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
  2. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России./ Под ред. В. Ф. Протасова.- М.: Финансы и статистика, 1995.
  3. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие.- М.: “Экзамен”, 1999.