Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика, Информатика


Тема: Энергия. Решение задач.

Триединая цель:

  • Обучающая – добиться усвоения основных понятий по разделу “Энергия”, углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; закрепить полученные знания на примерах решения задач, продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы. Подготовиться к зачету по Закону сохранения энергии.
  • Воспитывающая – добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами; умение работать самостоятельно;
  • Развивающая – развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать общеучебные навыки и умения:
    • при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии,
    • при работе по алгоритму решения задач,
    • при самостоятельной работе с учебным оборудованием.
    • развивать умения работать самостоятельно с КИМ.

Средства обучения: медиапроектор, слайды, раздаточный материал (дифференцированные индивидуальные карточки). Пружинный маятник, деревянный брусок, набор грузов, наклонная поверхность, динамометр.

Ход урока.

1. Орг. Момент. 1мин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, САДИТЕСЬ. ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ, ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО И ТЕМУ УРОКА.

2. Целеполагание. 2 – 3 мин.

Исходя из темы сегодняшнего и прошлого урока сформулируйте и пропишите цели, поставленные вами на урок.

СЛАЙД №1.<Приложение>

Озвучьте поставленные цели.

Учащиеся:

Закрепить знания:

О законе сохранения энергии

О видах механической энергии и способах совершения механической работы

Научиться применять полученные знания при решении задач

Подготовиться к зачету по данной теме.

Сравним поставленные вами цели с моими: СЛАЙД №2..<Приложение>

Молодцы!

3. Мотивация 2 – 3 мин.

Молодцы! Цели вами поставлены и я надеюсь на успешность нашего урока. При этом не забываем о четкости самоконтроля.

Каждый из вас может получить оценку за урок, в соответствии с уровнем знаний набрав определенное число баллов: СЛАЙД №3.<Приложение>

“5” - 13 и более баллов

“4” - 10 – 12 баллов

“3” - 7 - 9 баллов

Эти баллы складываются из ваших ответов:

По одному баллу за правильный ответ + баллы за решенные задачи + за постановку цели

Не забудьте, что результаты вашей работы заполняются в индивидуальный оценочный лист.

Индивидуальный оценочный лист

Тема “ Закон сохранения энергии”

Фамилия ________________________ имя _______________класс

За каждый отвеченный вами вопрос или решенное задание поставьте себе баллы в таблицу (исходя из максимальных баллов).

За постановку цели - 1 балл.

За правильный ответ на вопрос- 1 балл.

За решенные задачи.

“5” - 13 и выше баллов

“4” - 10 – 12 баллов

“3” - 7 – 9 баллов

Постановка цели __________ баллов

Ответ на вопрос:

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого баллов
Баллы                        

За тест

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 Итого баллов
Баллы                

За решенные задачи

№ задачи 1 2 3 4 5 Итого баллов
Мах балл            
Мои баллы            

Моя самооценка с учетом рекомендаций: _____________ баллов, оценка “__________”

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Для успешности выполнения индивидуальных заданий вспомним основные понятия и законы, с помощью которых мы можем научиться решать задачи.

5. СЛАЙД №4 (ВОПРОСЫ).<Приложение>

  • Что характеризует энергия?
  • Какие ее виды Вы знаете?
  • Сформулируйте закон сохранения энергии.
  • Объясните на примерах закон сохранения энергии.
  • Какие условия необходимы для совершения телом работы?
  • Какие виды работ вы знаете?

6. Фронтальный опрос проводится с использованием мультимедийного проектора. 10 – 12 мин.

СЛАЙДЫ № 5 – 14.<Приложение> (рисунки которые необходимо объяснить используя закон сохранения энергии).

Мы с вами вспомнили основные понятия и законы, с помощь которых мы можем научиться решать задачи.

7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 15 – 18 мин.

Каждый из вас получает карточку с условием задачи, тестовую работу или творческое задание. Результаты записываете в тетрадь и помните о листе самоконтроля.

Начальный уровень. Вариант № 1. Закон сохранения энергии.

1. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?

а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг.

2. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?

а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.

3. Процесс работы - это…

а) любой процесс превращения энергии;

б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;

в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;

г) среди ответов нет правильного.

4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:

а) камень, поднятый над землей;

б) летящий самолет;

в) растянутая пружина;

г) летящий воздушный шарик?

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:

а) катящийся по земле шар;

б) лук с натянутой тетивой;

в) сжатый в баллоне газ;

г) кабинка колеса обозрения.

6. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.

а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется;

б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.

в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.

7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.

а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;

б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю;

в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.

Начальный уровень. Вариант № 2. Закон сохранения энергии.

1. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.

а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется,

б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.

в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.

2. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?

а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг,

3. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:

а) камень, поднятый над землей;

б) летящий самолет;

в) растянутая пружина;

г) летящий воздушный шарик?

4. Процесс работы - это…

а) любой процесс превращения энергии;

б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;

в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;

г) среди ответов нет правильного.

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:

а) катящийся по земле шар;

б) лук с натянутой тетивой;

в) сжатый в баллоне газ;

г) кабинка колеса обозрения.

6. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?

а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.

7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.

а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной.

б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю.

в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.

Средний уровень. Закон сохранения энергии.

  1. На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2т равна 10кДж? (2 балла).
  2. По горизонтальному столу катится шарик массой 400г с постоянной скоростью 15 см/с. Чему равна его кинетическая энергия? (2 балла).
  3. До какой высоты поднялся мяч при бросании, если его потенциальная энергия относительно земли оказалась равной 60 Дж? Масса мяча 300г. (2 балла)
  4. Скорость свободно падающего тела массой 4 кг на некотором пути увеличилась с 2 м/с до 8 м/с. Найти работу силы тяжести на этом пути. (3 балла)
  5. На пружине подвешен груз массой 300 кг, под действием которого она удлинилась на 6 см. определите энергию деформированной пружины. (3 балла)

Достаточный уровень. Закон сохранения энергии.

  1. По склону горы длиной 500м скатываются санки массой 60 кг с высоты 10м. определите среднюю силу сопротивления при скатывании санок, если у основания горы они имели скорость 8 м/с. Начальная скорость санок равна нулю. (3 балла)
  2. Маятник массой 5 кг отклонен на угол 600 от вертикали. Какова сила натяжения нити при прохождении маятником положения равновесия? (6 баллов).
  3. Какую работу совершила сила тяжести при свободном падении тела массой 1 кг по
  4. истечении 5с от начала падения? (3 балла)

  5. найти потенциальную и кинетическую энергии тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5м, на расстоянии 2 м от поверхности земли. (4 балла)
  6. Тело брошенное вертикально вниз с высоты 75м со скоростью 10 м/с, в момент удара о землю обладало кинетической энергией 1,6 кДж. Определите скорость тела в момент удара и массу тела. Сопротивлением воздуха пренебречь. (4 балла)

Творческие задания

  1. Используя динамометр, набор грузов, линейку. Определите работу силы упругости и потенциальную энергию пружины. (11 баллов)
  2. Используя динамометр, деревянный брусок, линейку и наклонную поверхность. Определите работу силы трения и кинетическую энергию бруска. (11 баллов)

6. Самоконтроль. 2 мин.

Самопроверка полученных результатов:

тесты сверить с ответами на СЛАЙДЕ № 16.<Приложение>,

Начальный уровень:

1 вариант 2 вариант

1)б 1)а, б, в.

2)в 2)б.

3)в 3)б, г.

4) б, г 4)в.

5) б, г 5)б, г.

6)а, б, в 6)в.

7)а, б, в 7)а, б, в.

поставить баллы в индивидуальный лист (ответы пишут в тетрадях под копирку, один вариант сдают мне, второй проверяют в тетради.).

Задачи проверяются по листам с ответами, выставляя баллы.

Решение творческих задач рассматривается у доски.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. 3 – 4 мин.

СЛАЙД № 17.<Приложение>

  • Закрепили основные понятия по теме механическая работа и энергия
  • Научились применять полученные знания при решении задач
  • Научились применять полученные знания на практике

ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ, И ПОДНИМИТЕ, РУКУ КТО НАБРАЛ ОТ “13 и выше” БАЛЛОВ , “5”.

“10” ДО “12” БАЛЛОВ , “4”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД №18..<Приложение> 1–2 мин.

Подготовиться к зачету по теме.

На “5” № 431, №468,вывод закона сохранения энергии и его применение.

На “4” №463, № 424,основные понятия и формулы закона и его применение.

На “3” № 408, № 451,основные понятия и формулы (без вывода).

8. СПАСИБО ДЕТИ ЗА УРОК! ДОСВИДАНИЯ!