Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).
Предварительная подготовка к уроку. “Шапка вопросов” – круглая жестяная коробка или шляпа с указанием автора и названия изучаемого на уроке произведения. На дом было задано подготовить вопросы к произведению на небольших листочках; перед уроком просмотреть, отобрать наиболее интересные, пообещав детям разобрать остальные вопросы на следующем уроке; продумать иллюстрации к рассказу и подписи к ним. На доске заранее записывается тема и эпиграф к уроку.
Литература.
Коровина В.Я. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл., ч.2., М., 2000.
Авлова Т. Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства ( введение в поэтику), ч.2, СПб., Специальная литература, Университетская книга, 1997.
Ход урока.
1. Чтение темы и эпиграфа к уроку и их запись.
События и точка зрения.
Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю. Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный…”
С прошлым не стоит окончательно прощаться.
Детство рано или поздно напомнит о себе.
Память должна разрешиться воспоминанием, как
мысль словом.
Д.Гранин
2. Вступительное слово учителя.
– Память помогает нам сохранить историю повседневности, разобраться в себе, понять и оценить события, происходящие в нашей жизни. Юрий Нагибин в рассказе обращается к своему детству.
Когда мы стали изучать произведение, то начали с описания эпохи, о которой пишет автор. Что это была за эпоха? (Эпоха открытий, энтузиазма, открытий). Мы увидели, что в эту трагическую эпоху люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт; видели, как и в чём искали персонажи произведения возможности для сохранения своей индивидуальности или, наоборот, оставались на одном уровне развития.
Вы прочитали разные произведения о войне. Возможно, нам с вами удастся когда-нибудь понять, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх и становиться героями Великой Отечественной.
3.Сообщение цели.
Сегодня мы будем работать над такими понятиями, как “авторская позиция” и
“идейный смысл произведения”. Вспомним, что это такое. (Дети вспоминают, учитель на доске фиксирует записи)
На доске:
Авторская позиция: точка зрения, мнение, оценка.
Идейный смысл: понять замысел автора, авторскую позицию, то есть попытаемся прочувствовать и понять Нагибина. Автор только открывает дверь, а читатель входит в неё.
4. Объяснение темы.
Слово учителя.
– Вспомните, что нам с вами было довольно трудно ответить на вопрос о чём рассказ, имея ввиду тему. Какие темы в этом рассказе? ( дружбы, становления характера, предательства). Мысли писателя выражаются в картинах жизни, в поведении, в поступках, в переживаниях персонажей, в выборе жанра, темы, в композиции. Это идея произведения. Её труднее сформулировать.
Автору не свойственно навязывать вам своё мнение. Он только показывает характеры, поступки, а выводы делаем мы сами. Причём не всегда словами: мы хохочем, плачем, осуждаем, жалеем, негодуем, переживаем, недоумеваем. Если это совпадает с мнением автора, значит мы правильно его позицию , его идею. Автор нам идею не навязывает, не скрывает от нас. Что же сделать для того, чтобы понять автора? (проследить вслед за автором каждую фразу, поступок, сцену). Да, воспринять и подумать. У кого из вас получится так, чтобы было не только правильно, но и не нарушило бы очарования рассказа? Надо и слова правильно подобрать, и предложения построить так, чтобы попасть в тон автору.
Для этого нужно постараться разобраться во всём произведении, воспринять и продумать каждую фразу( что мы и делали на предыдущих уроках).
5. Работа с учебником.
А) 1-ый вопрос: почему автор обращается к детству?(в детстве происходит становление характера, дети “чище”, они честнее, острее всё воспринимают…)
Запомним это.
Б) Я просила вас составить вопросы, которые выражают оценку событиям, затрагивают тему произведения, для того чтобы глубже задуматься над произведением.
Ребят, а какого цвета это произведение?
Поиграем в “Шапку вопросов”. НО не все дети, может, захотят. Для них другое занятие: нарисовать схематично,условно рисунок на тему рассказа и выбрать фразу из текста для него (ребята поднимают руки, учитель раздаёт листочки).
Остальные ребята вытаскивают вопросы из “шапки” и отвечают на них. (примерные вопросы, составленные детьми: Какой подвиг совершил Павлик? Опиши его кратко. В чём заключалась дружба Павлика и Юры? Чем Павлик отличается от Юры? Почему у Юры не сложилась дружба с Митей? Какие черты характера вам понравились в Павлике, а какие в Юре? Какие фразы вас затронули в этом произведении? В чём себя винит Юра? Как отразилась гибель Павлика на Юре? Почему Павлик не сдался, а стал бороться до конца? Почему смерть Павлика показывается в конце? Почему так названо произведение? Что означают эти высказывания: “Легко любить ни за что, и очень трудно – за что-нибудь” и т.д.). Кто не сумел ответить, за него отвечает либо желающий, либо тот, кто составил вопрос. Всё, по-возможности, подтверждается словами из текста.
После игры обсуждаются рисунки и подписи.(не качество, а идея рисунка)
Дети по очереди рассказывают, что они нарисовали, почему, какую фразу выбрали и почему.(Кто-то нарисовал две горы, кто-то лошадь и жеребёнка, кто-то колючую проволоку…)
6. Итог урока.
– Мы шли за автором: переживали, удивлялись, огорчались, знакомились с характерами и судьбами. И шаг за шагом приходили к пониманию авторских идей. Идеи автора как бы “растворены” во всём произведении, они словно “просвечиваются” сквозь его части.
Мы поняли, что радость жизни, которую испытываем мы, выстрадана тяжёлой борьбой и трагической судьбой таких людей, как Павлик. Мы поняли, что счастье людей той эпохи – это нелёгкое счастье. Это счастье мужественных людей, добытое кровью и страданиями. И мы разделяем эту позицию автора.