Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.

В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения”.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.

Тем не менее, компьютер все еще не воспринимается как инструмент обучения наряду с аудио и видеоустройствами, что связано с непониманием новых возможностей, предоставляемых ИКТ. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Кроме того, учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ на своем уроке. В связи с этим, представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках.

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество сих пор остается неудовлетворительным. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов.

Материал данных учебных “пособий” представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке.

В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнение определенных операций пользователем: отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков.

Однако анализ существующих программных продуктов показал, что большая их часть оказывается неэффективной, поскольку все виды упражнений сводятся лишь к выбору правильного ответа и заполнению пропусков. Еще одним важным недостатком таких программ является отсутствие возможности изменить содержание программы, обновить и расширить базу данных учебных текстов, дополнить и изменить упражнения, с учетом уровня знаний учащимися того или иного лексического материала или в соответствии с учебным планом того или иного образовательного учреждения или конкретного учителя.

В связи с этим полноценное и систематическое использование компьютерных обучающих программы и систем в рамках обучения иностранному языку в общеобразовательной школе не представляется возможным. Учителя имеют возможности использовать только фрагменты программы на определенных этапах уроков по некоторым темам, которые лишь частично совпадают с материалом, предложенным для изучения в учебнике.

На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются “Профессор Хиггинс”, “Английский. Путь к совершенству”, “Bridge to English”.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Возможности предъявления учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Однако для реализации всех этих достоинств использования ИКТ необходимо составить и создать собственную компьютерную обучающую программу. Любая программа может быть задана по определенному сценарию, придуманному учителем или составленным в соответствии с УМК, используемым в работе. Все компоненты компьютерной обучающей программе должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения английскому языку.

В создаваемой компьютерной программе необходимо выделить основные компоненты: раздел текстовой информации (для предъявления и редактирования учебного тематического текста, который учитель может изменять и дополнять по своему усмотрению), раздел заданий и упражнений, направленных на закрепление изученного материала, грамматических конструкций и лексических единиц, справочный раздел, включающий как справку по работе с программой, так и различные словари и грамматические справочники.

В создаваемой программе желательно продумать раздел проверки знаний учащихся (тестирование и автоматическая обработка результатов), а также раздел статистической информации, в котором отображается динамика работа ученика, прочитанные им тексты, выполнение задания, уровень сформированности тех или иных знаний, выраженные числовыми показателями.

Таким образом, учитель создает программу именно для себя и для своих учеников, программу, по которой ему удобно работать, которая помогает достичь поставленных педагогом целей и добиться высоких результатов при обучении английскому языку.

Чаще всего учителя прибегают к использованию различных программных средств для создания обучающей программы: редакторы HTML, пакеты программ Macromedia Flash, системы объектного программирования: Borland Delphi, Visual Basic.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них.

Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками). При наличии в классе электронной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. При этом экономиться большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратиться на излишнее переписывание заданий.

При создании мультимедиа поддержки урока необходимо четко определить его цели с учетом внедрения ИКТ. Одной из главных целей такого урока становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов позволяют учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные или слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Таким образом, ИКТ сегодня становятся незаменимыми помощниками в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам.

Самой популярной среди педагогов-предметников и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft PowerPoint, поставляемая в пакете программ Microsoft Office.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке.

В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов. Участие в таких проектах очень важно для учащихся, поскольку они приобретают необходимые навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

При проведении внеклассных мероприятий и игр также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Учителя нередко прибегают все к тем же программных продуктам, позволяющим соединять в себе все мультимедиа ресурсы. Так, на рисунках 1 и 2 представлено оформление внеклассного мероприятия по мотивам телевизионной передачи “Своя игра” для учащихся 8 классов по теме “Семья” <Рисунок 1>, <Рисунок 2>. Для разработки игры использовалась программа создания презентации Microsoft Power Point.

Использование текстовых и графических редакторов, а также простейших издательских систем позволяет учащимся заниматься выпуском школьной газеты (или приложения к ней) на английском языке, писать статьи, заниматься ее версткой и оформлением. Простой школьный ризограф позволяет быстро напечатать достаточно большое количество экземпляров для распространения внутри школы.

5. Использование средств сети Интернет и электронной почты.

Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а су другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.

Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийких и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей эвристические олимпиады, является Центр дистанционного образования “Эйдос” (www.eidos.ru).

Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процесс обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.

В данной статье были описаны лишь основные направления использования ИКТ при обучении иностранным. Учителя-предметники могут свободно варьировать предложенные варианты, создавать свои подходы к использованию ИКТ, варьировать и сочетать различные направления, выстраивать собственные типы уроков в зависимости от их уровня владения информационно-вычислительной техникой и желания использовать ИКТ в своей работе.

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества.

Изучив состояние проблемы использования ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеем методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.