Воспитание нравственной личности в общеобразовательной школе средствами музыки

Разделы: Музыка


Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.

На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.

Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.

Такое понимание опирается на один из принципов музыкального воспитания: “музыка — это жизнь”. Суть его в следующем: “Почти любое сочинение — как с текстом, так и без текста — дает возможность одной-двумя фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь.

Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных ритуалов, праздников, в концертном зале, на уроках. Данная точка зрения на особенности нравственного воздействия музыки основана на внешней стороне. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове учителя. Исполнение произведения предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и “оправдывающий” свое словесное окружение. Возникает слияние “музыкальности” и “нравственности”, главное — не только “обучать”, но и обеспечить “влияние на нравственность.

Можно выделить несколько направлений, по которым ведется ее изучение влияние музыки на сознание и поведение школьников. Влияние музыки основывается на закономерностях воспитания личности, и прежде всего ее нравственных чувств. Вне этого условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как “музыка подействовала”, (“заставила пережить”, “взволновала”, “повлияла”), может ровным счетом ничего не значить для возвышения слушателя.

Некоторые стороны восприятия музыки были рассмотрены учеными как прошлого, так и настоящего. Для общеобразовательной школы такое понимание пока не стало общепринятым, и в этом одна из причин недостаточной эффективности воздействия музыки на нравственность учащихся. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных представлений.

Из известного определения музыки как искусства “интонируемого смысла” (Б. Асафьев) следует, что произведение должно представляться слушателю не как некий звуковой эмоциогенный объект, а в своей субъектной онтологии, как продукт произносящего, интонирующего. Такая неотделимость исполнителя от мелодии специфизирует и форму бытования музыки, и характер ее нравственного воздействия на человека. Приведем мысли Гегеля: “Поскольку музыка делает своим содержанием субъективную внутреннюю жизнь, с тем чтобы выявить ее не как внешний образ и объективно существующее произведение, а как субъективную проникновенность, то и выражение должно непосредственно выступать как сообщение живого субъекта...”. По мысли философа, именно одушевленность, “живость” музыки оказывается важным признаком ее содержательности и условием истинного постижения: “Если в музыке отсутствует глубокое содержание или вообще сколько-нибудь одушевленное выражение, то может случиться, что мы будем наслаждаться лишь чувственным звучанием и благозвучием либо же следить рассудком, за развитием гармонии и мелодии, не будучи никак затронутыми этим в глубине души.

Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также сорадованием, радостью за другого.

Музыкальное произведение — это “живое художественное событие”, обязательные участники которого — “герои” и “автор-созерцатель” — обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всего воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. В это время надо знакомить их с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточена в трех направлениях:

  • попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;
  • приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;
  • определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития...

Единственным средством, с помощью которого можно заменить прошедшее время в преподавании музыки на настоящее, является путь творчества.

На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест как система формирования личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: “За
коны вселенной — законы музыки” (Меркето Падуанский).

Э. Ганслик связал творчество музыканта и космическое творчество природы: “На слушателя музыка воздействует не просто и не абсолютно своей, наиболее специфичной для нее красотой,— она одновременно воздействует и как звучащее отражение великих движений мирового бытия.

Благодаря глубоким и тайным взаимосвязям природы значение музыкальных звуков безмерно возвышается над звуками как таковыми, и мы в творении человеческого таланта всегда ощущаем само бесконечное.

Поскольку элементы музыки обретаются в целом мире, то в свою очередь человек обретает в музыке весь мир. В силу того, что музыкальное искусство издавна (еще до нашей эры) служило важнейшим фактором становления личности, музыкальное воспитание необходимо рассматривать в качестве одного из основополагающих элементов учебного процесса.

Музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Гармония и красота в музыке раскрываются прежде всего через движение, вечное движение через самоотрицание, через поразительную слитность чувств и мыслей в их временной диалектике. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты, воспитания диалектического мышления.

Музыка выдвигает на авансцену роль восприятия. Восприятие основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир слушателя входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Не случайно кажется, будто всё, что происходит с героем произведения, совершается со слушателем.

Воспитание способности к адекватному восприятию музыкального произведения позволяет развить способность к адекватному восприятию окружающего мира и человека в нем.

Развитие музыкальной культуры заключается в формировании способности слышать окружающий мир и человека во всей интонационной многозначности. Крайне важно для эмоционального и интеллектуального развития человека проникнуть к источникам музыки.

Совершенствование музыкального образования, его перестройка немыслимы без корреляции разнообразных методик и внедрения передовых систем воспитания, обеспечивающих реальность выбора и полное удовлетворение потребностей личности.

Существенная особенность уроков музыки— направленность на активное формирование личности, на воспитание художественных ориентации, эвристического мышления.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

В задачи уроков музыки входят: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.

Развитие навыков импровизации служит основой формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру. Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства.

Накопление нравственно-эстетических впечатлений от общения с искусством, глубинное переживание художественных образов; умение многогранно постигать мироощущения человека в произведениях различных видов искусств.

Образное переживание реальности становится художественно адекватным, когда оно может быть выражено в категориях и терминах эстетических. Существенным моментом является то, что весь процесс развития музыкальной структуры, постижения органической связи музыки, с микро- и макрокосмосом идет через осмысление основных нравственных понятий и категорий.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется в школах-комплексах, а также в школах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, гимназиях, лицеях. Однако мы еще не располагаем целенаправленной и единой системой эстетического воспитания, ориентированной на раскрытие и оптимизацию созидательных продуктивных сил человека, его способностей, дарований.

Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание “красоты” без эмоционального личностного элемента переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения-переживания окружающего мира в доступных для детей формах.

На комплексных уроках музыки действует разветвленная, взаимосвязанная в различных своих звеньях система художественно-образного постижения мира на основе создания нравственно-эстетических ситуаций. Под ними понимается дидактически оправданная совокупность условий и обстоятельств, при которой учащиеся осваивают человеческие поступки, веления или предметы окружающего мире. Справедливо мнение С.Л. Рубинштейна о том, что человек, включаясь в ситуацию, меняется сам, и это в свою очередь становится источником изменения в новых ситуациях.

Содержательные принципы построение уроков музыки как уроков творчества включают в себя:

- создание у детей целостного представления об искусстве.

Каждый урок должен строиться на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики) с целью объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышление и художественного познания окружающей действительности.

- целостность теоретической и практически творческой деятельности детей.

Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию способности к преобразовательной деятельности. Если качественный скачок к художественно-продуктивной деятельности школьника произойдет естественно, в посильном для него варианте, с определенной уверенностью можно предсказать полноценное эстетическое развитие его личности в будущем.

- построение урока на основе контрастного сопоставления художественного материала.

Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью, и т. д. Контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творений искусства. Внимание школьника направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате незаметно преодолевается барьер специфической художественно-образной выразительности отдельных видов искусства, что помогает познать многомерность, разобраться в положительных или отрицательных эмоциях.

Музыка обращена ко всем и к каждому. Ее взаимосвязь с личностью чрезвычайно глубока и дифференцирована. В своем влиянии музыка соперничает со школой. Почему же бесплодны усилия школы? Очевидно, потому, что один час урока не может стать противовесом телевидению, радио, вещающим на молодежную аудиторию ежедневно и интенсивно.

Сегодня даже у младших школьников есть свои поп- и рок-кумиры, что уж говорить о подростках и старшеклассниках. Но многие из них вяло (скажем так) реагируют на классику. И чем старше ученики, тем неподатливее они к содержанию обязательных программ. Практики хорошо это знают. В системе музыкально-эстетического воспитания возник своего рода дуализм. С одной стороны — школа, беспомощная, но одержимая благородной идеей развития музыкальной культуры детей. С другой — средства массовой информации, коммерциализированные настолько, что не обременяют себя заботой о высокой идейно-художественной стороне воздействия передач на молодежную аудиторию.

Положение резко усугубляется в старших классах, когда задолго до окончания школы обязательные уроки музыки прекращаются. Дуализма нет, зато господствуют средства массовой информации, монополизирующие музыкальное сознание молодежи.

Процесс воздействия музыки на формирование личности школьника следует усилить. Прежде всего, следует, проанализировать в рассматриваемом аспекте возрастную специфику учащихся, чтобы соответственно корректировать учебные и внеурочные занятия.

Специфические задачи нравственного воспитания — развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.

Внимание детей начинает привлекать внутренний мир человека, что проявляется в осмыслении личностных отношений с коллективом в плане самопознания и самоопределения, выработке собственных этико-эстетических взглядов, суждений, оценок, освоения общественного поведения. Приоритетным направлением в музыкально-эстетическом воспитании выступает нравственная направленность музыки.

Развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкально-эстетического воспитания, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального содержания. Одухотворение и очеловечивание музыки должно быть не только внутренне осмысленным как жизненно целесообразное явление. Необходима ее взаимосвязь с другими областями познания, в первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством.

Воспитательная функция музыки определяется как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием. Оно осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом общества на каждом из этапов его социокультурного развития. Важнейшим критерием формирования личностного сознания является нравственно-воспитательное воздействие музыки. Его структура иерархична и осуществляется на четырех уровнях: эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и деятельностной объективации.

Существенная особенность первого уровня — ярко выраженный психофизиологический характер воздействия, в результате чего весь человеческий организм приходит в движение, возникают эмоции, чувства, изменяется настроение. Очень часто во время концерта слушатели начинают мысленно подпевать, покачиваться, повинуясь повторяющемуся ритму. Например, ритмичные аплодисменты зала, побуждаемые некоторыми исполнителями (особенно поп - звездами), не что иное, как действенное средство эмоциональной синхронизации, ее преднамеренная внешняя стимуляция. Музыка настраивает, подчиняя сознание в первую очередь ритму, потом мелодике, композиции. Заметим, в композиции воплощается цепь эмоциональных состояний, которые затем моделируются в сознании слушателя.

Музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст жизни, что высвободит, а что оттеснит в глубь сознания. “Искусство есть скорее перенесение нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней”. Поэтому искусство — это своеобразная отсроченная реакция, так как между его действием и его исполнением лежит более или менее продолжительный промежуток времени.

Нравственный характер этого влияния заключается в том, что музыкальное содержание становится стимулом для изъявления чувств, своеобразным эмоциональным фоном жизнедеятельности. Музыка превращается в сознании слушателя в предмет духовной деятельности, происходит переход духовного содержания музыкального произведения в объект воспитания.

Гуманистическая направленность и универсальность нравственного воспитательного воздействия музыки используются и в целях формирования социально определенного типа личности. Важнейшим фактором выступает здесь преемственность в музыкально-эстетическом воспитании.

Нравственное и социальное развитие личности находится в постоянной динамической взаимосвязи. В ее контексте социальная определенность личности обусловлена нравственными, духовными ценностями, своеобразием способов формирования человека. Нравственность фактически становится тем “мостиком”, через который свойства социальной макросреды трансформируются в микросреду, а затем — в индивидуальные качества личности, определяют ее социальное своеобразие. Доказательством сказанному могут служить механизмы популяризации, социальных ограничений и запретов, проявляющиеся в избирательности нравственных норм в соответствии с целями, задачами и установками данного социума. Эти же механизмы регулируют приобщение к искусству — вспомним недавние запреты, например на джаз, определенный репертуар дискотек и пр.

Важной психолого-педагогической основой реализации воспитательной функции музыки является художественная иносказательность. Музыка не учит и тем более не поучает, а “предлагает” модели эмоционально-чувственного взаимодействия с окружающим миром, вовлекает в диалог сознаний. Такая форма общения пробуждает стремление проявить свое оценочное отношение к опыту композитора, исполнителя, подражать ему.

Изучение теории воспитательной функции музыки позволяет обнаружить механизмы ее воздействия на личность, создает базу для философско-педагогических обобщений, в частности обоснования концепции уподобления. В процессе приобщения к искусству уподобление представляет собой свободный и потому эффективный путь самопознания и самовоспитания личности. Это — универсальный принцип, обеспечивающий педагогическую эффективность общения личности с искусством.

Нравственное воспитание средствами музыки школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования нравственного сознания. Музыкальное воспитание входит в общую систему педагогических наук и занимает в ней свое самостоятельное место. Теория музыкального воспитания школьников непосредственно входит в школьную педагогику, так как она посвящена музыкальному воспитанию ребенка. Эта область нравственного воспитания, закономерности которого распространяются на всю музыкальную деятельность человека.

В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования — вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания.

Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманиизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением нравственного становления личности. Сегодня меняется статус предмета “Музыка” в школе. Происходит переход от уроков усвоения лишь технических навыков к урокам, ориентированным на развитие творческих способностей учащегося.

Уже состоявшийся опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального образования. Первая функция — классическая, т.е. формирование музыкальной культуры личности, выходящий на уровень духовно-нравственных ценностей и общих гуманистических убеждений. Творческое развитие и образное мышление - сопутствующие богатства, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством. Вторая функция – прагматическая, обслуживающая потребность в творческом специалисте.

Особое место в теории музыкально-эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методологической основой нравственного воспитания.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Сквозная линия системы музыкального образования — создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним — его музыкальное восприятие.

Нравственное воспитание средствами музыки условно можно определить как единство трех блоков:

1. Содержание искусства - оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2. Язык искусства — художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства;

3. Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности.

Необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности.

В системе музыкально-эстетического образования, воспитания и развития школьников в современном мире присущи такие основные черты, как социокультурная обусловленность. Обострилось внимание к человеческой личности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое развитие оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий XX века, позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства, будучи направленным, на личность, обеспечивает формирование ее нового типа, которому свойственна художественно-эстетическая активность, в свою очередь стимулирующая его социальную активность. Формирование социально определенного типа приобретает все более углубляющийся общечеловеческий характер. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном развитии общества.

Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.

Практические рекомендации для наиболее успешного нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;

2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.

3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

4. Проводить музыкально-обрядовые игры..

5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.

Музыка занимает особое место в воспитании нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.

Вокальная и инструментальная музыка, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед детьми возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства. Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени. Такое понимание опирается на утверждение, что любое музыкальное сочинение —дает возможность одной-двумя фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят.

Специфика и логика музыкального воздействия является средством общения, обеспечивающим единство чувств и устремлений.

Принцип нравственного воспитания посредством музыкальных средств призван способствовать повышению эффективности воздействия музыки на нравственное воспитания учащихся.