Коммуникативные игры на уроках французского языка в начальных классах

Разделы: Иностранные языки


Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Эта цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: образовательного, развивающего, воспитательного и практического.

Образовательный компонент выражается в развитии у учащихся понимания сущности языковых явлений, в умении сопоставлять родной язык с изучаемым, формирование языковой догадки, расширении кругозора учащихся знаниями о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка.

Развивающий компонент заключается в развитии языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, готовности к участию в диалоге культур, дальнейшему самообразованию посредством иностранного языка.

Воспитательный компонент состоит в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, потребности использовать иностранный язык как средство общения, в воспитании толерантного отношения к иной системе ценностей.

Коммуникативные способности учащихся развиваются через их вовлечение в решение широкого круга задач, успешное решение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способностей учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Первостепенное значение придаётся пониманию, передачи содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря языка служат этой цели.

Предметной основой обучения может быть любое содержание (грамматика, лексика, конкретная тема). Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент общения доминирует над другими элементами языка.

Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые “фонетические, лексические, грамматические сказки”. Фонетическую зарядку можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.

В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.

Ярким примером творческих игр могут служить ролевые игры. В такой игре налицо речевая ситуация, создающая благоприятные условия для общения, атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. Благодаря ролевой игре дети изучают язык в процессе общения и взаимодействия друг с другом, с учителем, с куклами, а учитель реализует речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия.

Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. Коммуникативная игра в отличие от обычных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на игровых формах, концентрирует внимание учащихся на содержании, однако при этом обеспечивает частую повторяемость языковых форм, тренируя все навыки и умения. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путём создания учителем конкретных ситуаций, в которых язык необходим. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Как и всякая другая учебная игра, коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащие задачу, которая разделяется на 3 более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.

Разумное применение игровых приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.

Примером использования игр на уроке может послужить разработка урока французского языка для обучающихся 3–4 классов, проведённого в течение предметной недели (внеклассное мероприятие).

Тема урока: Игры и игрушки

Учебные задачи:

  • Активизировать и расширить знания обучающихся по темам “Игрушки”, “В магазине”, “Портрет”.
  • Развивать коммуникативные навыки обучающихся.
  • Формировать интерес к изучению французского языка.

Наглядный и раздаточный материал: плакат со стихотворением, карточки со словами “Ромашка”, разрезанные двусторонние карточки “картинка-слово”, “Волшебная шкатулка” с игрушками, карточки со стихами, разрезной материал для составления масок.

Технические средства обучения: магнитофон с аудио записью песни “C’est une marionette”.

План урока.

  1. Начало урока.
  2. Беседа. Фонетическая зарядка.
  3. Чтение.
  4. Ролевая игра.
  5. Физминутка.
  6. Новый материал.
  7. Игра.
  8. Физминутка.
  9. Творческая работа.
  10. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Начало урока.

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами находимся на необычном уроке, совместном уроке любителей французского языка из 3 и 4 классов. Тема нашего урока – игры и игрушки. Мы покажем нашим гостям, чему научились в этом учебном году и как мы умеем учиться.

Стихотворение поможет всем понять, чем мы занимается на уроках французского языка. (Читаем хором, след за учителем. Обучающиеся 4 класса рассказывают стихотворение наизусть.)

A la lecon de français
Je ne parle que français,
Je lis et j’écris
Et j’apprends des poésies.

Беседа. Фонетическая зарядка.

Учитель: Что мы делаем на уроке? Que faisons-nous à la leçon?

Ученики: Je lis. J’écris. J’apprends des poésies.

Учитель: Цветок “Ромашка” поможет нам понять, как мы научились читать, все ли правила чтения мы помним. (Каждый ученик берёт карточку-“лепесток” и читает слово. В словах выделены буквосочетания). Работаем по цепочке.

Чтение.

А сейчас работаем в парах (по группам). Вы получили письма, в каждом конверте находится разрезанная картинка, надо её сложить. С обратной стороны картинки получится слово. Один ученик от каждой пары читает это слово, а другой записывает на доске. Мы все вместе оценивает правильность чтения и написания. (Картинки-слова соответствуют темам, но незнакомы обучающимся.)

Ролевая игра.

Поиграем в “Магазин”. Мы в магазине игрушек. Чтобы приобрести игрушку нужно спросить у продавца, что лежит на полке и рассказать стихотворение, рифмовку о выбранной игрушке.

Физминутка.

Отдохнём немного. Делаем разминку и поём песню “У оленя дом большой”.

Un grand serf dans sa maison
Regardait par sa fenêtre!
Un lapin venir à lui
Et frapper à l’huis!

- Serf! Serf! Ouvre-moi! Ou le chasseur me tuera.

- Lapin, lapin, entre et viens me serrer la main.

Новый материал.

Пришла пора узнать, что нового лежит в нашей “Волшебной шкатулке”. (Ученики, по желанию, вынимают игрушку с карточкой-стихотворением и, прочитав, узнают название игрушки по-французски.)

  • Une auto
  • Sur le bord
  • D’un ruisseau.
  • Le chauffeur.
  • Il s’endort
  • Et l’auto

 

  • Tombe à l’eau!
  • J’aime mon chien
  • Mon bon gardien
  • Qui mange peu
  • Travaille bien!

Игра.

Проверим как вы запомнили новые слова. Игра “Отгадай!” (Класс задумывает какую-либо из (3-4) игрушек, а один ученик отгадывает при помощи прямых вопросов).

Физминутка.

Сделаем разминку. Игра “Голова, плечи…” (Называем части тела и дотрагиваемся до них двумя руками, повторяем считалку несколько раз, темп убыстряется)

La tête, les épaules, les genoux, les doigts;

les genoux, les doigts;
les genoux, les doigts;

La tête, les épaules, les genoux, les doigts;

les oreilles, les yeux,
la bouche, le nez.

Творческая работа.

А сейчас мы сами сделаем игрушку-маску. (Дети получают листы бумаги с нарисованным кругом-“лицом” и следуя указаниям учителя, проявляя собственную фантазию, приклеивают уши, нос, глаза, рот, волосы. Учитель в процессе работы спрашивает, что они приклеивают, какого размера, цвета эти “части”, нравится ли им получившийся “человечек”)

Подведение итогов урока.

Мы с вами много играли на уроке, но и многому научились. Дома вы можете научить своих братьев, сестёр и родителей и новым французским словам и делать смешную игрушку-маску.