Отражение форм рельефа в живописи

Разделы: География, МХК и ИЗО


Цель урока:

Использовать знания полученные на уроках ИЗО, географии.

Задачи:

  • продолжить формирование умения работы с картинами
  • умение создать художественный образ по картинам
  • продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи
  • формирование экологической культуры
  • научить выделять главное, видеть прекрасное, передавать мысли, чувства, свои эмоции;
  • развивать память, логику, речь, расширять словарный запас;
  • воспитывать любовь к прекрасному и чувство патриотизма.

Оборудование:

1. компьютер,
2. мультимедиа приставка,
3. заранее подготовленные репродукции картин, стихи
4. музыкальное оформление в качестве фона.

Интегрированный урок ИЗО, география – является итоговым уроком года в 6 классе.

…Пейзаж – это состояние души…
Рамю.
Увидевший прекрасное – соучастник его создания.
Боуви.
Природа – творец всех творцов.
Гетте.

План.

  1. Повторение жанров живописи. Пейзаж.
  2. Рельеф. Повторение видов рельефа.
  3. Равнина. Чтение картины. Поэты и музыканты о равнинах
  4. Горы. Чтение картины. Поэты и музыканты о горах.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Художники композиторы и поэты в своих произведениях по-своему подходят к описанию гор и равнин, показывая их красоту величие и неповторимость.

Учитель ИЗО:

  1. Вспомните, какие жанры живописи вы знаете. Давайте рассмотрим картины некоторых русских художников.
  2. Какой жанр представлен в картинах на экране?

А.Васнецов.Тайга на Урале

img2.jpg (80200 bytes)

А.КуинджиБерезовая роща

А.Шильдер Овраг.

Н.Ярошенко Кавказ. Теберинское озеро.

Учитель географии: На уроке географии мы выяснили, какие бывают равнины и горы по высоте и по характеру поверхности. Выделим основные признаки равнин, сравним их с горами, но сделаем это, вглядываясь в произведения русских живописцев. (Картины пронумерованы). Мы должны понять, как в этих произведениях раскрываются признаки равнин и гор.

  1. Посмотрите на картины и определите, на каких изображены горы, на каких равнины.
  2. Назовите основное отличие гор от равнин.
  3. Давайте вспомним определение, что такое равнина.
  4. Найдем на картине холмистую равнину. А. Шильдер «Овраг».

На какой картине изображена низменность? А. Куинджи. «Березовая роща».

Ученики читают заранее подготовленные стихи о равнинах.

Учитель ИЗО

  1. Рассмотрим картину А. Шильдера «Овраг». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
  2. Рассмотрим картину А. Куинджи «Березовая роща». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?

Учитель географии:

  1. Какая форма рельефа изображена на остальных картинах.
  2. Как различаются горы по высоте? Определите высоту гор на картинах. По каким признакам вы это определили?

Учитель ИЗО

  1. Рассмотрим картину А. Васнецова «Тайга на Урале». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?
  2. Рассмотрим картину Н.Ярошенко. «Кавказ. Тебердинское озеро». Каков сюжет представленной картины? В каких тонах она выполнена? Какое настроение у вас возникает?

Ученики читают заранее подготовленные стихи про горы.

  1. По заданию учителя выполнить по вариантам наброски пейзажа с определенными ландшафтными характеристиками.

Подведение итогов урока. Выводы. Оценка выступлений. (5 минут)

Заключительное слово учителя. (3 минуты).

Картины художников трудно рассказать. В картинах запечатлелись боль, мысли и чувства авторов. Изображая природу, художник не только удивительно тонко воссоздает ее красоту, но умеет передать настроение человека. Художник замечает и старается со всей эффектностью передать необычные, таинственные и полные величия моменты жизни природы.