Урок по теме: "Горение. Практическая работа № 3: Ознакомление с пламенем спиртовки и свечи". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока:

  • Рассмотреть процесс горения;
  • Изучить ТБ при работе с горючими материалами и действия человека при возникновении пожара;
  • Изучить строение пламени спиртовки;

Оборудование: записи на доске, периодическая система, схема парникового эффекта, спиртовка, спички, защитные очки.

План урока.

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя.
2. Проверка домашнего задания. 5-7 Фронтальный опрос.
3. Изучение нового материала. 15-20 Рассказ учителя, беседа. Записи в тетради. Работа с учебником.
4. Отработка знаний и умений. 10-15 Практическая работа.
5. Подведение итогов. Домашнее задание. 1-2 Запись на доске.

Ход урока

2. Вопросы для контроля:

1. Сравните физические свойства кислорода и озона.

2. Что такое аллотропия, и какие аллотропные модификации вам известны?

3. Что представляет собой озонатор?

4. С какими свойствами связано применение озона?

5. В чём заключается роль озонового слоя и чем грозит его разрушение человечеству?

3. Важными свойствами кислорода является его способность поддерживать дыхание и горение. Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света. В основе горения лежит взаимодействие горючего вещества (топливо) с кислородом. Сжигание топлива состоит из двух стадий: воспламенения и собственно горения. Для воспламенения топливо поджигают, далее наступает стадия горения. Для возникновения горения необходимы определённые условия, а именно-совмещение в одном месте в одно время трёх составляющих:

Горючее вещество
+
Окислитель
+
Источник воспламенения
v
Горение.

Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение горения. Если горение быстро распространяется на большое количество горючего материала, может произойти взрыв. Характер горения зависит от вида топлива.

Топливо
Твёрдое Жидкое Газообразное

Учащиеся приводят примеры твёрдого, жидкого и газообразного топлива.

Основные способы прекращения горения:

  • Охлаждение зоны горения водой и другими огнетушащими веществами;
  • Изоляция зоны горения пеной, порошком, песком, плотными покрывалами, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;
  • Разбавление реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом и другими, не поддерживающими горении газами;

Далее с учащимися учитель проводит инструктаж-беседу по ТБ при работе с горючими веществами и правилами безопасного поведения при пожарах.

Вот некоторые из них:

  1. Перед началом работ убедитесь в наличии средств пожаротушения (огнетушитель, песок, защитное одеяло);
  2. Пройдите инструктаж по ТБ при работе с горючими веществами;
  3. Пользуйтесь защитными очками;
  4. При возникновении пожара сохраняйте самообладание, стремитесь подавить панику в себе и окружающих;
  5. Немедленно покиньте здание, если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами;
  6. Проходя через горящие помещения, накройте себя с головой мокрой материей;
  7. Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или затушите его водой;
  8. Сообщите о пожаре в пожарную охрану;

В заключение изучения новой темы рассматривается ещё одна глобальная экологическая проблема планеты - парниковый эффект (используется рисунок 33 учебника на стр. 72).

4. Выполнение практической работы № 3 “Ознакомление с пламенем спиртовки”.

5. Подведение итогов. Домашнее задание: § 22

Практическая работа №3.

Тема работы: “Ознакомление с пламенем спиртовки”.

Цель работы:

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

 Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, защитные очки.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, проверьте:

  • правильность заполнения спиртовки (на 2/3 её объёма);
  • состояние фитиля (ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском);
  • положение фитиля в трубке (неплотно прилегает к трубке).

Рисунок опыта: “Строение пламени”.

 Отметьте в таблице цвет пламени и характеристику его зон по температуре.

Зона Цвет пламени Характеристика температурного режима пламени
I    
II    
III    

Приведите в порядок рабочее место:

Оценка:________________________