Уроки по информатике "Информация. Виды информации"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается целенаправленная работа с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
  2. Формирование информационной картины мира;
  3. Развитие творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии.

Задачи:

  • обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащегося, в процессе анализа и исследования информационных объектов;
  • формирование базовых понятий;
  • развитие учащихся;
  • формирование навыков самообразования;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков работы в команде.

Форма проведения: разработка проектов, работа в группах, наблюдения, исследование.

Вид занятия: шесть уроков, продолжительность – 40 минут.

Оборудование уроков:

1. Раздаточный материал;

2. Мир информатики 3-4 год (продукт компании Кирилл и Мефодий) ;

3. Литература

а) Л.В.Ковинько “Секреты природы – это так интересно”.
б) Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

4. Для поиска информации в Интернет можно использовать следующие ссылки:

а) Виды информации: http://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf2.htm
б) Информация вокруг нас: http://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf1.htm
в) Невербальные элементы в общении: http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=76978_page=10

5. Коммуникативные игры.

6. Оборудование урока: персональный компьютер, пакет Microsoft Office:

а) Microsoft Power Point для создания презентаций;
б) Internet Explorer для поиска информации;
в) Publisher для создания буклетов и сайта.

Этапы проведения

  • Разработка тем учебных проектов;
  • Формирование групп для проведения исследований, решения проблем;
  • Работа в группах (выдвижение гипотез, выбора творческого названия проекта) ;
  • Обсуждение плана работы учащихся;
  • Выдача листов с заданиями;
  • Самостоятельная работа групп по выполнению задания;
  • Разработка творческого проекта по отчету о проделанной работе;
  • Защита проекта;
  • Итог

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

1. Продумывание учителем темы проекта

2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы (1урок, 5 мин)

3. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) (1 урок, 15 мин)

4. Выдвижение гипотез решения проблем (1 урок, 10 мин)

5. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (1 урок, 10 мин)

6. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе (2 урок, 15 мин)

7. Обсуждение со школьниками возможных источников информации (2 урок, 10 мин)

8. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (2 урок, 15 мин)

9. Самостоятельная работа групп (3 – 4 урок, 15 мин. проведение наблюдений, работа с литературой, 5 мин физминутка, 20 мин. поиск информации в Интернете, работа с программными продуктами)

10. Подготовка учащимися отчета (презентация, буклет, сайт) о проделанной работе (5 урок, 15 мин. выбор дизайна, стиля соответствующего основной идее проекта, 5 мин. физминутка, 20 мин. оформление работы на компьютере)

11. Защита полученных результатов и выводов (6 урок, 20 мин., 5 мин физминутка)

12. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем (6 урок, 15 мин)

Продумывание учителем темы проекта

Для проведения уроков я сформулировала для себя (учащимся она не сообщается) общую проблему по данной теме “Влияние окружающего мира на развитие человечества” (в рамках предмета “Информатика”) .

Урок 1.

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

На первом уроке наводящими вопросами (на которые нельзя ответить однозначно) подвожу учеников к формулировке проблемы: Как мы узнаем окружающий мир? Как человек приспосабливается к окружающему миру? Ставлю проблемные вопросы.

Проблемные вопросы:

  • Что мы видим вокруг себя?
  • Какие органы чувств человека являются каналами получения информации?
  • Зачем человеку общение?

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Ученики на основе предложенных проблемных вопросов формулируют темы исследований.

Выдвижение гипотез решения проблем

Учащиеся в процессе обсуждения выдвигают гипотезы как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

Возможные гипотезы:

  • Любой предмет вокруг нас несет в себе информацию.
  • Без органов чувств невозможно получить информацию.
  • Чтобы учиться, необходимо общаться.

Определение творческого названия проекта: “Информация вокруг нас”

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на 3 группы по 3 - 4 человека, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, выбирают форму представления (1-я группа – буклет; 2-я группа – презентация; 3-я группа - сайт) .

Определяются названия проектов:

1-я группа – “Информация вокруг нас”, форма представления – буклет (см. Приложение1) ;

2-я группа – “Каналы получения информации”, форма представления – презентация;

3-я группа – “Общение как способ получения информации” - форма представления – сайт.

Урок 2.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о сборе материала, проведении наблюдений, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации

Источники информации:

  • Литература;
  • Периодические компьютерные издания;
  • Ресурсы Интернет;
  • Мир информатики 3-4 год (продукт компании Кирилл и Мефодий) ;

Инструментарий для выполнения проекта:

  • Microsoft Power Point для создания презентаций
  • Internet Explorer для поиска информации;
  • Publisher для создания буклетов, сайта.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Урок 3, 4

Самостоятельная работа групп

Каждая группа получает задания для проведения исследования, памятки по выполнению разного рода деятельности, график консультаций и промежуточной отчетности.

Учащиеся изучают литературу, проводят наблюдения или исследования, работают с программным продуктов компании Кирилл и Мефодий, можно провести коммуникативную игру (для наблюдений, исследований) .

Задания для группы № 1

Тема: “Информация вокруг нас”

Основополагающий вопрос: Как мы узнаем окружающий мир?

Проблемный вопрос: Что мы видим вокруг себя?

Вопросы по теме: Что такое информация?

Цель: Выяснить, что мы понимаем под информацией? Существует ли однозначное понятие информации?

Гипотеза: Информация—это все, что нас окружает.

Ход работы

1. Причитайте:

- Л.В.Ковинько “Секреты природы – это так интересно”.

- Информация вокруг нас: http://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf1.htm

- Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

2. Ответьте на вопросы. Сделайте вывод, существует ли однозначное понятие информации?

1. Что вы понимаете под информацией?

2. Почему одно явление (информация) называют разными словами?

3. Понаблюдайте за окружающей вас природой. Какую информацию вы можете получить в настоящий момент?

4. Почему вы решили, что на улице данное время года?

3. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?

4. Внимательно посмотри на картинку и скажи, какое время года изобразил художник; по течению или против течения плывет пароход; далеко ли от пристани находится пароход; отплывает или причаливает пароход. Обоснуй свои ответы.

Задания для группы № 2

Тема: “Каналы получения информации”

Основополагающий вопрос: Как мы узнаем окружающий мир?

Проблемный вопрос: Как человек получает информацию?

Вопросы по теме: Какие виды информации по способу восприятия получает человек? Какие органы чувств участвуют в получении информации?

Цель: Выяснить, какими органами чувств человек получает информацию. Какой орган чувств наиболее важен для человека?

Гипотеза: Все органы чувств для человека важны.

Ход работы

1. Прочитайте:

- Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

- Виды информации: http://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf2.htm

2. Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

3. Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал. Как, используя органы чувств, можно получить информацию, и какую? Проведи наблюдение (эксперимент) и заполни предложенную таблицу. С помощью какого органа чувств человек получает наибольшее количество информации?

Предмет Свойство Канал (орган)
Цветок   Обоняние (нос)
Шарф Тёплый  
  Горький Вкус (язык)
    Осязание (…)
  Красный  
Колокол Звон  
    Зрительный (…)
духи   Обоняние (…)
  Мягкий  
    Вкус (…)
  Малиновый  
    Слух (…)

4. Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

Задания для группы № 3

Тема: “Общение как способ получения информации”

Основополагающий вопрос: Как мы узнаем окружающий мир?

Проблемный вопрос: Зачем человеку общение?

Вопросы по теме: Что такое общение? Какие виды общений использует человек?

Цель: Выяснить, зачем человеку общение. Как человек общается.

Гипотеза: Общаясь, человек получает информацию.

Ход работы

1. Причитайте:

- Невербальные элементы в общении: http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=76978_page=10

- Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

2. Рассмотри картинки. Определи вид общения. Подпиши их.

3. Рассмотрите жесты. Какую информацию несет каждый жест? В какой ситуации он мог появиться?

4. Понаблюдайте за окружающими людьми и нарисуйте в овалах лица, которые бы выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

Урок 5

Подготовка учащимися отчета о проделанной работе

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

Каждая группа оформляет отчет о проделанной работе в выбранной форме представления.

1-я группа – информационный буклет (см. Приложение1)

2-я группа – презентация

3-я группа – сайт

На данном уроке учитель помогает детям при работе с программами Power Point, Publisher

Урок 6

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 6 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики, а также независимые эксперты. Заранее раздаются оценочные листы оценочные листы.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Критерии оценивания буклета

Учащиеся: ____________________________________

Выбранная тематика: ______________ _______________________

Основной дизайн (максимум – 15 баллов) Оценка ученика Оценка учителя
Легко ли читать вашу публикацию?    
Насколько эффективно используется пространство в вашей публикации?    
Эффективно ли вы использовали возможности иллюстративного материала?    
Общая оценка    

Содержание (максимум 50 баллов)

Насколько полно представлена информация?    
Грамматика и синтаксис?    
Как структурирована информация?    
Как представлена фактическая информация?    
Есть ли цитирование источников?    
Насколько творчески и увлекательно подобраны материалы?    
Общая оценка    
 
Суммарная оценка

(65 баллов)

Оценка отдельных параметров:

5 = отлично
4 = хорошо
3 = средне
2 = требуется доработка
1 = плохо
0 = отсутствует

Комментарий: ____________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

Критерии оценки Web-сайтов (Приложение)

Коммуникативные игры

Игра “Не вижу, но знаю”

Могу ли я, закрыв глаза и положив руку на парту, сказать: “Парта – зеленая”? Что я могу сказать о парте? (Какую информацию о ней я могу получить, не открывая глаза?)

Игра “Графолог”

Каждому ученику на парту кладётся записка. Например: “Мама! Я – на улице. Уроки сделаю потом. Посуду помою вечером. Не сердись. Целую …”

Расскажи все, что можешь, об авторе этой записки. Кто написал эту записку, как ты думаешь – взрослый или ребенок? Мальчик или девочка? Какого возраста? В каком классе учится? Хороший ученик или плохой? Какой у этого человека характер? Аккуратный это человек или нет? Как ты думаешь, как он выглядит?

Игра “Испорченный телефон”

Выбираются пять учеников. Первому информация сообщается на ушко шёпотом, он передает ее второму, записав то, что понял на лист бумаги, второй молча читает то, что написано, и показывает третьему жестами, третий запиской или рисунком четвертому, четвертый шёпотом пятому, пятый вслух объясняет все, что он понял.

Игра “Паутинка”

Задаётся слово, и по цепочке придумываются слова, дополняющие это понятие. Например: “Лето” - “жара” - “река” - “рыбалка” - “комары” - и т. д.

Вопрос учащимся: “Какие виды общения использовались при игре?”

Игра “Вопросы и ответы”

Задаётся набор слов, например, “Компьютер” - “информация” - “обработка” - “правило” - “ответ” - и т. д.

Класс делится на две группы. Первая должна составить как можно больше вопросов, а вторая на них ответить.

Игра "Угадай чувство" (кто первым угадал - встает)

Учитель описывает предмет, а ученики отгадывают его и называют органы чувств, через которые можно получить данную информацию.

Примеры:

  • желтый, овальный, кислый, гладкий (лимон) ;
  • маленький, серый, колючий (еж) ;
  • холодная, маленькая, скользкая, серая, молчаливая (рыба) .

Можно предложить детям самостоятельно загадать предмет.