Литературная гостиная "Вспоминая Вампилова"

Разделы: Внеклассная работа


Статья подготовлена в соавторстве: Логуновой И.Г., Титовой Л.В., Петровой Н.Г.

Использованы воспоминания:

В. Распутина, В. Розова, О. Ефремова, Г. Товстоногова, В. Жемчужникова, С. Иоффе, В. Мутина, Д. Сергеева, Н.Г. Петровой.

Музыка:

Бетховен (Девятая симфония, Лунная соната), Моцарт (Сороковая симфония), Глинка (испанские увертюры, танцы из “Ивана Сусанина”), русская народная песня “Миленький ты мой”.

Фотографии

Вампилова из сборника, составленного Распутиным, и из личных архивов Петровой Натальи Григорьевны.

Ведущий.

О Вампилове и его пьесах так много написано, что, кажется, сказано всё и даже больше, чем всё. Интерес к нему продолжает оставаться огромным. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, убедительные.

А.Вампилов.

Родился 19 августа 1937 года в пос. Кутулик Иркутской области. Родился и вырос в учительской семье: отец – директор Кутуликской средней школы, преподаватель русского языка и литературы, мать – учительница той же школы, математик. Отца фактически не знал: по ложному доносу он был арестован и расстрелян в 1938 году.

С 1955 по 1960 г. учился на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета имени А.А.Жданова.

Литературную деятельность начал в 1958 году под псевдонимом А. Санин.

После окончания университета стал сотрудником иркутской газеты “Советская молодёжь”, а через некоторое время - её ответственным секретарём.

17 августа 1972 года утонул в озере Байкал. Лодка, в которой находился А.Вампилов, столкнулась с топляком. 19 августа 1972 года Александру

Вампилову исполнилось бы 35 лет.

Ведущий.

Звучит мелодия.

Многие однокурсники Вампилова говорят о его особом отношении к музыке. Моцарт, Бетховен, Глинка и многие другие великие композиторы были близки студентам-филологам Иркутского университета. Может, под эту музыку рождались строки его пьес, ставших позднее популярными как в нашей стране, так и за рубежом.

В.Распутин.

Мне приходилось не раз встречаться с Сашей Вампиловым (мы учились вместе в университете). О Вампилове много пишут и охотно: критики, перебивая друг друга, спорят о его героях и говорят настолько разное, что появилось даже выражение “восторженное непонимание Вампилова”. Его герои вечерами выходят на сцену чуть ли не каждого большого театра страны, и его герои, не всегда ведая, что это они и есть, смотрят на себя из зала и смеются.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и такие же необходимые.

Вампилов, работая в газетах “Советская молодёжь”, журнале “Предместье”, альманахе “Ангара”, в своих рассказах и очерках показывал старые знакомые истины, вечные как день и ночь, истины, которые никогда не перестанут волновать человечество, – жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг.

Истины старые, но вечные, не знающие во времени ни морального, ни физического износа. Вампилову удаётся через свои пьесы, статьи внушить каждому то, что касается нас и обращено именно к нам.

Главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, Человек, Человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях.

Читая Вампилова, снова и снова возвращаешься к старому убеждению Достоевского: “Мир спасёт красота”.

В.Розов.

“Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть”,- говорит персонаж ранней пьесы Вампилова “Дом окнами в поле”.

Пророческая фраза. Они нередко встречаются у писателей, а особенно у поэтов: это Пушкин, Есенин, Маяковский.

Едва Вампилов ушёл из жизни, как пьесы его буквально ринулись на сцену. Найдётся ли в стране театр, который не поставил хотя бы одну из пьес Вампилова? А вскоре они перелетели границы стран Западной Европы, Азии, Америки.

Александр Вампилов – настоящий художник, истинный драматург. Почти каждая пьеса Вампилова начинается как водевиль и даже фарс, а затем стремительно достигает предельного драматического напряжения. Пьесы Вампилова ещё до конца не открыты. Они манят к себе, их хочется ставить, играть.

Ведущий.

Как часто в жизни бывает, многие события мы оцениваем лишь спустя некоторое время. Так, один из друзей А. Вампилова Сергей Иоффе пишет: “Память, увы, не сохранила ни одного логически последовательного разговора. Наделённая какой-то причудливой избирательностью, она предлагает мне сейчас лишь отрывки, реплики, фразы, а то и ощущения, сложившиеся в результате каких-то, навсегда забытых, конкретных разговоров.”

Петрова Н.Г. – курсовой воспитатель кадет 3 курса.

В своей жизни мне посчастливилось встретиться с Александром Вампиловым. Встреча эта состоялась в 1969 году.

Как обычно бывает, встречаешься с человеком, знаешь, что он что-то пишет, чем-то серьезно занимается, но особого значения этому не придаешь.

Встреча наша состоялась при следующих обстоятельствах. В 1967 году я приехала в г.Иркутск поступать в институт иностранных языков (сейчас это Иркутский лингвистический университет). Жила я у своих родственников в г.Иркутске.  Тетя моя – врач-хирург, дядя – военный полковник. Они дружили с семьей Копылова Иннокентия Прокопьевича, доцента кафедры охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института. Копылов И.П. был родным братом матери Александра Вампилова – Вампиловой-Копыловой Анастасии Прокопьевны.

Копыловы Иннокентий Прокопьевич и Анастасия Прокопьевна – высокообразованные люди из интеллигентнейшей семьи. Отец у них был священником. Копылов И.П. очень любил свою сестру и, когда она осталась после гибели своего мужа одна с 4 детьми, старался помогать ей материально, поддерживал морально. Саша Вампилов был четвертым ребенком в семье, и все очень любили его.

После окончания кутуликской школы Саша поступил на филологический факультет Иркутского госуниверситета, и семья Вампиловых по настоянию Копылова И.П. переехала в г.Иркутск. В семье Копыловых Сашу считали талантливым журналистом и начинающим великим драматургом, поэтому старались создать ему все условия для его работы над очерками, статьями, сценариями. У моего дяди Макарова Акиндина Матвеевича в 5-7 км от деревни Харат, на бывшем военном полигоне, было зимовье, которое позже он использовал как дачу. Зимовье-дача находилось в живописном месте: лес, речка, пригорки, покрытые, как ковром, ягодами, а осенью – грибами.

И вот Копылов И.П. попросил моего дядю разрешить провести месяц на его даче своему племяннику Вампилову Александру. На дачу приехал молодой человек, смуглый, с чуть раскосыми глазами, в руках у него был небольшой портфель и гитара. За время пребывания на даче Александр Вампилов ходил с нами в лес собирать ягоду. При этом вел себя, на мой взгляд, довольно странно: пока мы   собирали ягоду, Вампилов А. разговаривал с каждой ягодкой, каждой травинкой, каждым кустиком. Нам казалось это необычным, а сам Александр каким-то чудаковатым. И только сейчас понимаешь, что все, к чему Вампилов обращался, было для него живым, дорогим его сердцу. Вечерами Александр Вампилов играл на гитаре, и мы с дядей с удовольствием слушали его игру и те песни, которые он пел. Бывало и так: играет он на гитаре, поет, потом внезапно все бросает и уходит, оставляя слушателей в недоумении. А Александр уходил, чтобы записать свои мысли, которые у него рождались в голове.

Вампилов А. любил охоту и рыбалку, выезжал с нами на реку Куда, где ставился стан на 7-10 дней. Дядя мой был заядлым охотником и рыболовом. Но Александр не охотился, а только наблюдал и что-то писал. Вечером любил посидеть у костра и спеть под гитару. Его любимыми песнями были “Миленький ты мой”, “Утро туманное” и другие песни. Как часто бывает, все, что казалось нам странным, для Александра Вампилова было значимым и необходимым. Знать бы тогда, что Александр Вампилов станет знаменитым драматургом, можно было бы попросить у него автограф или сохранить какой-нибудь  черновик его. Поистине, “что имеем – не храним, потерявши – плачем”.

Исполняется песня “Миленький ты мой” (поют кадеты под аккомпанемент гитары).

Г.Товстоногов.

В Ленинградском театре драмы и комедии показывали премьеру спектакля “Свидание в предместье”. Рядом со мной в кресле оказался смуглый темноволосый молодой человек с чуть раскосыми глазами. Его поведение удивило меня – он до такой степени не отзывался на происходящее на сцене, что я с грустью подумал: какая нетеатральная публика приходит подчас в театр.

В антракте мне представили его как автора пьесы:

- Александр Вампилов, драматург из Иркутска…

Однако подлинное наше знакомство состоялось позже, когда в Большом драматическом театре началась работа над пьесой “Провинциальные анекдоты”. Уже тогда, в пору только начавшегося знакомства с его драматургией, мы в полной мере отдавали себе отчёт в том, что имеем дело с большим художником. Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления. Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Саша ждал нашего спектакля и не раз, очевидно, мысленно возвращался к пьесе. В одном из последних писем в театр он обещал прислать переписанные заново страницы пьесы, но так и не успел…

Ведущий.

Когда собиралась компания, Вампилов часто брал в руки гитару. Пел он обычно что-нибудь тихое, задушевное. Он очень любил песню “Миленький ты мой…” и даже хотел использовать её в пьесе “Валентина”, но, узнав, что она уже исполняется в одном из спектаклей, заменил другой.

Вампилов был человеком с доброй и ранимой душой. Его любили друзья и знакомые за общительный характер. Он всегда стремился куда-то вперёд, такими же мы видим и его героев: все они куда-то рвутся, чего-то ищут.

О.Ефремов.

В мой театр, с предложением поставить на нашей сцене пьесу “Утиная охота”, обратился молодой сибирский драматург Александр Вампилов. Мы не почувствовали, что пьеса пропитана сознанием людских отношений. Мы смотрели на Вампилова как на провинциала. Прозрели мы не сразу, когда репетировали “Утиную охоту”. У нас в “Современнике” мы играли Розова, Володина, Арбузова, мечтали уже о “Гамлете” Шекспира. А Вампилов со своей пьесой показался нам странным. Мне неловко вспоминать, как я предлагал Саше Вампилову пройти пьесу быстро, но Саша немедленно отказался, так как любая снисходительность была ему не нужна.

Пьеса эта написана о моём поколении, позднее её будут ставить как классику, связанную именно с людьми и их отношениями. Её автор мог бесстрашно смотреть в глаза жизни, умел заглянуть в такие “закоулки” человеческой души, которые заново открывают нам нас самих. И эта пьеса завоевала место на сцене и ставится всеми выдающимися режиссёрами нашей страны и за рубежом.

Ведущий.

О пьесе “Старший сын” расскажет библиотекарь Титова Лариса. Владимировна.

Пьеса Вампилова “Старший сын” была написана в 1968 году (первоначальное название “Предместье”). Премьера её состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П.Охлопкова в 1969 году (режиссёр В.Симоновский). Через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (режиссёр Е.Падве). Парадоксальная основа коллизии пьесы (студент Бусыгин по воле случая выдаёт себя за старшего сына музыканта Сарафанова) использована драматургом для утверждения духовного родства людей в противовес формальным родственным связям. В свете взаимоотношений мнимых “отца” и “сына” раскрывается гуманистическое содержание пьесы, нравственная сущность характеров её персонажей. За внешней бравадой и даже цинизмом молодых героев обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. От быта предместья комедия невольно поднимается к общечеловеческим проблемам, истоки которых заложены ещё в античной драматургии (Плавт, Аристофан). Недаром её называют “своеобразной философской притчей”. Благодаря этим качествам “Старший сын” довольно быстро стал наиболее популярным произведением А.Вампилова (в 1972г. его поставили 44 театра страны). На основе пьесы был создан телефильм (1976, режиссер Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков).

Ведущий.

Мы, иркутяне, гордимся тем, что наш Иркутский театр юного зрителя носит имя А.Вампилова.

Завтра мы посмотрим с вами спектакль “Сарафановы” по пьесе А.Вампилова “Старший сын” в постановке Иркутского театра юного зрителя. Режиссер-постановщик спектакля В.С.Токарев, в роли отца Сарафанова – заслуженный артист Р.Ф. Валерий Елисеев.

Премьера этого спектакля состоялась в ТЮЗе 19 августа 2005 года в день 68-летия А.Вампилова.

Через неделю после просмотра этого спектакля с кадетами 3 курса был проведен диспут, на котором обсуждались нравственные категории: добро, зло, ложь, их проявление в пьесе А.Вампилова “Старший сын”.

19 августа 2007 года будет отмечаться 70-летний юбилей всемирно известного драматурга, нашего земляка Александра Вампилова. В преддверии этой даты в Иркутском гвардейском кадетском корпусе была организована и проведена литературная гостиная “Вспоминая Вампилова”. Литературную композицию готовили и проводили: Логунова И.Г., Титова Л.В., Петрова Н.Г. Выход в ТЮЗ на спектакль “Сарафановы” по пьесе А.Вампилова “Старший сын” организовала Вербицкая Е.В.

Литературная гостиная “Вспоминая Вампилова” проходила в полутемной классной комнате при свечах, что способствовало созданию теплой доверительной атмосферы вечера. Воспоминания В.Распутина, В.Розова, Г.Товстоногова, О.Ефремова озвучивали кадеты 3 курса. Позже состоялась встреча с режиссером-постановщиком В.С.Токаревым и артистами ТЮЗа, игравшими в спектакле “Сарафановы” по пьесе А.Вампилова “Старший сын”. Думается, что эта встреча надолго запомнится нашим кадетам, оставит в их сердцах добрую и светлую память о нашем драматурге А.В.Вампилове.