Брейн-ринг. Права детей и родителей

Разделы: Внеклассная работа


Цель: проработать Всеобщую Декларацию прав человека как основу поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи: воспитывать уважение к человеческой личности; научиться разбираться в трудных ситуациях, опираясь на положение международных правовых документов.

Предварительная подготовка: Изучение статей Всеобщей Декларации прав человека по книге - Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. “Ваши права”: Книга для учащихся начальных классов – М.: “Вита-пресса”, 1995г. – 64 ст.

Действующие лица:

  • ведущие;
  • чтецы;
  • эксперты по правам человека (жюри);
  • 5 команд (3 взрослых, 3 детей).

Ход мероприятия

Вед 1: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.

Чтец 1:

В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди а ней
Любовь большую, счастье и блаженство!

Чтец 2:

Я б хотела жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.

Вед 2: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свете в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями. Что вы и сделали. И вот сегодня на нашем брейн-ринге вы можете продемонстрировать свои знания по правам человека.

Вед 1: В нашей игре принимают участие команды. (представление всех игроков)

Вед 2: Правила нашей игры таковы: ведущий задает вопрос, звучит сигнал гонга, команды приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны записать на карточках, лежащих на ваших столах. После сигнала “Время” - наши помощники собирают карточки и передают их экспертам по правам человека – нашему уважаемому жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами жюри)

Вед 1: Призовой фонд нашей игры – сладкий приз.

Вед 2: Спонсор игры – благотворительный фонд “Развитие лицея”.

Вед 1: Итак, команды готовы?

Первый раундЛИТЕРАТУРНЫЙ.

Можно взять любую сказку или рассказ и поразмышлять о нарушении или торжестве каких прав человека в них идет речь. Буратино и Царевна – лягушка, Гулливер и Дон – Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны. Итак, задание. Вы получили комплект книг. Я зачитываю статью из Декларации прав человека. После 30-секундного обсуждения вы записываете название книги, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.

(журнал “Читаем, учимся, играем” № 3 – 2002, с.15)

Вед 2: Второй раундМУЗЫКАЛЬНЫЙ.

Вы слушаете 5 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

(журнал “Читаем, учимся, играем” № 3 – 2002, с.16)

Вед 1: Третий раундХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.

Задания этого раунда – на карточках, лежащих на ваших столах. Время для обсуждения – 2 минуты. (гонг)

Вед 2: Четвертый раундФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ…

Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.

1. Отрывок из м/ф “Чиполлино”, где Чиполлино вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

2. Отрывок из м/ф “Буратино”, где Буратино идет в школу.

Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?

Ответ: Правом на образование.

3. Отрывок из м/ф “Попугай Кеша”, где Кеша в клетке кричит “Свободу попугаям!”

Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?

Ответ: Право на свободу.

4. Отрывок из фильма “Сказка о царе Салтане”, где князь Гвидон превращается в комара.

Вопрос: Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара?

Ответ: Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.

5. Отрывок из м/ф “Буратино”, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.

Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)

Вед 1: Пятый раундСЛОВАРНЫЙ.

На экране вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Запишите эти слова в том порядке, в каком даны определения. Время для обсуждения – 3 минуты.

На экране Для проверки
Гражданин Конвенция
Декларация Декларация
Закон Конституция
Конвенция Гражданин
Конституция Закон
ООН ООН

На карточках:

  1. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
  2. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации.
  3. Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – “Права и свобода человека и гражданина” отражает требования Всеобщей Декларации прав человека.
  4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
  5. Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
  6. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

Вед 2: Шестой раундШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.

“Я имею на это право”, “Почему вы нарушаете мои права?” - эти слова приходится слышать довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права, учатся их защищать и отстаивать. Плохо, если постоянные разговоры о правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Говоря иначе, стремление реализовать свои права, не выполняя обязанностей. Но если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.

Сейчас перед вами будут разыграны “спорные” ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи Всеобщей Декларации прав человека.

Ситуация 1.

Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте.

Вед: Имел ли Иванов право высказывать свое мнение? (Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей – это они виноваты во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Ст.13)

Ситуация 2.

Вед: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.

Учитель: Сидоров! Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!

Ученик: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?

Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пойдем-ка, голубчик, к директору. А весь класс подтвердит.

Ученик: А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем.

Вед: Может ли учитель бездоказательно обвинить ребенка, принуждать признать вину или принуждать других детей подтвердить его вину? (Ст. 28 п.2 - “Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка”; Ст. 13 п.2 – предусматривает ограничения права ребенка, если он нарушает общественный порядок).

Чтецы

1.

Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить –
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.

 2.

Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.

 3.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес!

 4.

Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!

Вед 1: Слово нашим экспертам по правам человека (жюри)

Одна команда-победительница.

Остальные команды получают грамоты по номинациям:

  • “Веский аргумент”
  • “Мудрое решение”
  • “Правовая грамотность”
  • “Справедливость”

Вед 2: Спасибо командам за участие, а гостям за внимание!