Проблемное методическое объединение как средство повышения профессионального мастерства педагогов в области экологического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

С принятием закона Российской Федерации “Об образовании” и Федерального закона РФ “Об охране окружающей среды” созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Последний закон в главе “Основы формирования экологической культуры” устанавливает обязательность всеобщего комплексного экологического образования: статья 71 - Всеобщность и комплексность экологического образования, статья 72 - Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы воспитатели овладевали новыми формами работы, использовали в практической работе с детьми разнообразные метода и приёмы. Одним из средств повышения профессионального уровня педагогов в данной области является проблемное методическое объединение воспитателей.

Проблемное методическое объединение воспитателей г. Рубцовска Алтайского края “Инновации в экологическом воспитании дошкольников” работает с 2002 года. Участники его – заинтересованные этой проблемой воспитатели из всех детских садов города. Занятия проводятся 4 раза в год по планам, разработанным руководителем объединения и утверждённым руководителем городского информационно-методического центра.

Начиналась работа на базе детского сада № 57 “Алёнушка”, приоритетным направлением работы которого является именно воспитание основ экологической культуры. В течение двух лет воспитатели города знакомились с опытом работы лучших педагогов этого учреждения.

Цель методического объединения – повышение профессионального уровня педагогов в области экологического воспитания.

В процессе занятий решались следующие задачи:

1. Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.

2. Практическая реализация интегрированного подхода в работе с детьми.

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, практическую часть и обмен опытом по результатам выполнения индивидуальных заданий.

Темы, рекомендуемые для изучения и обсуждения на этом этапе:

Занятие № 1 Лекция “Понятие “экологическое воспитание”, его отличие от традиционного ознакомления с природой”. Выставка методической литературы, обзор вариативных программ. Рекомендации по созданию условий для экологического воспитания в детском саду.

Занятие № 2. Круглый стол “Планирование работы по экологическому воспитанию. Формы и методы работы с детьми в разных возрастных группах”.

Занятие № 3. Дидактические игры экологического содержания. Практикум “Новые игровые приёмы, применяемые при обучении дошкольников”. Выставка дидактических игр.

Занятие № 4. Диагностика уровня экологической воспитанности: критерии и методика диагностирования.

Занятие № 5 . Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения. Место интегрированных занятий в системе работы по экологическому воспитанию, их структура. Эколого-оздоровительная работа.

Занятие № 6. Новые формы работы по экологическому воспитанию. Вернисаж педагогических идей “Природоохранные акции, экологические прогулки и многое другое…”

Занятие № 7 Интеграция внутренняя и внешняя. Организация внешних связей с целью установления преемственности в экологическом воспитании. Комплекс непрерывного экологического воспитания: от детского сада к школе.

Занятие № 8. Смотр результативности природоохранных акций в ДОУ города. Круглый стол “Перспективы экологического воспитания”. Место проведения – городской краеведческий музей.

Методы работы с воспитателями: деловая игра, мини-сочинение, анкетирование, коллективное обсуждение проблем, просмотр открытых занятий с детьми и обсуждение, игровой практикум, презентация опыта и другие.

По итогам двух лет работы было проведено анкетирование педагогов-участников. Результаты его подтвердили, что материалы методического объединения применяются в практической работе, осмысливаются и творчески перерабатываются. На основе анкетирования было определено содержание работы на перспективу.

Тема третьего года работы методического объединения: “Использование новых технологий в экологическом воспитании”.

Цели:

  1. Помочь педагогам использовать новые технологии применительно к экологическому воспитанию дошкольников.
  2. Познакомить с опытом работы детских садов города, способствовать накоплению и обобщению опыта по разделу, содействовать росту профессионального мастерства педагогов.

Содержание работы:

Занятие № 1. Исследовательская деятельность дошкольников. Деловая игра. Открытое занятие.

Занятие № 2. Метод проектов в экологическом воспитании. Подготовка детских исследовательских проектов к участию в городской конференции “Почемучки в поиске”.

Занятие № 3. Эколого-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников. Презентация авторской программы краеведения “Наша малая Родина”.

Занятие № 4. Детское экспериментирование – особенности и методика.

Результативность работы: в ходе теоретического обучения и практической деятельности педагоги познакомились с новыми технологиями, шире стали применять изученные методы, использовать сочетание ценностного и деятельностного компонентов в экологическом воспитании. Кроме того, ими представлен собственный опыт работы с детьми на основе использования современных технологий, 5 воспитателей повысили свою квалификационную категорию.

Оформлено и распространено среди детских садов города видеопособие “Экологизация предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях города Рубцовска: проекты, идеи, находки”.

Сегодня работа методического объединения основывается на двух условиях успешности экологического воспитания.

Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Чтобы помочь педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, был проведен цикл занятий с педагогами, разработана таблица-схема установления интегративных связей в процессе формирования экологической культуры. Открытые просмотры занятий помогли педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов: музыкальных руководителей, воспитателей изобразительной деятельности, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов.

Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Педагогами – участниками методического объединения - определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны различные маршруты в природу: на луг, в парк Победы, к реке Алей.

Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.

В результате во многих детских садах города педагогами применяются новые формы работы по экологическому воспитанию. Воспитателями разработаны конспекты занятий для различных возрастных групп с использованием инновационных технологий.

В 2005-2006 учебном году на занятиях методического объединения была подробно рассмотрена тема “Место игры в экологическом воспитании дошкольников”.

Цели:

  1. Раскрыть пути приобщения детей к эколого-природоведческому образованию через посредство игровых педагогических технологий.
  2. Расширять использование игровых обучающих ситуаций в практической работе педагогов.
  3. Способствовать росту профессионализма педагогов, выявлению передового педагогического опыта.
№ п/п Тема Содержание Место проведения Время проведения Подготовка
1. Современное обоснование использования игровых технологий в экологическом воспитании детей 1. Теоретическое обоснование актуальности вопроса – О.В.Такмакова

2. Открытое занятие “Экологическая игра как средство эмоционального развития дошкольников” Н.В.Данилян

д/с № 2 “Лучик” Сентябрь 22.09.  
2. Игровые обучающие ситуации 1. Практикум “ИОС в экологическом воспитании”

2. Занятие с использованием игрового персонажа.

А.А.Буханько

д/с № 8 “Крепыш” Ноябрь 24.11. Выставка игровых персонажей с описанием использования
3. Игра-путешествие с элементами сюжетной игры 1. Проектирование игр-путешествий в различных возрастных группах – И.В.Кунгурова. д/с № 23

2. Просмотр игры-путешествия Г.П.Шмакова

д/с № 19 “Рябинка” Февраль 3-й четверг месяц  
4. Подвижные игры с элементами имитации 1. Тренинг “Обучение взаимодействию с природой через игру”

2. Экологический праздник Е.В.Быстрянцева

3. Подведение итогов

д/с № 57 “Аленушка” Апрель 3-й четверг месяца Выставка методической литературы по теме

Изучено теоретическое обоснование использования игровых технологий в процессе экологического воспитания. Педагогами получено представление о практическом применении игровых обучающих ситуаций, игр-путешествий с элементами сюжетной игры, подвижных игр экологического содержания.

В течение года использовались следующие методы работы: теоретическое сообщение, игровой практикум, обмен опытом, коллективное обсуждение проблемной ситуации, тренинг, обучение игровым приёмам, просмотр и обсуждение открытых мероприятий, аннотирование литературы.

Проведена выставка методических разработок “Игровые персонажи в экологическом воспитании”, которая вызвала большой интерес. Участники методобъединения поделились с коллегами идеями, своими авторскими находками в области экологического воспитания. На основе представленных материалов создано пособие с методическими рекомендациями “Игровые персонажи на занятиях по экологии. По итогам работы в апреле был проведён круглый стол по оценке результативности работы методобъединения. Педагоги отметили, что занятия вызывают у них интерес, всегда обогащают новыми знаниями, проводятся в доступной и понятной форме. Воспитатели постоянно используют в работе материалы, полученные на занятиях, творчески перерабатывая предложенные идеи. Повысилась методическая компетентность воспитателей, углубленно работающих по разделу “Экологическое воспитание”, качество представляемых разработок и пособий.

Отмечается более высокая активность педагогов, желание представить собственный опыт для обсуждения.

В ходе совместного обсуждения определена тема будущего года: “Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания”.

План работы проблемного городского методического объединения воспитателей “Экологическое воспитание дошкольников” на 2006-2007 учебный год.

Руководитель: О.В.Такмакова, заместитель заведующей МДОУ “Детский сад № 57 “Алёнушка”

Тема: “Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания”

Цели:

1. Определить оптимальные направления интеграции экологического и речевого развития дошкольников.

2. Обучать практическим приёмам работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания.

3. Способствовать росту профессионализма педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

№ п/п тема содержание место проведения время проведения подготовка
1. Основные направления речевого развития ребёнка в процессе экологического воспитания 1. Актуальность проблемы и пути её решения. О.В.Такмакова

2. Уголок природы, как средство повышения речевой активности детей. Л.А.Иванова, д/с № 57

2. Открытый просмотр занятия.

О.А.Арефьева, д/с № 47

д/с № 47 октябрь,

3-й четверг месяца

 
2. Наблюдения в природе, как средство обогащения словаря и формирования грамматического строя речи 1.Словесные игры экологического содержания. Игротренинг.

2. Представление опыта работы воспитателя И.А.Водолага. д/с № 53

3. Открытый просмотр

интегрированного занятия по теме.

д/с № 53

д/с № 53 ноябрь,

3-й четверг месяца

Проекты уголков природы для своей возрастной группы
3. Экологические сказки 1.Сообщение “Использование экологических сказок в работе воспитателя”.

МОУ “Истоки”

2.Практикум “Как сочинять сказки” О.В.Такмакова

3. Открытый просмотр

занятия с использованием экологической сказки.

Л.И.Присекина,

д/с № 37

д/с № 37 февраль,

3-й четверг месяца

Представление дидактических авторских игр по развитию речи экологического содержания
4. Природа и речевое творчество детей 1. Игротренинг.

2.Приёмы, стимулирующие речевое творчество дошкольников.

Круглый стол по обмену опытом.

3. Открытый просмотр “Презентация проекта литературно-экологического содержания”.

И.Н.Вершина, д/с № 57

4. Анкетирование по итогам года

д/с № 57 апрель,

3-й четверг месяца

Оформить материалы из опыта работы педагогов по данному направлению. Выставка-презентация “Сочиняем о природе”

Методическое объединение как средство повышения профессионализма педагогов – весьма эффективная форма работы с кадрами. Это подтверждается результатами ежегодной аттестации педагогических работников. Воспитатели всё чаще участвуют в различных профессиональных краевых конкурсах: региональная образовательная ярмарка, конкурс инновационных технологий, смотр-конкурс материалов по экологическому воспитанию.

Кроме того, востребованность методического объединения подтверждается высокой посещаемостью воспитателями. Педагоги стремятся повысить результативность своей работы, научить детей чувствовать природу сердцем, открыть им красоту родного края, потому что каждый из них знает:

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

В заключение хочется сказать, что реализация предложенного плана методического объединения воспитателей возможна при работе по любой из вариативных программ экологического воспитания дошкольников, так как направлена на обогащение арсенала педагогических методов, используемых каждым педагогом в своей практической деятельности.