Организация образовательного процесса, обеспечивающего личностно-ориентированную направленность

Разделы: Общепедагогические технологии


Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика, а развитие личности, как и всякое психическое развитие, предполагает востребованность и проявление того, что развивается, т.е. личности. Значит образовательный процесс должен быть построен таком образом, чтобы “обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих эту востребованность личностных проявлений человека” [1].

А.В. Сериков в своей работе отмечает, что развитие личности это:

1) в первую очередь развитие атрибутивных функций: избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности;

2) развитие содержания ее духовной сферы — мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей;

3) деятельностно-поведенческое развитие личности — становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего “Я”;

4) становление ее индивидуальности.

Личностно-ориентированное образование признает каждого человека как индивида, наделенного своим неповторимым уникальным субъектным опытом. Под субъектным опытом мы понимаем ту часть личностного опыта ученика, которая относится к его собственным приобретенным и осознанным им самостоятельно знаниям, индивидуальным смыслам и познавательным стратегиям.

Как носитель субъектного опыта ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. При обучении происходит включение субъектного опыта в процесс познания, осуществляется его обогащение “окультуривание”. При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика.

Каждый человек уникален, его индивидуальность проявляется в избирательном отношении к познанию (содержанию, виду, форме его представления), устойчивости этой избирательности, в способах переработки учебной информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания и способам взаимодействия с участниками процесса познания. В процессе обучения учеником используются специально выработанные им формы учебной работы, и ее организация осуществляется на основе личных интересов, предпочтений, потребностей, личностных отношений к ней.

На основании вышесказанного, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего:

  1. Признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом.
  2. Признать основной целью обучения развитие личности ученика.
  3. Определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания:

Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе класса:

  • созданий ситуаций, которые позволяют понять ребенку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания;
  • стимулирование учащихся к высказываниям;
  • поощрение инициативы и активности;
  • акцентирование важности мнения каждого члена группы;
  • создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы.

Организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса:

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности;
  • организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.);
  • проявление доброжелательности в общении;
  • уважительное отношение к мнениям, высказываниям, суждениям учеников;
  • организация учебной работы таким образом, чтобы ее результаты зависели от деятельности всех партнеров;
  • создание возможности задавать вопросы.

Обеспечение состояния успешности в процессе обучения:

  • создание ситуации успеха;
  • формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
  • обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями;
  • открытость проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания;
  • подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успешности;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы.

Организация развивающего пространства:

  • ориентация на формирование учебной деятельности школьников, освоение методов научного познания, а не на передачу учебной информации;
  • ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам;
  • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности;
  • обучение целеполаганию;
  • обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов;
  • обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных;
  • использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характера;
  • постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
  • учет психо-физических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приемов, видов заданий;
  • обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствие с зоной ближайшего развития).

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

  • развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
  • создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества;
  • создание ситуаций нравственного выбора и оценке результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм;
  • создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию и т.п.);
  • формирование убежденности в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации.

Выделенные средства ориентированы на личностное развитие учащихся.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его.

Литература

  • Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: монография [Текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.