Проблемы перехода от профильного обучения к индивидуальным образовательным программам

Разделы: Администрирование школы


С начала становления гимназии в 1991 г. её педагогический коллектив на практике стремится реализовать модель образовательной среды, воплощающей личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

Гимназия организовывалась как многопрофильное общеобразовательное учреждение повышенного уровня для обучения и воспитания талантливой (одаренной) молодежи. Гимназическое образование, как и всё стоящее, в современном мире является дорогой вещью. Особо сложна эта проблема в дотационном регионе, каковым является Ставропольский край. Привлечь спонсоров для реализации программы развития гимназии весьма проблематично, поскольку стабильно развивающихся предприятий мало, с другой стороны нет дополнительных финансовых потоков из регионального бюджета, с третьей стороны родители гимназистов не могут оказывать существенной помощи образованию своих детей, так как средняя заработная плата в крае одна из самых низких по России.

Соответственно, способы реализации гимназического образования в этих условиях во многом отличаются от таковых в столице или успешно развивающих экономику регионах.

За 15-ть лет перманентно происходящих изменений в нашей стране не изменился главный смысл построения нашей гимназии – это школа для детей. Их потребности, их возможности, их успешная реализация как граждан, как отцов и матерей, как предпринимателей и работников, как членов коллектива – во многом составляют основу подхода к реализации образовательных программ в гимназии.

Структура учебного плана нашей гимназии существенно отличалась в течение: 1991 – 1998 г, 1998 – 2004 г., 2004 -2006 г.

Открытие школы - гимназии в 1991 году сопровождалось:

  • созданием 9-11-х классов с углубленным изучением предметов;
  • созданием психолого-педагогической службы;
  • привлечением к работе в качестве преподавателей, а также главных специалистов доцентов и профессоров из рядов сотрудников высшей школы;
  • созданием в гимназии службы классных воспитателей;
  • финансированием разветвленной сети факультативов и кружков;
  • конкурсным набором учащихся в 1-й и 10-й классы.

Чем отличались образовательные программы гимназии в середине 90-х годов? Все учащиеся гимназии изучали иностранный язык (английский или французский) по программе углубленного изучения с первого класса, второй иностранный язык с 8-го класса, для повышения интереса гимназистов к учебе в начальной школе со 2-го по 4-й класс проходили уроки астрономии для малышей, истории, интегрированные уроки естествознания, краеведения. Программы обучения во всех классах параллели были одинаковыми для учащихся 1-9 классов. Старшая школа была профильной. До 1998 года набор в профильные старшие классы гимназии шел в соответствии с рекомендациями учителей на предыдущем этапе обучения и результатами тестирования.

До 1998 г. учебный план гимназии для начальной и основной школы полностью отвечал концепции гуманитарного образования. Однако профилирование старших классов было никак не привязано к программам обучения в основной школе. Основная школа не давала ребенку поля проб и ошибок, чтобы определиться со своими возможностями работы по программе углубленного изучения предметов, а также прерывала углубленное изучение иностранного языка и второго иностранного языка для гимназистов, не выбиравших лингвистический профиль обучения в старшей школе. Жизнь заставляла задуматься о необходимых переменах в содержании образования.

И тут грянул базисный учебный план 1998 г. Забегая вперед, хочу отметить, что и в 2001 г. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, никак не отразило роль и место гимназий и лицеев в системе государственной образовательной политики. В это время я только начала присутствовать на совещаниях, проводимых руководством образованием края, и как сейчас слышу ответ на вопрос, заданный на одном из них “ Что тут обсуждать: гимназии и лицеи мы закроем”.

Создаваясь как общеобразовательное учреждение повышенного статуса, с углубленным изучением ряда предметов, предназначенные для обучения детей, склонных к умственной деятельности, внутренне мотивированных на продолжение обучения в высших учебных заведениях, к 1998 г гимназия официально лишились многих преимуществ. В частности, конкурсный набор в гимназию был официально закрыт, из соображений, что любой ребенок способен при соответствующем подходе освоить напряженные программы любого уровня сложности. Проблемы развития города, перевод финансирования на уровень региона, демографическая ситуация возводили организационные сложности в степень.

Кто является естественным союзником гимназии в усложнившихся внешних условиях? Очевидно, заинтересованные участники образовательного процесса: дети и их родители. Но выходить к ним нужно с готовыми предложениями. Введение нового учебного плана гимназии в 1998 году имело в качестве внешней причины базисный учебный план РФ 1998 г., но не менее важными были и внутренние побудительные мотивы. Прошло время, когда родители и ученики принимали как должное все вводимые в гимназии нововведения. Все громче стали звучать голоса, призывавшие начинать раннюю дифференциацию обучения, в то же самое время появились жалобы на перегруженность учебного плана, на несогласованность учебного плана основной и старшей школы. С 1998 г. по 2004 г. гимназия осуществляла переход на профильное обучение, начиная с 8-го класса. Ранняя дифференциация обучения предварялась следующей системой мероприятий:

  • анкетирование учащихся 7-х классов в феврале месяце с целью выявления их интересов и предпочтений;
  • проведение родительских собраний в параллели 7-х классов с представлением возможных учебных планов классов лингвистического, математического, химико-биологического направлений;
  • опрос родителей с целью выяснения образовательных приоритетов;
  • анкетирование учителей и классных воспитателей по поводу настоящих результатов обучения и его перспектив для отдельных гимназистов;
  • психологические тесты и диагностика готовности учащихся к выбранному виду деятельности;
  • сопоставление полученных результатов анкетирования с анализом возможностей образовательного учреждения по поводу реализации выбранных программ и направлений;
  • предложения родителям и учащимся для продолжения образования в 8-х классах;
  • дополнительное тестирование учащихся, не набравших достаточной суммы баллов по предварительным результатам опросов и анкетирования;
  • переформирование классов параллели.

Сразу хочу отметить, что в условиях базисного плана 1998 г. соответствующая программа ранней дифференциации была возможна только при большом числе классов в параллели. На тот момент времени в параллели гимназии в основной школе было 7-8 классов. В 1998 г. были организованы 8 классы с углубленным изучением математики и лингвистического направления. В то же время в остальных классах параллели изменения коснулись упразднения второго иностранного языка из основного учебного плана и перевода его на уровень дополнительного образования в рамках кружковой работы. Формирование учебного плана гимназии строилось на многочисленных ухищрениях по его согласованию. Как оказалось, казавшиеся ранее крамолой изменения, в настоящее время активно внедряются в систему работы всех школ страны и закреплены в федеральном базисном учебном плане. К 2000 г в гимназии были реализованы многие нововведения базисного плана профильной школы. К ним относятся: использование часов технологии для предпрофильного обучения в 8 - 9 классах, интегрированные курсы технологии и экономики, технологии и экологии, сокращение часов на изучение физики и математики в гуманитарных классах старшей школы, использование часов кружковой работы для углубленного изучения предметов, внедрение информационных технологий в основной школе. Особенностью учебного плана гимназии этого времени стали классы с углубленным изучением предметов, при сохранении большого числа часов, выделяемых на изучение иностранного языка.

До 2002 г. единственной формой проведения занятий в гимназии по реализации основного компонента образования была классно – урочная форма. Обсуждение запросов родительской общественности и пожеланий учащихся привело к апробации в старших классах гимназии элементов предметно- групповой формы занятий. Отдельные учащиеся физико-математического класса выказали желание изучать углубленно химию и иностранный язык, а некоторые учащиеся социально – гуманитарного класса жаждали углубленного изучения математики. К этому времени в гимназии в качестве первого иностранного языка изучался только английский, второй иностранный язык был только в классах лингвистического направления. Поступавшие в гимназию учащиеся из других учебных заведений зачастую изучали французский или немецкий язык. Проблему обучения их иностранному языку в старшей школе также оказалось возможным решить за счет предметно-групповой формы обучения. Нельзя сказать, что в начале эксперимент был очень успешным. Для его реализации пришлось приложить огромные старания для сочленения расписаний различных классов и групп, в то же время к 11 классу некоторые из участников эксперимента изменили свои планы, а потому часть групп пришлось расформировывать, так как работа малых групп в основном учебном плане гимназии не финансировалась.

Востребованным социумом и проблемным в финансировании стало построение индивидуальных программ при организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Хочу внести ясность. Гимназия в настоящее время строит индивидуальные образовательные маршруты в рамках реализуемых общих программ основного и дополнительного образования. К становлению индивидуальной образовательной программы гимназистов мы только подступили. И для решения этой гораздо более широкой задачи одних только усилий гимназии недостаточно. Но ведь ничто не зарождается на пустом месте. Стремительные изменения не всегда сопровождаются быстрыми и успешными результатами. Тем более важна роль инновационных учебных заведений, апробирующих нестандартные подходы к разрешению образовательных проблем не на бумаге, а в реалиях настоящего времени. Предложенная в 2002 г. стране концепция старшей профильной школы для гимназии была уже пройденным этапом. И можно было бы с небольшими поправками продолжать реализовывать устоявшийся учебный план, уже не лавируя между спущенными сверху бумагами и собственными наработками. Однако, остановившись в развитии, ты начинаешь утрачивать завоеванные позиции. Наступил момент, когда образовательные учреждения стали активно конкурировать, борясь за своего ученика. В рамках нового базисного учебного плана во всех школах в начальных классах стал изучаться иностранный язык, все школы оснащаются компьютерной техникой, зачастую, правда, темпами, опережающими возможности учителей и учащихся по её освоению, профильная школа – стандарт для старшей ступени образования. Большим подспорьем для любого учителя сегодня являются многочисленные учебники и учебные пособия, позволяющие реализовывать многоуровневые образовательные программы, дефицит которых ранее мог только восполняться за счет мастерства и времени создателей авторских курсов.

Жесткие требования к конкурентоспособности учреждения не позволяют опираться на прошлые заслуги. Чем же мы можем быть привлекательны для окружающего социума? Что составляет образовательные потребности родителей и учащихся, что знают они о своих образовательных потребностях?

Право выбора, а тем более свободный выбор – одно из самых ценных и значимых достижений демократии. Ответственный выбор – обязательство, связывающее наши надежды и наше будущее. И научить реализовывать право ответственного выбора, по моему мнению, одна из главных задач современной школы. Одной из целей гимназического образования является обучение школьника рефлексии собственной деятельности, а потому ему обязательно должен быть предоставлен альтернативный выбор при создании собственной образовательной программы.

Родители учащихся уже научились выбирать учебные заведения, которые могут помочь в становлении их ребенка. Сегодня перед ними и перед школой уже встает более интересная проблема, обозначенная в новом базисном учебном плане: право выбора элективных предметов и участия в формировании индивидуальной образовательной программы.

Возможность выбора профиля обучения в старшей школе также была для своего времени инновационным шагом. Но сколько существует различных учеников – столько существует запросов на реализацию конкретной образовательной программы.

Успешное поступление и последующее обучение в вузах, умение адаптироваться к жизни в условиях мегаполиса и другие проблемы, можно, конечно же, возложить на плечи учащихся и их родителей, репетиторов, платных подготовительных курсов при вузах, платных программ дополнительного образования, в том числе и дистанционного обучения. Но именно инновационная школа должна стать центром качественного образования, а не местом для получения аттестата. Ученик не должен “отсиживать” часы в школе, а затем посвящать вторую половину дня получению реально необходимых ему знаний.

Разрешить эту проблему помогает работа учащихся по индивидуальным учебным планам. Хочется отметить два огромных плюса такого подхода: механическое увеличение часов на профильные учебные предметы неэффективно, дополнение же программы элективными курсами, учебными практиками, возможностями дистанционного обучения, привлечения детей к олимпиадной работе дает весьма ощутимый результат. С другой стороны, созданное поле проб для ребенка приучает его жить в ситуации ответственного выбора.

Элективный курс – тот, который дети и родители могут выбрать сами. Однако если ознакомиться с рекомендациями наших ставропольских и ростовских коллег, оказывается, что коротенькие предпрофильные курсы выбирают учебные заведения, а затем, в разное время учащиеся их все осваивают. В гимназии в 2000 – 2004 г. в 8 – 9 классах делались попытки реализовать предпрофильную подготовку учащихся различными способами. Надо отметить, что вывод, сделанный педагогами гимназии, пока нельзя назвать однозначным. Я уже отмечала возможность переформирования классов и создания групп с углубленным изучением предмета. Такой подход оправдывает себя, если в параллели находится достаточное число учащихся, уже к 8 классу определившихся со сферой своих дальнейших интересов. Как показывает статистика, таких учеников в параллели не больше 30 %. Около четверти родителей отчетливо представляют, какое будущее привлекательно для их ребенка. Однако у большинства имеется весьма расплывчатое представление о дальнейших перспективах, причем во многом это касается школьников, хорошо осваивающих самые разные учебные предметы. В 2005 – 2006 учебном году впервые учащимся 9 классов гимназии было предложено самостоятельно выбрать элективные курсы, рекламное представление которых было осуществлено на родительском собрании учителями.

В чем состояла главная суть перемен? И являлась ли она значительной?

В конце декабря 2004 года преподавателям гимназии было предложено поработать над созданием собственного или поиском уже реализованного краткосрочного (не более 34 часов курса), который мог бы заинтересовать учащихся 9 классов с целью:

  • реализации интересов учащихся к углубленному изучению предмета;
  • созданию условий подготовки к экзаменам по выбору;
  • помощи в ориентации в мире современных профессий;
  • развитию научно-исследовательских методов работы;
  • участию в проектной деятельности;
  • успешной социализации гимназистов.

Не все учителя гимназии проявили заинтересованность подобным предложением. Их можно понять. Реализация программы не предполагала заметного увеличения числа часов учебной нагрузки, требовала проведения акций рекламной компании с заранее неизвестным результатом по привлечению учащихся. К февралю месяцу к рассмотрению на НМС было готово 16 программ. Но своих слушателей нашли только 14 из них. До весенних каникул учащиеся 8-х классов, предварительно ознакомившись с программами, заполняли анкеты по желанию освоить любые 4 из них. Затем на общем родительском собрании параллели учителя представляли программы, которые набрали не менее 12 гимназистов, желающих их освоить. Оговорюсь, что данное число учащихся было обусловлено возможностью деления класса на две группы при оплате труда преподавателей. Хотя федеральный учебный план 2004 года предполагает возможность проведения занятий в группах меньшей наполняемости, но, зная позицию региона и его финансовые возможности, мы не стали обещать невозможного.

Анализируя наши предложения и выбор учащихся, мы поняли, что большой популярностью в 2005-2006 г. пользовались предметно – ориентированные курсы, позволяющие усилить подготовку учащихся к сдаче выпускных экзаменов. Тем более, что руководство Министерства образования края обещало ввести в 2006 г. ЕГЭ для 9-х классов по математике и русскому языку. Кроме того, очень востребованными оказались курсы по WEB – дизайну и правоведению. Не так многочисленными, как ожидалось, стали группы, изучающие культуроведение Великобритании и грамматику английского языка.

Я уже упоминала, что выбор гимназистов должен был стать ответственным. Так как введение элективных учебных предметов преследует цель повысить мотивацию ребенка к обучению, а также приобретать и интегрировать общие знания в различных областях человеческой деятельности, то оценка прохождения программы не является стандартной. По общему положению о введении элективных курсов, учащийся получает оценку “зачет” при наличии в течение полугодия не менее трех положительных отметок по предмету, либо при успешной защите проектной работы, реферата, а также успешном прохождении тестирования. Предполагалось, что изменить свой выбор гимназист может по итогам полугодовой работы только после того, как получит аттестацию по предыдущему элективному курсу.

Как оказалось впоследствии, около 20% гимназистов обратились с просьбой о смене элективного курса спустя две недели после начала занятий. Мы не стали делать из этого трагедии. В конце концов, на то и реализуется предпрофильная подготовка, чтобы методом проб и ошибок ребенок смог себя успешно реализовать. В каждом отдельном случае, учащиеся приходили ко мне на беседу, и мы старались выяснить все проблемы, которые буквально сразу отталкивали гимназиста от предварительного выбора. В большинстве своем это было расхождение ожидаемого и реальности, трудности в освоении предмета, а, кроме того, переполненность отдельных групп. В частности, несколько обращений о смене курса WEB – дизайна были вызваны отсутствием дома у учащихся компьютера, а потому проблемами с осуществлением и представлением самостоятельных проектных работ.

В нынешнем году мы продолжаем реализацию программы предпрофильной подготовки учащихся по индивидуальным образовательным траекториям. Для реализации данной модели обучения в гимназии создается отдельное дополнительное расписание учебных занятий по предметам вариативной части учебного плана, которое содержит информацию о времени проведения занятия в течение недели, аудитории, учителе, ведущим ту или иную группу. Проделанная работа позволяет гимназии адекватнее удовлетворять множественность запросов учащихся и их семей, а гимназистам, определившимся в выборе, изучать углубленно определенный блок предметов.

Хотелось бы отдельно остановиться на данном вопросе. Как я уже отмечала ранее, 25 -30 % учащихся и их семей на завершающем этапе основного образования имеют четкое представление о дальнейших своих планах работы в старшей школе и обучения в вузе. Для данной группы учащихся выбор профиля не является уже возможностью только попробовать свои силы и расширить круг интересов. Предпрофильные курсы делают для них при соответствующем сочетании возможным углубленное мотивированное изучение предмета с привлечением научно-исследовательских приемов обучения, проектной методики и информационных технологий.

В полной мере углубленным предмет “Английский язык” может стать за счет поддержки его курсами “Практическая грамматика английского языка” , “Культурология Великобритании” (на английском языке), “Введение в деловой английский” и “Лингвокультурные параллели – Россия, Англия, США”. Углубленное изучение математики для заинтересованных в этом учащихся достигается за счет возможности дополнительного выбора различных четырех элективных курсов. Кроме того, группа учащихся гимназии из параллели 9 классов имеет возможность продолжить факультативно изучать математику и физику по программе дополнительного образования, реализуемой гимназией, совместно с федеральной физико-технической школой при Московском физико-техническом институте. Практикум по основам права и элективный курс “Введение в экономику” удовлетворяют познавательные интересы гимназистов в различных сферах человеческой деятельности, формируя ответственную гражданскую позицию, укрепляют уважение к закону. Сведения о себе, здоровом образе жизни, потребностях и потреблении человека, техногенных поражениях и экологической безопасности может почерпнуть гимназист, выбрав для изучения курс “Экология: здоровье и окружающая среда”. Введение данного курса наиболее целесообразно для учебного заведения, расположенного в особом эколого-охраняемом регионе – КМВ.

Плюсом введения элективных курсов в 9-х классах является более осмысленный выбор учащимися и их родителями программы образования в старшей школе. Кроме того, по итогам прохождения предпрофильной подготовки учащимся, проявившим себя в той или иной сфере деятельности, была предоставлена возможность участия в создании своей собственной образовательной программы, а не только выбора профиля обучения.

Анализ запросов родителей и выпускников 9-х классов, показал, что сформировать просто 4 профильных 10-го класса гимназия не сможет. Около 30 человек желали изучать углубленно математику, только 14 выбирали лингвистический профиль, 38 социально – правовой, 15 химико – биологический, а кроме того часть математиков была заинтересована в изучении иностранного языка, только 20 из них хотели изучать физику, а другим требовались основательные знания в области права и обществознания. Сетевой модели организации профильного обучения в городе нет, при жестких нормах открытия 10-х классов мы не могли просто предложить перейти учащимся в другие учебные заведения города, особенно хорошо заявившим о себе в основной школе. И тогда на помощь пришла организация работы по индивидуальным учебным планам с согласованным расписанием всех учебных групп в параллели 10-х классов, с подбором состава преподавателей, которые могли реализовывать базовое, профильное и углубленное изучение предметов, а также правом выбора учащимися уровня изучения того или иного курса.

На семинарах в Москве я имела возможность получить информацию как о работе по индивидуальным учебным планам, так и образовательным программам. Но всегда оказывалось, что организация этой работы идет исключительно за счет платных образовательных услуг или спонсорской помощи. В нашей ситуации можно было опираться только на минимальный уровень финансирования. Следовательно, пришлось идти на создание сложного расписания занятий по предметно-групповой форме, где система элективных курсов для отдельных учащихся помогала сделать профильный уровень изучения предмета по настоящему углубленным и, кроме того, реализовать выбор изучения дисциплин не на уровне класса, а на уровне отдельного ученика.

В этом году по индивидуальным учебным планам работают в 10-х классах 30 гимназистов из 100.

В Приложении 1 к данной статье содержатся примеры таблиц индивидуальной учебной нагрузки учащихся, моя совместная работа над которыми с родителями и гимназистами к окончанию 9-го класса позволила перейти к дальнейшему этапу планирования: подбору учительских кадров, предварительного комплектования и составления индивидуального расписания занятий в рамках параллели 10 классов. Финансирование работы по этой программе не вышло за пределы финансирования учебного плана РФ 1998 г.

Отчет о проделанной работе, как ни грустно, можно завершить пословицей “Голь на выдумки хитра”. Основным залогом успеха при реализации подобной модели стал по -прежнему энтузиазм администрации и сотрудников гимназии. Можно, конечно, подождать, когда обретут (и обретут ли) силу национальные проекты. Но качественное образование востребовано здесь и сейчас. Хочется отметить следующее. В 2006 году наша гимназия стала “миллионером”, как учебное заведение, активно внедряющее инновационные образовательные программы. И в жестко ограниченном спектре расходования денег не оказалось статьи, позволяющей повысить заработную плату учителей. В коллективе из более чем 100 педагогов почувствовали материальный стимул только двое “стотысячников”, и то без права претендовать на соответствующую награду в течение последующих 5 лет. Индивидуальные образовательные программы востребованы обществом, качественная работа учителей основа образовательной политики. И государству не стоит перекладывать решение этой проблемы исключительно на плечи образовательных учреждений, оставляя за собой только контролирующую функцию.