Стрелковая подготовка как средство воспитания патриота (внеклассная работа по ОБЖ)

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Если патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и Вооруженных Сил.

Военно-патриотическое воспитание основывается на:

- гражданском долге – внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

- воинском долге – системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верности военной присяге;

- воинском мастерстве – уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

- профессионализме – степени овладения военными специальностями и умения успешно выполнять поставленные задачи.

Не умаляя роли уроков ОБЖ и НВП, которые призваны закрепить уже имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнить новыми знаниями, научить применять на практике полученные знания и умения помогут внеклассные занятия и элективные курсы.

Что думают по этому поводу выпускники, которым возможно предстоит служить в армии?

- Необходимо сделать процесс военно-патриотической подготовки не только полезным, но и интересным.

- Нужно кардинально изменить отношение учителей и администрации школы к преподаванию ОБЖ.

- Увеличить количество часов на ОБЖ в целом и на практические занятия в частности.

- Возродить в школах клуб “Допризывник”.

- Необходимо уделять внимание подготовке по стрельбе и другим военно-прикладным видам спорта.

Если все это воплотить в жизнь, то такое обучение будет предполагать не только военную подготовку, но и психологическую. Занятия должны носить как обучающий, так и воспитывающий характер. Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса необходимо определить исходные методологические позиции.

Задачи стрелковой подготовки – совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков для их последующей трудовой деятельности и подготовка к службе в Вооруженных Силах. Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Учебные занятия включают как теоретическую (политико-воспитательную работу, изучение основ военно-прикладного искусства, воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы), так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, квалификационные соревнования).

Программа кружка “Меткий стрелок”

Задачи:

1. Совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков.

2. Подготовка к службе в Вооруженных Силах.

3. Широкое привлечение детей к занятиям пулевой стрельбой.

Возраст занимающихся в кружке – 14 – 16 лет

Количество занимающихся одновременно – 10 – 12 человек

Перечень учебного имущества, необходимого для занятий:

- пневматические винтовки 4,5 мм ИЖ – 38 - 6 штук;
- пневматические винтовки 4,5 мм Р – 512 - 6 штук;
- мишень спортивная “П” - 250 штук;
- мишень № 6 “б” - 100 штук;
- мишени разные - 100 штук;
- прицельные станки - 2 штуки.

Тематическое планирование:

№ п/п Наименование предмета Количество часов
1. Политико-воспитательная подготовка 3
2. Основы военного дела 10
3. Специальная подготовка по стрельбе 25
  Итого 38

Содержание тем (с использованием учебно-методического комплекса кабинета ОБЖ):

1. Политико-воспитательная подготовка. История создания оружия. Виды оружия и их специфика (занятия проводятся на базе школьного музея).

Воинские и патриотические ритуалы. История российских знамен, герба, гимна (видеофильм). История памятников воинской славы родного города.

“Наша история в лицах”. (Использование набора плакатов с описанием: “Герои и военачальники гражданской войны”, “Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны”, “Герои Советского Союза”, “Герои – ДОСААФ”, “Мы – интернационалисты”.

Пост № 1 в городе. Почетная и ответственная миссия несения караула на посту № 1.

2. Основы военного дела. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Совершенствование знаний и навыков по разборке и сборке автомата. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение оружия. Осмотр и подготовка АК и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Строевые приемы с оружием. (Использование плакатов, макетов автоматов, магазинов с патронами).

3. Специальная подготовка.

№ п/п Содержание занятий Количество часов
1. Стрелковый спорт. История развития стрелкового спорта. Место пулевой стрельбы в российской системе физического воспитания. Роль снайперов в Великой Отечественной войне. 1
2. Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. 1
3. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Взаимодействие частей винтовки. Уход за оружием. 1
4. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. 1
5. Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований. 1
6. Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. 1
7. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, на стойку. Производство холостого выстрела. 1
8. Тренировка в стрельбе с упора. Стрельбы из малокалиберной винтовки на 5 м по белому листу 10 на 10 см, затем по мишеням. 6
9. Тренировка в стрельбе на кучность и результат. Стрельба из ПВ по мишеням. Стрельба на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м с опорой на стол или стойку. Стрельба на кучность и результат и ПВ на 5 м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени “П”. Контроль стрельбы с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям. 10
10. Квалификационные соревнования. Условия выполнения упражнения на результат:

- упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ – 38 и Р - 512;

- дистанция стрельбы – 5 м и 10 м

- количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных;

- норматив – выбить не менее 40 очков.

Стрельба на результат. Подведение итогов соревнований и занятий в кружке.

2
  Итого: 25

Стрелковая подготовка, стремление научиться владеть оружием вызывает повышенный интерес у учащихся. Поэтому эта форма работы позволяет заниматься формированием устойчивого интереса к воинской службе, ответственности, дисциплине; развитием морально-психологических, организаторских и других качеств, необходимых человеку в любых видах деятельности. Ребята на занятиях получают представление о военной службе, воинской обязанности и профессии офицера.