Программа исследования адаптации первоклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребенка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.

Данная программа предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а так же сделать прогноз на дальнейшее развитие. Мы применяли эту программу на 84 учащихся первых классов средней общеобразовательной школы № 31 г. Сыктывкара, результаты исследования совпадали с наблюдениями и оценками учителей, а так же мнениями родителей о своих детях.

Описание набора методик. Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:

1. Определение сформированности “внутренней позиции школьника”. Методика помогает выяснить осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации методом Люшера. Направлена на определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются ситуации вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

5. Исследование социометрического статуса ребенка. Методика направлена на изучение социометрического статуса ребенка в классе, выявление позиции ребенка в системе межличностных отношений класса.

Проведение исследования. Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. Поэтому в сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках, и проводить наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.

Данное исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком в кабинете психолога. По предварительной договоренности с учителем или родителями, детей лучше брать с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 мин. одного урока, конечно же, при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность, что ребенок еще не устал, и с интересом будет отвечать на все вопросы психолога. Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15 – 20 мин, поэтому за один урок можно успеть принять трех детей.

Перед началом исследования психолог должен заранее подготовить рабочее место: маленький (журнальный) стол, стулья или кресла для себя и для ребенка, необходимый стимульный материал, причем он должен быть в стороне от стола, чтобы не отвлекать ребенка. При этом у психолога на столе должен быть опросный лист (см. приложение 1), протокол индивидуального обследования (см. приложение 2) и ручка. Если в школе имеется диктофон или любое другое записывающее устройство лучше использовать и его. Это значительно облегчит сам процесс исследования, т.к. психологу не нужно будет торопиться при фиксировании ответов ребенка и он сможет задать больше уточняющих вопросов.

По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию учитывая результаты исследования, данные наблюдения и опроса учителей. Затем психолог пишет на каждого ребенка заключение (см. приложение 3), в котором описывает общие характеристики процесса адаптации ребенка, выделяет особенности и делает прогноз. Каждое заключение психолог должен обсудить с учителем, при необходимости пригласить родителей и сообщить им результаты исследования адаптации ребенка.

Интерпретация результатов. В соответствии с целями данного исследования и на основе ответов детей, мы приводим свою интерпретацию методик.

1. Исследование внутренней позиции школьника.

1 вопрос. Чаще всего на первый вопрос “Нравиться тебе в школе?” дети отвечают “Да”. Если на дополнительный вопрос “Что нравиться больше всего?” ребенок отвечает учиться, писать, читать, уроки, то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравиться “как со мной дружат”, “ходить утром в школу, т. к. я давно ни куда не ходила”, “играть, бегать, драться, гулять, кушать” вообщем все что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставиться 0 баллов.

2 вопрос. При ответе на второй вопрос можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравиться тем “как учит”, “вопросы задает”, “учит писать, читать”, “учит детей хорошему” и т. п. Балл не ставиться, если ребенок дает ответ “хорошая, красивая, добрая, не ругает”, “ставит пятерки”, “хорошо выглядит”, “отношением к детям”, т.к. такое отношение к учителю является чисто внешним и не затрагивает учебный процесс.

3 вопрос. 1 балл ставиться , если ребенок отвечает, что ему больше всего нравиться “писать, читать”, “математика, чтение, письмо”. 0 баллов ставиться, если ученику больше всего нравиться “гулять”, “рисовать”, “лепка, труды, физкультура”, “играться”, т.е. те предметы которые не являются вполне учебными, особенно если при этом он говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4 вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так: “дома скучно без учителя, без парты”, “дома не хорошо, а в школе лучше”, “дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать”, “буду прогульщицей”, “дома нельзя школьную форму носить можно запачкать”. Когда ученик дает подобный ответ иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопрос, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставиться, если ответ ученика такой: “хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки”, “в школе можно заниматься, читать, ум набовлять”, “хочется учиться”, “тогда не будешь ничего знать, надо учиться”, “дом это не школа, там нет учителя”, “в школе можно всему научиться”.

5 вопрос. Этот вопрос достаточно каверзный, т.к. ребенок с не сформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос о игре. Этим самым показывая свою неготовность к обучению в школе. Поэтому если ребенок выбирает роль учителя, говоря “я всегда играю учителя”, или роль ученика потому что “учеником быть интересней”, “я еще маленький и ничего не знаю”, “можно поднимать руку”, то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому что “хочу стать умным”, “нравиться учиться”, “нравиться решать примеры, писать”, то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6 вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок “дошкольник” будет выбирать перемену (0 баллов), т.к. его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок “школьник” выбирает урок (1 балл), т.к. у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7 вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ребенок плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении с детьми. Поэтому 1 балл ставиться если ребенок говорит, что у него 3 и более друзей, 0 баллов ставиться если у ребенка нет друзей или только один друг.

Если из семи вопросов пять и более получили оценку в 1 балл, то позиция школьника сформирована. Но в заключении, мы даем качественный анализ, таким образом, подтверждая количественный.

2. Определение мотивов учения. В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать то, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы отвечая “я хочу учиться”, “в школе выучишься и получишь профессию”, “если бы не было школы я бы все равно учился”, то за такой ответ ставиться 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив потому что “пятерки хорошо получать”, “отвечать и руку поднимать”, “в школе лучше, чем дома”, “потому что он отличник, с ним нужно дружить” за такой ответ ставиться 0 баллов. Так же 0 баллов ставиться, если ребенок выбирает мотив не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный мотив). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у ребенка могут возникнуть трудности.

3. Исследование адаптации методом Люшера. Поскольку интерпретация данной методики является авторской, мы использовали ее без изменений. Подробная интерпретация методики описана в книге Ясюковой Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников, мы приводим основные положения.

При выборе ребенком синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов отмечается положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечается отрицательное отношение, негативизм, резкое непринятие, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечается нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное непринятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечается тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и т.д.).

При выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем отмечается инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение “позиции ребенка”.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае у ребенка позитивная самооценка, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравиться.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту.

4. Изучение школьной тревожности. Данная методика имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; не желание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок и т.п. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования адаптации. В связи с этим интерпретация ответов детей будет складываться из двух составляющих: осуществляя диагностику школьной тревожности мы одновременно выявляем показатели дезадаптации ребенка в школе.

Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку №1, т.к. она является тренировочной и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Но в нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь потому, что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую – потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того многие дети не правильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными.

Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда могут диагностировать тревожность. Например, картинка № 8 (мальчик делает уроки), такие отрицательные ответы как “он грустный потому что сломался телевизор”, “он грустный потому что один и ему скучно” по нашему мнению не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают ни каких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но при этом такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах.

Однако бывает и наоборот, положительные ответы “он веселый потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу”, “он веселый потому что кончился урок и можно поиграть на перемене”, “он веселый потому что не задали уроков” так же не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у него тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Но, кроме того, такие ответы являются так же показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит он не готов к обучению в школе и, постепенно появляющиеся учебные трудности, в последствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности.

Картинка № 1. Эту картинку можно использовать в качестве анализа взаимоотношений родителей и детей: на сколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него ни какого внимания. Многие дети дают положительные ответы на эту картинку: “мальчик радуется потому что идет гулять с мамой и папой”, “у девочки настроение веселое, т.к. мама и папа идут покупать ей подарок на день рожденья”, “у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу”. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: “у него грустное настроение, он не хочет идти в школу”, “мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет”, такие ответы оцениваются в 1 балл.

Картинка № 2. Данная картинка пожалуй является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: “настроение веселое, в школу идет, учиться хочет”, “радостно идет в школу”, “ей нравиться ходить в школу”, “у нее плохое настроение, он болеет и не может идти в школу”. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность оцениваются в 1 балл: “ему грустно, он не хочет идти в школу”, “не хочет в колу идти, там неинтересно”, “я ухожу из школы, не хочу учиться”. Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Так же выделяется ряд нейтральных ответов: “настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет”, “ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить”, “настроение хорошее, она разговаривает с мамой”, “смотрит вверх и считает”.

Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми, умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей практически все ответы учащихся были положительными: “он играет, ему весело”, “он бегает”, “он забивает гол”. Отрицательные ответы: “ему грустно, он не смог поймать мяч”, “настроение грустное, трое против одного – нельзя” не являются показателями тревожности, они оцениваются так же как и положительные в 0 баллов. В данном случае 1 балл ставиться за ответы: “ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить”, “мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам”, “ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть”.

Картинка № 4. Женщина, нарисованная на этой картинке чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: “гуляет с мамой”, “мама его хвалит”, “мама тянет к ней руки, чтобы обнять”. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа – ответы в которых наблюдается школьная тревожность “мама ругает, не правильно уроки сделал”, “плохо учился, мама ругает”, “мама ругает за то, что не получил пятерку”, “мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет”, “она не хочет идти в школу” оцениваются в 1 балл. Вторая группа – нейтральные ответы “мама ругает, она далеко ушла от дома”, “мама ругает за то, что разлила воду”, “мама ругает за то, что уронила цветок”, “на него тетя ругается”, они оцениваются так же как и положительные ответы, т.е. в 0 баллов.

Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Мы предполагаем, что такая ассоциация возникает у детей с определенным стилем воспитания в семье, а так же с сильной привязанностью к матери. Поэтому ответы не относящиеся к учителю и к учебной ситуации можно считать нейтральными, такие ответы как: “мама говорит: “Пошли домой”, а он не хочет”, “к ней пришли в гости, она радуется”, “мама просит сделать что-то”, “мама дает деньги, чтобы сходить в магазин”. Тем не менее, в некоторых ответах детей, можно было обнаружить школьную тревожность “учительница спрашивает его: “Где твой портфель?” и ругает его”, “учитель ругает ее, она плохо занималась”, “настроение веселое, она балуется”, “у него настроение хорошее, его не ругает учитель”, “ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать”, “он обиделся на учителя, она его ругает”. Такие ответы оцениваются в 1 балл. Ответы, которые оцениваются в 0 баллов: “учительница завет к себе детей”, “ей весело, она разговаривает с учителем”, “они учатся”, “они хотят учиться хорошо”.

Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 0 баллов: “они хотят учиться хорошо”, “он много читает”, “сидит за партой хорошо”, “он в школе, он всему учиться”, “она сидит на уроке”. Отрицательные ответы, в которых наблюдается не желание ребенка учиться, плохое настроение, страх оцениваются в 1 балл: “она учиться, ей трудно”, “у нее плохое настроение, она не то написала”, “настроение плохое, неправильно держит руки за партой”, “не знает что писать”, “не хочет заниматься”, “настроение плохое, устал”.

Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне в углу комнаты. Большинство детей рассказывают имеено об этом ребенке и дают соответствующие ответы: “он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал”, “она стоит в углу, она порвала листы у учителя”, “его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал”, “все читают, а он стоит в углу обзывается”, “в угол поставили за то, что он не слушался”. Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушением поведения ребенка. Они оцениваются в 1 балл, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: “настроение плохое, она не хочет отдавать работу т.к. плохо написала”, “она боится, ей могут поставить ''2''”, “одной девочке дали книжку, а ей нет”. Положительные ответы детей выглядят так: “он с учителем разговаривает”, “его похвалил учитель”, “им ставят оценки”, “учитель проверяет уроки и хвалит”, “она получила ''5''”. Остальные ответы не связанные с учебной деятельностью считаются нейтральными и оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: “она не хочет заниматься”, “его заставляет мама делать уроки”, “она грустная, ей могут поставить ''2''”, “она не смогла сделать уроки” за подобный ответ ставиться 1 балл. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: “он пишет, ему нравиться”, “она сделала уроки на ''5''”, “он сидит, занимается”, “у него хорошее настроение, он читает”, “он учиться дома”, “настроение хорошее, она делает уроки”. Некоторые дети давали ответы не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: “она дома рисует”, “настроение веселое, т.к. выходной”, “телевизор смотрит”, “ей грустно, она дома одна”, “смотрит мультики”, “он один и ему скучно”, “ему грустно, телевизор не работает”.

Картинка № 9. Здесь тоже большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящего в стороне или разговаривающего) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, а так же страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх , что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: “с ним никто не общается, т.к. он двоечник”, “они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал”, “с ней не играют”, “ей не дали шоколад, с ней не поделились”, “от нее отвернулись одноклассники”, “девочки выгнали ее из игры”, “он обиделся”, “с ним никто не играет и не дружит”. Эти ответы оцениваются в 1 балл, поскольку страх – это первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей адаптации. Остальные ответы “они разговаривают”, “она играет с девочками”, “он знакомиться с мальчиками”, “он с мальчиком играет” оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую – тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: “у него грустное лицо, он не знает ответа”, “учитель просит нарисовать, а он не знает что”, “учитель ругает его за то, что он баловался на уроке”, “у него печальное лицо, он боится, что не получится задание”, “учитель ругает за то, что она уроки не сделала”, “учитель говорит уроки делать, а он не делает”, “учитель заставляет ее писать, а он не хочет”, “учитель ругает, что-то сделал”, они оцениваются в 1 балл. Ответы оцениваемые на 0 баллов давали дети у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: “учитель говорит ей что-то хорошее”, “вышел к доске решать задачу”, “она отвечает на вопрос”, “она отличница”, “у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске”, “учитель его учит”, “ему интересно отвечать”, “ее похвалили за уроки”, “он хочет писать на доске”.

Картинка № 11. Данная картинка не дает ни каких данных о наличие школьной тревожности у ребенка. Но учитывая то, что первоклассник это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности играет для исследования большую роль. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и не успеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 0 баллов, отражают в себе ситуацию успеха “ему купили игру”, “он строит”, “к ней придут гости и будут с ней играть”, “она сидит дома и играет”, “у нее нет уроков”. А отрицательные – ситуацию неудачи “он раскидывает игрушки, не помогает маме”, “не хочет заниматься”, “настроение плохое, надо собирать игрушки”, “она грустная, не смогла сделать игру”, “он разбросал игрушки”, “она сломала игрушки”, они оцениваются в 1 балл.

Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по разному. Из множества ответов, мы выбрали те, которые помогут выявить школьную тревожность или, наоборот, подтвердить ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: “настроение грустное, много уроков задали”, “она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет”, “он не веселый, портфель бросил и пошел в класс”, “ей грустно, она опоздала на урок”, “она еле пришла в школу”, “он грустный, забыл портфель”, “сердиться, не хочет учиться” оцениваются в 1 балл . Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 0 баллов “идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь”, “рад, что идет домой”, “одевается в школу, чтобы побыстрей учиться”, “идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять”, “идет домой делать домашнее задание”. Так же мы выделили группу нейтральных ответов, чтобы ознакомить вас с теми ответами, которые в интерпретации не участвуют “она одела неправильно пальто”, “портфель тяжелый”, “ей рюкзак не поднять, она устала”, “идет гулять с портфелем”, “танцует”, “нашел мамину сумку”, “купил себе куртку”, “меряет одежду”.

В данной методике, если из 12 вопросов 7 и более набрали по 1 баллу, можно говорить о наличие школьной тревожности у ребенка. При этом, осуществляя качественный анализ ответов, можно выявить причины тревожности и ситуации в которых она возникает.

5. Исследование социометрического статуса ребенка. Эта методика по большей части является дополнительной, т.к. в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Но она позволяет определить статус каждого ребенка в классе, как благоприятный, положительный статус (лидеры, предпочитаемые), так и не благоприятный, отрицательный статус (пренебрегаемые, отверженные). Поэтому для нас наиболее важным является выявить тех детей, которые имеют не благоприятный статус в классе, определить причину отрицательного отношения детей к ребенку, помочь ему наладить контакт с одноклассниками и обрести новых друзей. Помимо этого, с помощью методики мы можем определить общий уровень благополучия детей в классе, что напрямую отражает характер взаимоотношения детей.

В заключении, хотелось бы отметить, что данные исследования нельзя трактовать только в одном направлении, кроме наблюдения и опроса учителей нужно еще учитывать личность ребенка, его семейную ситуацию, стиль воспитания. От себя хотим добавить, что по нашим наблюдениям детьми с низким уровнем адаптации к школе чаще всего оказываются дети с психологической не готовностью к обучению в школе. Это стоит учитывать школьным психологам проводящим диагностику дошкольников, обращая внимание родителей на появление возможных трудностей у ребенка при поступлении в школу.