Урок чтения в 4-м классе на тему: Ю.Нагибин. "Зимний дуб" (урок 2-й)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

  • развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;

  • обогащать и активизировать словарь учащихся;
  • обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности и музыки;
  • развивать умение “открывать” для себя многообразие форм “настроений” природы и музыки;
  • развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные; суждения;

  • формировать умение различать виды литературных произведений;
  • воспитывать патриотическое отношение к природе, своей стране.

Оборудование:

  • фотография “Зимний лес”;
  • картина “Зимний дуб”;
  • комплект печатного материала для доски (группы синонимов, слова для лексического толкования, названия видов литературных произведений, название видов средств художественной выразительности);
  • раздаточный материал для письменной работы учащихся; (Приложение 1)
  • звукозапись музыкальных фрагментов Г. В. Свиридова “Зима”, М. П. Мусоргского “Богатырская симфония”.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Сообщение темы и главной цели урока.

II. Всесторонняя проверка знаний

– Прочитайте и объясните значение слов из текста рассказа Ю. Нагибина “Зимний дуб” требующих лексического толкования.

(Список слов, вывешен на доске.)

– К какому литературному виду можно отнести произведение Ю. Нагибина “Зимний дуб”? Докажите.

(На доске таблички: “рассказ”, “повесть”.)

– Чем рассказ отличается от повести?

– Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

– Мы сегодня на уроке попробуем подобрать другие названия для рассказа.

III. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

Работа по содержанию произведения с опорой на план, составленный на предыдущем уроке:

I. Вступление.

Январским утром в школу.

II. Основная часть.

1. Урок русского языка
2. “Существительное” Савушкина
3. Разговор учительской.
4. По тропинке в лес.
5. Зимний дуб.
6. “Зимний дуб” – настоящее существительное!

III. Заключение.

Самое удивительное в этом лесу…

(План записан на доске.)

– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Урок русского языка”.

– Сколько потребуется учеников?

  1. Учительница
  2. Леша Фролов
  3. Коля Савушкин
  4. Ученики хором
  5. Автор

Оценивается чтение.

– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Существительное”– “Савушкина”.

– Сколько потребуется учеников?

  1. Учительница
  2. Савушкин
  3. Ученик на задней парте
  4. Автор

Оценивается чтение.

– Как вы думаете, есть ли у слов “существительное” и “существенное” в значении что-либо общее?

(Дается толкование слова “существенное” – “главное”. “Существительное” – название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

– Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным.

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

– Какие определения вы бы выбрали для характеристики Савушкина из следующих групп синонимов:

  • прямодушный, прямолинейный, нелицемерный, бесхитростный (на доске)
  • разговорчивый, словоохотливый, говорливый, болтливый (на доске)

– Что вы можете сказать о группе слов: скрытный, замкнутый, необщительный? (Это антонимы для второй группы.)

– Можно ли эти определения отнести к Савушкину?

– Прочитайте описание зимнего леса. Какая музыка могла бы сопровождать этот эпизод? (Спокойная, светлая, убаюкивающая.)

Звучит музыкальный фрагмент Г. В. Свиирдова “Зима” (Название на доске.)

– Какими средствами изобразил композитор зимний пейзаж? (Звуками.)

– Какими средствами художественной выразительности пользовался писатель, описывая зимний лес?

(Дети приводят примеры из текста, давая им определения: эпитет, сравнение, олицетворение, овеществление, метафора.)

– Разными средствами писатель и музыкант рассказали нам об одном и том же.

– Прочитайте описание ручья.

– Как вы понимаете слова “Анна Васильевна прикусила язык”?

– Как называется такой оборот речи? (Фразеологический оборот.)

– Соотнесите обороты:

  • “мертвая тишина” (на доске)
  • “забот полон рот” (на доске)

с содержанием произведения.

– Прослушайте музыкальный фрагмент из “Богатырской симфонии” М.П.Мусоргского. (Название на доске.)

– К какому эпизоду подходит это музыкальное сопровождение? (Открывается внутренняя часть доски, с помещенной на ней картиной “Зимний дуб”.)

– Прочитайте.

– Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

– Какие тайны зимнего дуба открыл Савушкин Анне Васильевне? Прочитайте.

– Какое слово среди синонимов (приют, обитель, пристанище, убежище, кров) более всего подходит для определения значения дуба?

– О чём подумала Анна Васильевна, стоя у дуба? Прочитайте.

– А я предлагаю вам задуматься над значением следующих существительных: приРОДа, наРОД, РОДина. Что у них общего? (Одинаковая часть – произошли, образовались от слова РОД.)

– У М.Пришвина есть слова: “Беречь природу – это значит любить Родину”. У слова “любить” есть синоним – “быть неравнодушным”. К кому из персонажей рассказа можно отнести эти слова?

– Прочитайте название заключительной части плана. (Самое удивительное в этом лесу….)

– Закончите эту мысль словами из текста.

– Кого можно назвать главным героем рассказа?

– Какое другое название для рассказа вы можете предложить? (Удивительный человек. Коля Савушкин. Хранитель дуба.)

V. Подведение итогов урока

1. Выполнение письменной работы. (см. Приложение)

2. – Дайте характеристику Коле Савушкину.

VI. Домашнее задание

Описание зимнего дуба приготовить для пересказа близкого к тексту.