Внеклассное мероприятие "Праздник по сказкам А.С. Пушкина". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

  1. Развитие памяти (вспомнить все сказки А.С.Пушкина).
  2. Развитие творческих способностей (спеть арии музыкальных произведений А.С.Пушкина, инсценировать фрагменты из сказок, станцевать.)
  3. Уметь быстро мыслить, угадывать кроссворды.
  4. Уметь составлять викторины о героях.

Оборудование урока:

1. Пригласительные билеты учащимся со словами:

Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: Приходи.
Интересно всем ребятам:
Что там будет, впереди!

2. Плакаты с высказываниями писателей о сказках.

3. Альбом с рисунками художника М.Елисеева к сказкам А.С.Пушкина.

4. Магнитофон с записью мелодии к песне “Хоть поверьте, хоть проверьте”.

5. Стенд с кроссвордом.

6. Стенд с маршрутом путешествия по сказкам.

7. Портреты П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, М.И.Глинки.

8. Свечи с подсвечниками.

9. Реквизит для инсценировки: веревки, элементы костюма чертей.

10. Конверт с карточками: Угадай героя по его речи, по его внешности.

Ход урока

Учитель музыки и учитель литературы:

Все услышали звонок,
Начинаем наш урок.
Познакомимся сперва,
Так зовите нас, друзья!

Нас зовут Татьяна Геннадьевна и Татьяна Федоровна.

Т.Г.

Педагоги-эвриканцы
Сегодня в школе здесь, у вас.
И уроки чуть другие проведут они сейчас.

Т.Ф.

К сотворчеству, ребята,
Мы приглашаем вас,
Пусть атмосфера праздника
Соединит всех нас!

Т.Г.

Посмотрите все сюда,
Тема наша такова:
В сказки Пушкина, друзья,
Приглашаю всех вас я.
Повнимательней смотрите,
Хором дружно повторите,
Что написано, прочтите.

Дети читают тексты на плакатах.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)

Звучит песня.

Т.Ф.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Мне такие снятся сны,
Будто принц ко мне примчался,
Принц из сказочной страны.
Он сказал, меня, мол, в гости
Ждет сам сказочный король,
Будет бал, и будут гости,
Песни и свечей огонь.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Захотелось мне, друзья,
Побывать в том королевстве,
Погостить у короля.

А когда мой сон растаял,
Как ночные облака,
На окне моем лежало
Приглашение на бал.

Т.Г. Оказался вещим сон, обернулся явью он.

Сейчас к нам на урок придет ученый кот. Он покажет нам маршрут нашего путешествия по пушкинским сказкам, который закончится балом.

Ну, а чтобы кот ученый поскорее к нам пришел, давайте мы о нем попевку споём!

Дети поют “У лукоморья дуб зеленый”.

Входит кот.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я думаю, что здесь собрались самые преданные поклонники её Величества Сказки. Это очень похвально, но перед нами будут большие препятствия. Мы будем двигаться от одной станции к другой: например, станция “Застольная”, станция “Театральная”, станция Музыкальное озеро”.

Вам нужно показать свои таланты. Вперед, на бал!

Т.Ф.

Спасибо умному коту,
Теперь мы перед ним в долгу,
За то, что путь нам указал,
Скорее, дети, ждет нас бал.

Т.Г.

Что же делать, как нам быть,
Как нам бал тот посетить?
Погостить у короля
Целым классом вы и я.

Т.Ф. А вот и первое препятствие “Город сказочных картин” (Станция 1).

Сказки быстро узнавайте
И названия им дайте,
Хором, дружно отвечайте.

На доске вывешены иллюстрации М. Елисеева

Дети быстро узнают сказки.

  1. Сказка о царе Салтане…
  2. Сказка о мертвой царевне.
  3. Сказка о золотом петушке.
  4. Сказка о попе и его работнике Балде.

Т.Ф. Ребята, а вы заметили, какие картины у художника Елисеева интересные получились! Как будто смешинки по ним рассыпались. Так ведь и у Пушкина с юмором сказки написаны. Все герои на виду: кто жаден, кто глуп, кто завистлив.

(Станция 2 “Хижина неузнанных героев” )

Рядом хижина стоит

И со скрипом говорит:

“Угадайте поскорей героев хижины моей”.

(характеристики героев на карточках на пороге хижины)

Дети читают.

Ах, если б мученик любви
Страдает страстью безнадежно
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно.
Но после долгих, долгих лет
Опять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет
И вдруг минутную супругу
Навек утратить…. О друзья,
Конечно, лучше б умер я!

(Руслан. Поэма “Руслан и Людмила”)

Узнай, герой, твой оскорбитель
Красавец давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор.

(Черномор. Поэма “Руслан и Людмила”)

Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс.
А как боярин между тем,
Живет не беспокоясь.
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.

(Жених. Сказка “Жених”)

Кабы я была царица,
Говорит её сестрица-,
То на целый мир одна
Наткала я полотна.

(Ткачиха. “Сказка о царе Салтане”)

На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

(Царица. “Сказка о мертвой царевне”)

Вдруг шатер распахнулся,
И девица, вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.

(Шамаханская царица. “Сказка о золотом петушке”)

Т.Ф. Хорошо все отвечали, правильно вы всё сказали, но на бал нам не попасть, кругом море- вот напасть!

Впереди “Музыкальное озеро” (Станция 3)

Т.Г. Вы знаете, что А.С.Пушкин по количеству музыкальных произведений занимает первое место. Ребята, а знаете ли вы композиторов, которые его стихи переложили на музыку?

Дети отвечают.

П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, М.И. Глинка.

Попробуем выполнить музыкальное задание.

Чтоб было сердцу веселей,
Читай слова, да поскорей.

Дети читают слова, написанные на пригласительных билетах.

Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: приходи!

Интересно всем ребятам, что там будет впереди?

Задание: спеть песню “Буря мглою небо кроет и арию “Лебеди” из Сказки о царе Салтане” (или “Узник”)

Дети исполняют музыкальные номера.

Т.Г. Молодцы, ребята. И содержание сказок вы знаете, и композиторов знаете, и песни хорошо исполняете, а впереди вас ждет “Долина кроссвордов” (Станция 4)

  1. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
  2. Карлик злобный и завистливый, похититель Людмилы. (Черномор).
  3. Что должны заплатить черти попу? (Оброк).
  4. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон).
  5. Первый выкуп золотой рыбки. (Корыто).
  6. Мудрый старец, знающий все тайны мироздания? (Звездочет).
  7. Как называется остров, мимо которого герои плывут в царство славного Салтана? (Буян).
  8. Как звали жениха Мертвой царевны? (Елисей).
  9. Первое чудо во дворце Гвидона? (Белка).
  10. Разбойник, преступник изобличенный и наказанный? (Жених).
  11. Парень, который за семерых работал и за четверых ел. (Балда).
  12. Какой неодушевленный герой помог Елисею отыскать невесту? (Ветер).
  13. Композитор, написавший музыку к поэме “Руслан и Людмила”? (М.И.Глинка).
  14. Знаменитая Сватья царя Салтана. (Бабариха).

Т.Ф. Молодцы, ребята! И “Долину кроссвордов” мы одолели. Идем дальше. Впереди нас ждет город сказки “Театральный” (Станция 5)

Чтоб было сердцу веселей,
Читай слова да поскорей!

(Дети опять читают слова на пригласительных билетах).

Т.Г. Задание: проинсценировать фрагменты из Сказки о попе и его работнике Балде.

Оброк.

Состязание.

Расплата.

  1. От слов: “Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный” до слов: “Тот и бери себе полный оброк, между тем там приготовят мешок”.
  2. От слов: “Условия сам назначу, задам тебе, враженок, задачу…” до слов “Сел Балда на кобылу верхом да версту проскакал, только пыль столбом ”.
  3. От слов: “Вылез опять бесенок: “Чего ты хлопочешь? Будет тебе оброк, коли захочешь” - до конца сказки.

Учитель музыки играет на аккордеоне, автор читает фрагменты сказки, дети изображают действия.

Т.Г. Ребята, вы настоящие артисты. Глядя на вашу игру, даже страшновато становится за судьбу чертей и попа.

Т.Ф. Ну вот мы и добрались до последней станции “Застольная” (Станция 6)

Узнать название сказки по описанию яств, угощения.

Не скоро пили предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.

(“Руслан и Людмила”)

Печь затопит, все заготовит, закупит.
Яичко испечет
Да сам и облупит.

(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали,
Усадили в уголок,
Подавали пирожок. (“Сказка о мертвой царевне…”)

Вот и жених - и все за стол,
Звенят, гремят стаканы.
Заздравный ковш кругом пошел
Все шумно, гости пьяны.

(“Сказка “Жених”)

За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала,
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.

(Шамаханская царица. “Сказка о золотом петушке”)

Обед роскошный перед ней,
Прибор из яркого кристалла,
И в тишине из-за ветвей
Незримо арфа заиграла.
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!
Подумала и стала кушать…

(Людмила, “Руслан и Людмила”)

Т.Ф. Ура! Все преграды позади, ребята, давайте крикнем : “Ура!”.

Начинать нам бал пора,
Ждут нас с самого утра.
Ученый кот гостей встречает
И восхищенья не скрывает.

Кот: Смотрел я на вас со стороны и думал: “Ребята, какие вы молодцы! Как много вы знаете, как любите сказки Пушкина. Вы показали сегодня настоящий праздник знаний. Имейте в виду, Пушкин – это родник, который черпать и не исчерпать. Я желаю вам сохранить любовь к пушкинским произведениям до той поры, когда у вас у самих появятся внуки, и вы будете, перечитывая их, вспоминать этот праздник”.

Т.Г. В завершение нашего праздника мы встанем в хоровод и станцуем знакомый вам танец. Какой танец больше всего вы любите?

Дети кричат: “Танец маленьких утят”. Учитель музыки на аккордеоне играет задорную мелодию танца.

Т.Ф. А сейчас мы зажжем свечи. Свечи гармонии, добра и любви. Мы расстанемся, но в наших сердцах пусть живёт этот чудный мир неповторимых пушкинских сказок.

Все хором: “Ну а сказка не кончается, не кончается, не кончается никогда!”

Т.Г. До свидания, до новых встреч!