Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема любви и смерти в рассказе И.Бунина "Легкое дыхание"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

1) образовательные:

  • раскрыть смысловую глубину рассказа “Легкое дыхание”;
  • показать неразрывную связь тем любви и смерти в творчестве Бунина;
  • раскрыть ценность художественного слова И. Бунина;
  • научить применять литературоведческие знания к анализу произведения;
  • работать над ритмико-синтаксическим и образным строем рассказа “Легкое дыхание”;

2) развивающие:

  • развить навыки анализа художественного произведения;
  • развить навыки деятельностного подхода в работе над художественным произведением;

3) воспитательные:

  • развитие эстетического вкуса через внимание к художественному слову;
  • развитие эмоционально-образной области восприятия;
  • развитие нравственно-духовных качеств личности и личностной точки зрения на предмет анализа.

Оборудование урока:

1) портрет И. Бунина,

2) тексты стихотворения “Портрет” у каждого ученика.

Ход урока

1) Вступление. Работа с портретом писателя.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами продолжаем разговор об Иване Алексеевиче Бунине, исключительно своеобразном и одаренном русском поэте и писателе. Писателе-классике, стоявшем на пороге новой эпохи XX века, на пороге новой культуры, получившей название модернизма. В его художественном творчестве удивительным образом переплелось старое и новое, что мы сегодня на уроке и попытаемся увидеть. И первое, чем я предлагаю нам заняться – вглядеться в портрет этого удивительного человека.

Что можно сказать о нем по его портрету? Конечно, в первую очередь, мы видим его умное лицо, мудрый взгляд, одухотворенность всего облика, можем догадаться об особой впечатлительности писателя. А вот, что писал о внешности Бунина его знакомый Мейснер: “Поражал блеск какой-то страстности, которая преобладала не только в лице Бунина, но и вообще в его характере. Отсюда та большая любовь и та слепая ненависть. Отсюда эта постоянная тема любви и смерти”.

2) Работа над стихотворением “Портрет”.

Какие произведения вам вспоминаются в связи с нераздельной связью в его творчестве двух величайших загадок: любви и смерти? Это и “Солнечный удар”, и “Митина любовь”, и “Натали”, и “Чистый понедельник”, и еще многие другие.

Для Бунина любовь и смерть – две величайшие загадки. Начало и конец жизни, красота и ужас, глубинный вечный смысл и великая бессмыслица. Любовь в понимании Бунина всегда трагична, страсть роковым образом губит человека, приближает к смерти. Как разрешить это мучительное противоречие? Как обрести бессмертие? И возможно ли оно? Эти глобальные вопросы ставит Бунин в своих произведениях. Поставим и мы.

Прежде чем мы обратимся к рассказу “Легкое дыхание”, поговорим о стихотворении “Портрет”, которое предшествовало рассказу (1903 г), но уже содержит в себе, как в зародыше, мотивы и темы будущего шедевра.

Портрет.

Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампада, образа,
И в раме, перевитой крепом,
Большие, ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-
Незримый кто-то говорит.
Кокетливо-проста прическа,
И пелеринка на плечах…
А тут повсюду капли воска
И банты крепа на свечах.
Венки, лампадки, пахнет тленьем…
И только этот милый взор
Гладит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.

В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы; встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор. Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Его “сонет любви на старом мавзолее звучит бессмертной грустью обо мне”, как сказано в другом стихотворении Бунина “Эпитафия”, близком по тематике только что прочитанному. Как же создается бессмертие художественного слова, та бессмертная грусть, что вот уже сто лет привлекает наши сердца к рассказу “Легкое дыхание”?

3) Работа в группах над анализом структурных уровней рассказа.

Мастерство писателя проявляется на всех структурных уровнях рассказа.

1 группа работает с художественным временем рассказа. Задание сформулировано так: “Покажите обилие временных скачков в рассказе. Для чего они служат? Какие события представлены бегло, какие - более крупно?”

Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно: настоящее (описание могилы Оли) – прошлое (гимназическая жизнь Оли) – почти настоящее (смерть Оли) – прошлое (падение Оли) – настоящее (классная дама на пути к могиле Оли) – прошлое (классной дамы) – настоящее (классная дама на могиле Оли) – рассказ из прошлого (о легком дыхании) – настоящее (ветер на кладбище). Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании) представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком. Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.

Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, в обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.

2 группа рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения. Задание сформулировано так: “Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остается неизвестным в рассказе? Какие