Адыгский героический эпос "Нарты" на уроках иллюстративного рисования учебного предмета "Изобразительное искусство"

Разделы: МХК и ИЗО


“Только тот достоин счастья,
Кто добудет счастье людям”.

Из эпоса “Нарты”.

Ведущим направлением в научно-методической работе кабинета ИЗО Адыгейского республиканского института повышения квалификации является изучение ценностей этнохудожественной культуры адыгов и других народов республики с целью их применения в эстетическом воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства. К числу таких уникальных ценностей народного творчества относится древнейший памятник поэтической культуры – героический эпос “Нарты”, в котором нашли отражение разнообразные грани культурно-исторического развития адыгских народов [ 1] .

Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры, содержащим ценнейшую информацию об исторической памяти народов Кавказа.

Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Само слово "нарт" означает - "глаз дарящий", т.е. готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Таковыми являются основные персонажи эпоса: Саусоруко (Сосруко), Тлепш, Пэтэрэз, Ащамэз, Шэбатыныко, лучшие черты характера которых символизируют мужество, бесстрашие, стойкость. Так, например, центральный герой нартского эпоса Саусоруко со своим верным конём Тхожием совершают много геройских подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении огня людям.

Эпос “Нарты” по своей художественной значимости приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются “Илиада”, “Одиссея”, “Махабхарата”.

Поэтому 2000-й год был объявлен Организацией Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годом эпоса “Нарты”, выдающегося памятника мировой культуры, обладающего неисчерпаемым познавательным и воспитательным потенциалом. Ознакомление учащихся школ с нартским эпосом является актуальной педагогической задачей современного общего художественного образования Республики Адыгея. А рисование на темы сказаний о жизни нартов открывает широкие возможности не только для развития творческого воображения учащихся, но и для эффективного воспитания у них эстетических чувств и основ нравственно-этической культуры.

Проведение уроков по иллюстрированию нартских сказаний включено в программу национально-регионального компонента “Культура и искусство Адыгеи в преподавании изобразительного искусства”, предназначенной для адаптирования типовых, федеральных учебных программ по ИЗО к художественной культуре Республики Адыгея.

Рекомендуемый вариант плана-конспекта урока ИЗО по иллюстрированию эпических сказаний о подвигах главного героя-нарта Саусоруко прошёл апробацию в ряде школ Адыгеи, нацелен на оказание учителям первоначальной методической помощи в организации и проведении учебного занятия с учащимися 5-6-х классов.

Уже в первые минуты урока учителю необходимо донести до учащихся непреходящую художественную ценность нартского эпоса, как для мировой культуры, так и для культуротворчества Адыгеи. Образ нартского героя Саусоруко увековечен известным художником Давлетом Меретуковым в гербе Республики Адыгея. Название “Нарт” дано газете, издаваемой Международной черкесской Ассоциацией. Свои произведения посвятили эпосу “Нарты” известный писатель Адыгеи Исхак Машбаш и талантливые художники-графики Давлет Меретуков, Феликс Петуваш, Айса Хапишт.

Большое значение имеет предварительная работа учителя по приобщению учащихся к чтению рассказов о подвигах нартов, опубликованных в книгах Аскера Гадагатля “Серп Тлепша” и Муслимат Непсо “Адыгская художественная культура”. Необходимые тексты сказаний можно размножить ксерокопированием и раздать учащимся для ознакомления [ 2, 4] .

Примерно за неделю до проведения урока по иллюстрированию эпоса целесообразно провести также специальное занятие по зарисовке национальной утвари и оружия адыгов (кумган, ковш, круглый столик на трёх ножках (Iанэ), кинжал, шлем, щит, копьё, меч и т.д.). Рисунки рекомендуется выполнять простым карандашом, пером и кисточкой черной тушью или акварелью. Эти упражнения помогут учащимся добиться затем большей выразительности и правдивости при выполнении иллюстрации.

В процессе иллюстрирования эпоса “Нарты” недопустимо поощрение учителем срисовывания учащимися авторских работ профессиональных художников. Надо приложить максимум усилий для обеспечения самостоятельности выполнения учащимися творческой работы, поиска ими своего решения, пусть не совсем графически грамотного, но образно оригинального, не стереотипного.

Поэтому особое внимание надо уделить на занятии активизации наглядно-образного, творческого мышления учащихся посредством акцентирования их воображения на красоте образа Саусоруко как мужчины и воина. Эпитеты - золотой, стройный, смолисто-чёрный, стальной, грозный, храбрый, которыми характеризуются в эпосе нартские воины, помогут им ярче представить и богатырский образ Саусоруко. Нарт по определению Клары Меретуковой – Хагуровой - это своего рода “образец”, “модель” эстетически значимого облика и поведения. Он всегда прекрасен - перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в состязании.

Не менее значима для создания образа Саусоруко и эстетика нартского костюма, отличавшаяся сдержанностью цветового решения, ограниченнего гармонией монохромных оттенков от белего до чёрного с вкраплениями золотисто-жёлтого или серебряного цветов. Многоцветье и пестрота в одежде по канонам национальной эстетики считались признаками безвкусицы.

Таким образом, учащиеся должны стремиться к созданию в рисунке своего личного представления образа нартского богатыря Саусоруко, который символизировал народные идеалы мужества, добра, красоты и справедливости.

Опираясь в качестве основы на предлагаемый вариант плана-конспекта учебного занятия, учитель может творчески подойти к его практическому воплощению, выбрать с учётом своей индивидуальности наиболее эффективные средства обучения и воспитания, формы взаимодействия с классом, педагогическую технологию, обеспечивающую наиболее высокий конечный результат учебной работы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ

АДЫГСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС “НАРТЫ” НА УРОКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО (ИЛЛЮСТРАТИВНОГО) РИСОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО”.

ТЕМА: Иллюстрирование сказаний адыгского героического эпоса "Нарты". УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ: Выполнить в карандаше вариант композиции рисунка к одному из нартских сказаний, рассказывающих о подвигах главного героя эпоса, нарта Саусоруко (“Как Саусоруко добыл огонь”, или “Как Саусоруко вернул нартам семена проса”).

ЦЕЛЬ УРОКА: Активизировать творческое воображение учащихся в создании образа нартского богатыря Саусоруко средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте подвигов нартских богатырей.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Для учащихся: рисовальная бумага, простой карандаш, ластик.
  • Для учителя:
    • иллюстрации художников Адыгеи к сказаниям эпоса “Нарты”, произведения книжной графики русских и зарубежных художников (Владимир Фаворский, Рокуэлл Кент);
    • танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки;
    • звукозаписи отрывков нартских сказаний о подвигах Саусоруко;
    • фотоизображения видов кавказской природы.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Установка на внимание. Создание особой творческой атмосферы урока.

II. Объявление темы занятия. Активный диалог с классом:

  • преподнести учащимся героический эпос “Нарты” адыгских народов как выдающийся памятник мировой художественной культуры;
  • познакомить учащихся с содержанием отдельных фрагментов содержания эпоса, характеризующих богатырский образ Саусоруко;
  • обеспечить создание психологических условий для образного восприятия содержания сказаний эпоса и его главного героя Саусоруко;
  • раскрыть учащимся художественно-выразительные средства графики на примерах иллюстрирования эпоса “Нарты” художниками Адыгеи.

III. Самостоятельная работа над композицией иллюстрации на один из выбранных сюжетов нартского сказания “Как Саусоруко вернул огонь нартам” или “Как Саусоруко вернул нартам семена проса”).

IV. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Создание особой творческой атмосферы урока. В классе звучит

мелодия адыгейской танцевальной музыки. На экране изображения кавказской природы, адыгского воина в традиционной экипировке.

II. Объявление темы занятия. Активный диалог учителя с классом.

Учитель: Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков. Герои эпоса - суровые богатыри, они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Идеал нарта - стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь, свой глаз.

Прежде чем говорить об образе нарта Саусоруко (Саусорыко), ответим на ряд вопросов:

1. Кто из вас читал нартские сказания и какое впечатление они произвели?

Ответ: Мы читали о том, как нарт Саусоруко победил злобного Тутарища благодаря мудрым советам своей матери Сэтэнай – гуащэ.

2. Кто помнит какой год был объявлен ЮНЕСКО Годом эпоса “Нарты?” Ответ: Годом эпоса "Нарты" был объявлен ЮНЕСКО 2000 год.

3. Известны ли Вам художники Адыгеи, которые иллюстрировали эпос “Нарты?”

Ответ: Одним из первых иллюстрации к эпосу "Нарты" создал народный художник Адыгеи Давлет Меретуков.

4. А что означает имя Саусоруко?

Ответ: Имя нарта Саусорыко (“сао”-сыр) - “мальчик горячий”, “мальчик огнем горящий” или “пылающий”. Это имя связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в горячем, пылающем огнем состоянии.

5. Как вы понимаете главный девиз нартов: “Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям!”

Ответ: Этот девиз означает, что ради счастья других нартский герой должен жертвовать собой, должен совершать невозможное в борьбе со злом.

Учитель: Именно Саусоруко является таким героем, который со своим верным конём Тхожием совершили много подвигов ради благополучия и счастья людей. Но главный подвиг Саусоруко заключается в том, что он вернул огонь людям.

Вот как описывается образ Саусоруко в одном из пщинатлей эпоса:

Саусоруко наш кан воспитанник,
Саусоруко наш свет,
Чей меч большой золотого цвета,
Чья кольчуга до колен,
Чей верх шапки, как солнце, сияет,
Ударив ладонями, садится на коня.

Не мене ярко описывает образ нартского воина культуролог Клара Меретукова - Хагурова: Нарт - воин радостен, прекрасен перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в состязании. Его одежда, оружие блестят, конь под ним прекрасен “с лебединой шеей…готов к взлёту”. Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины - это красота воина, тело его стальное, булатное выкованное кузнецом (кузнец кормил нарта железной кашей), у него “стальные усы”, “железные глаза”, “железное лицо”[ 3] .

Вот такой типичный образ нартского воина воссоздал в своих графических листах талантливый адыгский художник Айса Хапишт. Это, например, такие запоминающиеся образы нартских богатырей как “Ащамэз и его камыль” (рисунок 1). “Нартский лучник” (рисунок 2), “Саусоруко с огнем” (рисунок 3). Айса Хапишт восхищен своими предками, их историей и культурой. Адыг по национальности, он любит героический эпос адыгского народа, где святым делом была забота о родной земле, он не просто любит, боготворит его, черпая в сказаниях и произведениях большую нравственную силу.

Учащимся предлагается прослушать в звукозаписи или в исполнении самого учителя сказание о том, как нартский богатырь Саусоруко, победив злого великана Иныжа, добыл огонь. После этого начинается творческая учебная работа по рисованию иллюстрации.

III. Творческая работа детей над проектом иллюстрации сопровождается спокойным звучанием красивых адыгских танцевальных мелодий. На большой экран проецируются красивые виды кавказских гор, дремучих лесов, бурных горных речек, высоких водопадов, прекрасных долин. Все это будет пробуждать в детях богатую фантазию, тонкие художественные ассоциации, помогающие рождению в рисунке неповторимого образа нарта Саусоруко.

Учитель напоминает учащимся некоторые закономерности перспективы, композиции, пропорционально-анатомического строения фигуры человека. Затем до окончания урока ведет индивидуальную работу с детьми, направляя их усилия на поиск выразительного художественного образа Саусоруко.

IV. Подведение итогов урока. Просмотр и анализ рисунков.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВТОРОГО УРОКА

Продолжение развития темы по иллюстрированию эпоса “Нарты”.

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ: Закончить выполнение карандашного линейного рисунка иллюстрации о нарте Саусоруко, придав ему более или менее завершенную художественную форму в технике монохромного изображения черной тушью или полихромного исполнения акварельными красками.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания и творческого настроя учащихся в соответствии с предстоящим выполнением учебного задания, весьма интересного и вместе с тем трудного.

II. Продолжение развития темы об образе Саусоруко в эпосе “Нарты”. Подготовка учащихся к завершению работы над иллюстрацией. Диалог учителя с классом.

Учитель: Мы заканчиваем работу над иллюстрацией, посвященной героическому образу Саусоруко из сказаний нартского эпоса. Очень важно в связи с этим особо поговорить о красоте одежды и воинского снаряжения адыгского воина. Известно, что адыги придавали большое значение легкости и изяществу костюма и предметов воинского снаряжения, потому что характер их натуры не позволял носить на себе грубые и тяжелые вещи. И хотя адыгский воин традиционно носил на себе много оружия (шашку, кинжал, копье, ружье и т.д.), оно не бренчало на нем, не мешало ему двигаться, не беспокоило во время езды, потому что было хорошо пристроено.

Вопрос классу: Кто из великих русских поэтов и в каком произведении отразил яркий образ адыгского воина?

Ответ: Об этом образно написал Александр Сергеевич Пушкин в своем бессмертном произведении “Кавказский пленник”:

Черкес оружием обвешан:
Он им гордится, им утешен:
На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный -
Все тот же он; все тот же вид,
Непобедимый, непреклонный [ 5] .

Учитель: Вот этим удивительным поэтическим строкам А.С.Пушкина соответствует образ адыгского воина документально и с любовью переданный в прекрасном живописном рисунке русского художника XIX века Гагарина Григория Григорьевича. Мы видим на этом рисунке красивого мужественного защитника, потомка нартских богатырей. И эта красивая работа может помочь нам в завершении иллюстрации о нарте Саусоруко (рисунок 4).

Вопрос классу: Что мы еще можем сказать об эстетике цвета костюма адыгского воина, глядя на этот рисунок?

Ответ: Этот рисунок говорит о том, что многоцветье, яркость и пестрота в мужском костюме адыгов по канонам национальной эстетики считались признаками безвкусицы. Цвета в костюме очень сдержанны и гармоничны.

Учитель: Очень верно! Не менее значима для создания образа Саусоруко эстетика цвета нартского костюма, которая отличалась сдержанностью цветового решения, ограниченного гармонией монохромных и приглушенных хроматических оттенков от светлого до темного с вкраплениями золотисто-желтого или серебряного цветов. Но это касается тех авторов, избравших полихромную версию выполнения иллюстрации акварелью. Но для нас очень важно увидеть иллюстрации к эпосу “Нарты” и в черно-белом исполнении.

Вопрос классу: Кто из современных художников Адыгеи создал иллюстрации к эпосу “Нарты” в монохромной штриховой технике форта?

Ответ: Очень интересный цикл иллюстраций к эпосу “Нарты” выполнил в технике форта известный график Адыгеи Феликс Петуваш.

Учитель: Обратите внимание, как красив и выразителен лист, изображающий в профиль нарта Саусоруко на своем верном коне Тхожие. (Лист “Как Саусоруко вернул нартам семена проса” (рисунок 5). Штрих рисунка лаконичный и красивый, порой виртуозно изящный. Сопоставление белого и черного, особенно в пейзажном фоне, их ритмичность достигают яркой полифоничности звучания.

Опираясь на увиденное, вам также надо определить свою графическую форму рисования иллюстрации в технике акварели или черной туши.

III. Практическая, самостоятельная работа учащихся над завершением иллюстраций к эпосу “Нарты”.

IV. Подведение итогов учебного занятия. Выставка иллюстраций с комментириями учащихся и учителя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гадагатль А.М. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса “Нартхэр” адыгских народов. Монография. - Майкоп: ГУРИПП “Адыгея”, 2002. - 440с.

2. Гадагатль А.М., Ветрова А.Д. Серп Тлепша.: Адыгские сказания о нартах. - Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского книжного издательства, 1985.-96с.

3. Меретукова-Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе “Нартхэр” // Нартский эпос и кавказское языкознание (составитель А.М.Гадагатль). Материалы VI коллоквиума европейского общества кавказологов. - Майкоп, 1994.- с.117-121.

4. Непсо М.С. Адыгская художественная культура. – Майкоп, РИПО “Адыгея”, 200. – 204с.

5. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. - М.: ГИХП, 1958. - т.2-й. – 445с.