Открытый урок по логопедической риторике по теме: "Весёлое путешествие"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Здравствуйте, ребята! Сегодня наше с вами занятие будет не простым, а волшебным! Так как мы отправимся с вами в путешествие! Но, чтобы начать его вы должны ответить на вопрос: какое время года было когда вы пришли учиться в школу? (осень) – звучит музыка. Логопед и все дети берутся за руки и идут хороводным шагом “змейкой ” между разложенными на полу листьями.

В лес осенний на прогулку
Приглашаю Вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.

(звучит музыка П.И. Чайковский “Времена года”)

1. Динамическое упражнение “Прогулка”.

Раз-два-три-четыре-пять –
В лес отправимся гулять.

ОБЫЧНАЯ ХОДЬБА.

По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем.

ХОДЬБА “ЗМЕЙКОЙ” МЕЖДУ ЛИСТЬЯМИ, ЛЕЖАЩИМИ НА ПОЛУ, ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ.

Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали,
По дорожке побежали.

БЕГ НА НОСКАХ.

И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.

ХОДЬБА НА ПЯТКАХ.

2. Упражнения с речью:

Встали прямо, без движенья.
Начинаем упражнения:
Руки вверх подняли раз!
Выше нос, выше глаз.
Два - опустим руки вниз.
Стой на месте не вертись.
Раз и вверх, два - и вниз, повторяй и не ленись.

Сели, встали, сели, встали.
Руки в стороны подняли.
Два хлопка над головой,
Руки вниз и просто стой.

“Лес” А.С.Стройло.

Опустилось на траву тихое “АУ…”
На неведомом суку вздрогнуло: “Ку-ку…”
Застучало по стволам: ТУК-ТУК-ТУК, ТУК-ТУК-ТУК.
Лес встает навстречу нам: - Кто тут?

3. Игра “Угадай кто позвал!?!”

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Водящий выбирается считалочкой:

Среди белых голубей
Скачет серый воробей.
Воробушек - пташка
Серая рубашка,
Вылетай-ка, не робей,
Выходи в круг поскорей!!!

Выбранный ребенок отворачивается и старается отгадать, кто из детей позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Где ты прячешься, грибок?
Полезай-ка в кузовок!

4. Пальчиковая игра.

Этот пальчик в лес пошел (начинаем с мизинца)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел!

У какого времени года мы только что были в гостях? (у осени). Что происходит с природой осенью? (желтеют и опадают листья, льют дожди, выпадает первый снег, становится холодно) Перечислите, пожалуйста, осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь). А какому времени года принадлежат следующие месяцы: декабрь, январь, февраль? (зиме). Правильно, зиме! Давайте, закроем глаза и перенесемся в зиму!!! Скажите, а без чего у нас в Сибири не может быть зимы? (без снега).

Оделась речка в тонкий лед.
А снег идет, идет, идет…
Вовсю старается зима:
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней –
Поедет Дед Мороз по ней.

Как подул дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

5. Дыхательные упражнения:

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

“Подуй на снежинку” (на выдохе произносим звук “С”, звук “Ш” на выдохе).

Кружатся в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

6. Упражнение для координации зрения.

Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.

Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

7. Упражнения на координацию речи с движениями. Моделирование сказочных историй.

Ориентировка на листе бумаги.

Зима.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

“У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранёхонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.

Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.
Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.
Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.
Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.
Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.”

8. Задание на формирование фонематического слуха.

Выдели слово

Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук Ш – надо хлопнуть в ладоши и звук С (песня водички) – топнуть ногой. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Снег, пол, мел, шорох, лом, роса, коза, снегирь, крыша, бочка, земля, фарш, сушка.

9. Загадка.

Что за нелепый человек
Пробрался в XXI век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?

10. Игра с мячом .

“Назови зимние забавы”.

11. Песня - инсценировка “Зимняя игра”.

12. Итог.

В каких временах года мы сегодня побывали во время нашего волшебного путешествия? (осень, зима). А у кого ещё предстоит побывать в гостях? (у весны и у лета). Понравилось вам занятие?

Выход учащихся из класса под музыку.