Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале"

Разделы: Литература


Цели:

  1. формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений;
  2. развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
  3. прививать интерес к жизни и творчеству поэтов;
  4. способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.

Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, иллюстрации, тексты стихотворений.

Ход урока

I. Информационная часть.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Словарная работа (слова написаны на доске). Лексические значения каких слов, написанных на доске, вам известны?

Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас людей и животных от всемирного потопа. (С.И.Ожегов).

Келья – отдельная комната монаха, монахини в монастыре; уединённое и скромное жилище, комната.

Бытие – жизнь, существование.

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.

Ущелье – расселина в горах.

Брег - берег (неполногласие).

II. Рефлексивная часть. ( Метод поиска).

1. Задание исследовательского характера

Выявите, какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют? (Познавательные действия учащихся).

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке» «Крест на скале»
Казбек скала
Небо-монастырь-Бог небо-крест-Бог
Ущелье теснина

2. Задание репродуктивного характера.

Как эти образы помогают передать чувства и переживания лирического героя? (Анализ предлагаемых вариантов, их обсуждение, выявление наиболее личностно – значимых.)

3. Задание исследовательского характера.

Какие изобразительные средства помогают передать чувства и переживания лирического героя?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке» «Крест на скале»
Метафора «царственный» Антитеза с союзом НО
Эпитет «вечными»
Антитеза: «вершины – ущелье» «скала – теснина»
Символ «монастырь» «крест»
Риторическое обращение: «Далёкий вожделенный брег!»
Лексическая анафора: градация
«Туда б, сказав прости ущелью» «Туда б, в заоблачную келью»
Употребление местоимения «мне» употребление местоимения «я»(4раза)
Неполногласие: «брег» старославянизм: «подъята»

4. Как в стихотворениях показано художественное пространство?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке» «Крест на скале»
Ущелье – заоблачная келья теснина – скала

5. Как в стихотворениях показано художественное время?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке» «Крест на скале»
Сияет вечными лучами» «Гниёт он и гнётся от бурь и дождей»

6. Задание частично – поискового характера.

Определите размер, способы рифмовки.

7. Стихотворения проанализированы.

Что в них общего? (Оба стихотворения относятся к кавказскому циклу, в основе композиции – религиозные символы, наводящие на метафизические размышления о жизни и судьбе, мотив спасения с помощью Бога, построены на антитезе, характерен космический масштаб, лирический герой не удовлетворён своей судьбой.)

III. Информационная часть. Рассказ учителя о судьбе А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины XIX века. Знаменательна общность их трагической судьбы. Важную роль для обоих поэтов играет наследие романтизма, и в первую очередь традиция Байрона. У Пушкина это в основном связано с периодом южной ссылки 1820 – 1824 годов. У Лермонтова эти влияния сохраняются на протяжении всего творчества. Большую роль в их судьбе сыграл Кавказ. Лермонтов любил его с детства едва ли не больше своей среднерусской родины. Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов, по его словам, «находился в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом…, изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы…, ночевал в чистом поле…». Разнообразные впечатления имели большое значение для творческого роста поэта. Во время второй ссылки Лермонтов участвовал в кровопролитных боях.

А.С. Пушкин в годы ссылки также много путешествовал. Путешествие увлекло поэта. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Всё было ново и необычно. Однажды он увидел высоко в горах монастырь, который показался поэту плавающим в облаках.

Много общего в судьбе поэтов. В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем.

Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено как субъективными факторами, так и объективными. Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой – всё это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжёлым характером, внутренне одинокий, несмотря на укоренённость в светской жизни. Через всё творчество поэта проходит религиозный мотив. Поэту было 17 лет, когда он написал стихотворение «Ангел», тема которого тоска, «томленье души» по тому миру, откуда она пришла.

По-другому выглядит раннебиографический опыт Пушкина. Одно из важнейших впечатлений отрочества – из Царскосельского Лицея – поэт выносит ощущение причастности к союзу избранных сердец, «священной истины друзей», служителей высокого искусства.

Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно – лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина. 1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.

В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворённости собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Несмотря на несходство Пушкина и Лермонтова (разные эпохи, разные черты характера, разное воспитание…), сопоставительный анализ показал, что в творчестве Пушкина последних лет и в творчестве Лермонтова есть общее.

Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» написано в 1829 году, стихотворение Лермонтова впервые было напечатано в собрании сочинений под редакцией Висковатова в 1889 году, время написания неизвестно.

Подумайте, перекликаются ли чувства лирических героев с биографией поэтов?

IV. Итоговая часть. Обсуждение урока.

V. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Что нового открыл я для себя на данном уроке?»