Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом . Таким образом, задача психолога, или иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.

Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.

Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным "походам" в сказочный мир.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.

Сказкотерапия - лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения . Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. В процессе психологического консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - это ещё и процесс активизации потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы. Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый этап стал отправной точкой нового процесса.

Первый этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап - собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.

Третий этап - психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвёртый этап - интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон .

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами.

Грамотно созданная метафора предусматривает соблюдение некоторых требований:

предварительно сформулированный результат психотерапии должен, прежде всего, отвечать реальной проблеме ребёнка (тема сказки – проблема в символизированном виде), быть конкретным; его формулировка должна иметь позитивную форму. Также необходимо иметь возможность контроля хода реализации поставленной цели.

символизация строится на основе реальной проблемной ситуации. В соответствии с ней подбираются герои сказки, устанавливаются отношения между ними. В целях облегчения идентификации ребёнка с персонажем герой характеризируется как близкий по возрасту, полу, поведенческим проявлениям ребёнку;

сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка); рассказ строится близкими возрасту и особенностям развития ребёнка языковыми средствами, используются слова максимально приближенные к его ведущей коммуникативной системе;

рассказывание историй иногда сочетается с использованием элементов гипноза (М. Эриксон), обязательно с внушением. Иногда элементы внушения вводятся в контекст сказки и предварительно обозначаются интонацией или использованием имени клиента, особенно перед значимой информацией;

сюжетная линия включает основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог или педагог. Не претендуя на полный обзор всех методов, можно попытаться классифицировать их по целям и задачам. Согласно представлениям автора, разные по жанрам сказки в разной степени подходят для выполнения задачи, поэтому можно составить нечто вроде сравнительной таблицы по жанрам сказок и целям проективных занятий со сказками.

Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

«Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».

Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации

Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

В своей работе мы используем метод – проигрывание эпизодов сказки. В связи с этим, подробнее остановимся на этом методе.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Анализ литературы приводит нас к выводу: наиболее эффективные средства развития паралингвистических проявлений эмоций – игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева). Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально- экспрессивными, - педагог должен учитывать:

Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния- радости, грусти, страха, удивления.

Последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;

Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.

Академик А.В. Запорожец считал, что выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов. Если мы будем руководствоваться этим выводом, тогда целесообразно это направление педагогической работы реализовать со средней группы, опираясь на образное мышление и воображение.

Достаточно подробно динамика протекания эмпатийного процесса развития – способности эмоционально откликаться на переживания людей – представлена Л.П. Стрелковой. Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента:

1) сопереживание – в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого, как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние);

2) сочувствие – ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно – следственных связей, понимание позиций объекта, эмпатии, что связанно с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания);

3) импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;

4) реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки приводит к заключению: результативность разрешения эмпатийных ситуаций зависит от того, овладел ли ребёнок механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие.

Анализ экспериментальных данных (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова) показал: формирование «эмпатийных цепочек» наиболее успешно происходит в игровой и практической деятельности. Чисто вербальные методики – словесное описание эмоционального состояния, варианты разрешения ситуаций – выступают в числе вспомогательных.

В качестве основных методик можно выделить «игровую драматизацию». Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни.

Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным героем сказки. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» с эмоциями, но и учится управлять ими.

В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Если обратится к трудам отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Р.С. Буре, Н. Вастерман, С. Дональдсон, К. Изард, К. Роджерс), нетрудно заметить, что все они подчеркивают необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального восприятия его детьми. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Литература:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.

  2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.

  3. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.

  4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.

  5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.

  6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

  7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.

  8. Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.

  9. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

  10. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

  11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.

  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

  13. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

  15. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

  16. Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.

  17. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

  18. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

  19. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.