Организация досуговой и развивающей деятельности в группе продленного дня (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


Начальная школа – детский сад №106 – школа полного дня. Дети находятся в школе с 8.00 до 18.00. Это, прежде всего, очень удобно родителям, которые заняты в течение дня.

С 8.30 до 12.30 проходят уроки, с 12.35 работает группа продлённого дня. В 2006 – 2007 учебном году в НШ/ДС было скомплектовано 4 ГПД. Количество учащихся, посещающих группу продлённого дня – 109 человек.

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.

Одним из необходимых условий эффективности работы ГПД является четкое, хорошо продуманное пла­нирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих груп­пу продленного дня.

Планирование работы группы продленного дня — процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту.

В основу планирования работы воспитатели закладывают следующие приоритетные позиции:

• создание условий для личностного развития воспитанни­ков;

• создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

• создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Планирование наших воспитателей ГПД включает в себя два вида пла­нов: календарно-тематический и ежедневный

Календарно-тематическое планирование — сложный вид плана, пред­ставляет собой своеобразную технологическую цепочку после­довательных действий участников планирования с определением возможного результата. Это вид годового планирования. Он состоит из следующих разделов:

I – Детский коллектив.

  • Общие сведения.

Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

 

 

 

 

  • Распределение поручений внутри класса.

Ф.И. ребёнка

Поручение

 

 

 

 

  • Организация работы с трудными учащимися.

Ф.И. ребёнка

Причины проблемной ситуации

Содержание коррекционной, профилактической работы

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

  • Результативность учебной деятельности учащихся класса.

Ф.И. ребёнка

Успеваемость

На что обратить внимание

 

 

 

 

  • Особенности развития детского коллектива.

Лидеры класса

Поведение учащихся

Изолированные дети

 

 

 

II – Семья.

  • Состав родительского комитета.
  • Планирование заседаний родительского комитета.
  • Проблемные семьи.
  • Планирование работы с родителями.

III – План воспитательной работы с классом.

  • Цели, задачи работы школы.
  • Цели, задачи работы в классе.
  • Характеристика классного коллектива.
  • Планирование работы.

Далее воспитатели планируют еженедельное содержание и формы работы, ориентируясь на направления работы:

Понедельник – нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, развитие детского коллектива.

Вторник – художественно-эстетическое, экологическое воспитание.

Среда – работа с книгой, общеобразовательная подготовка.

Четверг – физкультурно-оздоровительное воспитание, формирование здорового образа жизни.

Пятница – трудовое воспитание.

В требованиях к ежедневным планам воспитатели придерживаются требований к поурочным планам-конспектам учителей. Воспитатель в каждом запланированном на день мероприятии отражает цели и задачи, оборудование и формы деятельности учеников; воспитатели предусматривают индивидуальную и дифференцированную работу в подготовке и проведении этих мероприятий, основываясь на продолжении учебной, развивающей и воспитательной работы учителя соответствующего класса, чтобы каждый ученик мог получить соответствующую помощь для своего личностного развития. Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.

Для ГПД оборудованы помещения, включающие классные и игровые комнаты. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это не что иное как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.

Всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит, и ценить свое время и в срок выполнять порученную работу. В настоящее время эти качества становятся еще более актуальными. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье.

Какой же режим дня у нас?

12.35 – приём детей

12.40 – 13.20 – прогулка

13.30 – 13.45 – обед

13.45 – 15.00 – сон (1,2 классы) или прогулка (3, 4 классы)

с 15.00 до 18.35 – самоподготовка, клубный час, занятия в кружках, прогулка, занятия по интересам, игры.

Особое значение воспитателями ГПД уделяется играм, игровой деятельности.

Потому что мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям, Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело. В игре формируются такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста:

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– ориентация на группу сверстников.

Игра интересна ребятам не только потому, что им приходится преодолевать в ходе игры возникающие препятствия, но и тем, какова степень трудности этих препятствий, насколько сложно их преодолевать. Если препятствия слишком легки или слишком сложны для участников игры, она не захватит их, не будет воспринята с интересом Нужно, чтобы препятствие, возникающее в игре, было для всех преодолимо, но вместе с тем, требовало от играющих известного напряжения — основы всякого соревнования. Смысл имитационно – игровых ситуаций состоит в возможности, играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся младшего школьного возраста, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной. И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи.

Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – дело серьёзное.

В каждой группе имеются игровые комнаты, которые оснащены игровым, развивающим оборудованием, позволяющим наиболее эффективно организовать деятельность детей во второй половине дня. В игровых комнатах организованы уголки: «Изба – читальня», «Видеоуголок», «Ах, этот театр», «Наша Родина – Россия», «Наш край», уголок по ПДД, уголок творчества и фантазии, спортивный уголок, опытнический уголок, музыкальный уголок, уголок отдыха.

Начальная школа вносит существенный вклад в формирование личности ребёнка. В этот период необходима грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника.

С этой целью в 2006 – 2007 учебном году в МОУ НШ/ДС№106 была организована работа педагога-психолога, разнообразных кружков дополнительного образования, что особенно важно для учащихся, которые проводят в стенах школы весь день и не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования. В течение года работают следующие кружки:

– оркестр «Веселые нотки»;

– хор «Колокольчики» ;

– спортивный кружок по пионерболу;

– кружок по теннису;

– кружок по экологии;

– кружок по английскому языку;

– кружок по информатике;

– хореографический кружок «Ёлочка»;

– изостудия «Кисточка»;

– театральный кружок;

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его и в спортивную секцию, и в драмкружок, организовать занятия английским языком, компьютером и т. д. И тогда получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Л. Барто :

«Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

–За кружок по рисованью

Тоже все голосовали ...»

Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития ребёнка. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для ребенка. Поэтому мы рекомендуем родителям записывать своего ребёнка в два кружка, не более, консультируясь о дозировке нагрузки с врачом и педагогом-психологом, с которыми и воспитатель ГПД, и учитель класса работают в тесном контакте.

Работу с детьми в кружках проводят преподаватели, педагоги дополнительного образования, которые создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей, учитывая и развивая способности и интересы каждого ребёнка.