Урок литературного чтения по теме: «В.В. Бианки. "Еж-спаситель"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.
2. Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
3. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, «Лесная газета», магнитофон, рисунки лисицы, карточки со словами: орнитолог, зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.

Ход урока

Организационный момент

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

Для отработки правильного быстрого чтения выполним с вами упражнение. Надо найти и прочитать по порядку буквы алфавита. (Работа с таблицей Шульте)

Ж

Г

К

Д

И

Л

Е

З

Б

М

Т

А

О

Ч

Ф

В

Й

Ё

С

Ц

У

Х

Н

П

Р

Найдите в квадрате слово, состоящее из 2 букв. (Ёж) Это слово много раз будет звучать сегодня на уроке.

II. Проверка домашнего задания

1) Вступительная беседа

– С какими произведениями мы познакомились на предыдущем уроке? (П.Комаров «Оленёнок» и К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»).

– Каких жанров были произведения? Выберите модель к каждому произведению.

– Какое было домашнее задание? (Ответить на вопросы, подготовить выразительное чтение, нарисовать рисунок лисы, выучить стихотворение наизусть по желанию).

2 ) Чтение стихотворения учащимися

– Какое настроение нужно передать при чтении стихотворения?

3) Работа по учебнику

Выборочное чтение рассказа: ответы на вопросы.

III. Новый материал

1) Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

Вспомните авторов рассказов о животных и заполните таблицу, работая в группе. Помните о правилах работы в группе. (Не шуми, не перебивай, учись слушать и высказывать своё мнение)

– А приглашает нас в путешествие детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве.

2) Рассказ детей о писателе

а) “Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

б) “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

в) (Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

г) Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим  языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

Учитель: Какие произведения Бианки вы знаете? Назовите. Перед вами выставка книг этого автора. Художником почти во всех книгах является Чарушин. Знаменитую «Лесную газету» читают и слушают дети и взрослые уже много лет. Я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения. ( Аудиозапись)

Нынешний год отличается тёплой зимой и от этого многие животные, впадающие в спячку, проснулись. Хуже всего ежам, т.к. они долго засыпают. А если просыпаются, то уже не могут опять залечь в спячку, и от морозов гибнут. Поэтому люди, встретившие ежей, спасают их, держа дома до весны.

3) Подготовка к чтению произведения

– Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись “Звуки леса”).

– Куда это мы попали? (В лес)

– Зачем люди ходят в лес?

– Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.

– Прочитайте название произведения (“Ёж - спаситель”).

– Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то)

– За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.

4) Чтение рассказа в группах (хорошо читающие ученики)

5) Беседа по содержанию

– Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Машу, жалость).

– Почему? (Гадюка могла укусить, ёжик уколол)

– Какого жанра произведение? Докажите.

– Почему так озаглавлен рассказ? Объясните.

6) Словарная работа

Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Обсудите их в группе.

  • Зафуфукал (запыхтел, засопел)
  • Зигзаги (кривые линии)
  • Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками)
  • Опомнилась (прийти в сознание, вернуть себе самообладание)

7) Работа с иллюстрацией

К какому отрывку подходит иллюстрация

III . ФИЗМИНУТКА

Музыкальная зарядка из CD сборника «На зарядку становись!»

8)  Работа над образными выражениями

– Прочитаем необычные выражения из произведения:

“от страха у Маши руки-ноги отнялись”

“гадюка вскинулась всем телом”

9) Самостоятельное чтение (жужжащее)

и выполните задание в тетради, работая в парах.

10) Проверка самостоятельной работы

IV. Творческое задание.

Как вы думаете, что думал ёжик, видя плачущую Машу? Что бы он ей сказал, если бы мог говорить? Обсудите это и покажите инсценировкой. Постарайтесь передать характер ежа.

V. Домашнее задание.

Выразительное чтение. Пересказ по картинному плану. Модель .

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал………
  • Я думаю………………

– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.