Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

Разделы: История и обществознание


Цель занятия:

  1. на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;
  2. продолжить обучение школьников применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной учебной ситуации;
  3. формировать навыки творческо-поисковой деятельности.

План занятия.

I. 1. Организационный этап: тема, цель, задачи, условия проведения работы (индивидуальные устные и письменные задания с последующим обсуждением и анализом выводов).

2. Повторение некоторых терминов и понятий:

  • социальные отношения;
  • социальные общности;
  • социальная структура;
  • номенклатура;
  • страта;
  • социальная стратификация;
  • «средний класс»;
  • маргинальность;
  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • социальный престиж;
  • социальный конфликт.

II. Сравните:

Классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов?

Социальную структуру российского общества:

- в начале XX века;
- к концу 1930-х годов;
- в начале 1990-х годов;
- сегодня.

III. Подумайте:

1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?

2) Как измениться социальная структура нашего общества в том случае, если

а) страна уверенно войдет в рынок;
б) страна откажется от перехода к рыночным отношениям и вернется к административно-командной системе?

3) Как изменилось наше общество

а) с начала перестройки;
б) с 1992 г., с началом перехода к рынку;
в) после 15 лет рыночных реформ?

4) Существует ли в нашей стране социальная база для:

а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?

5) Чтобы вы предпочли:

а) движение вперед по пути реформ;
в) возвращение назад к дореформенным временам?

Сопоставляем ответы и делаем обобщающий вывод.

IV. Письменное задание: «Какие профессии в наши дни заслуживают особого уважения?»

1) См. приложение № 1. Сопоставьте социальную структуру американского общества с нашими представлениями о роли той ил иной профессии. Почему так много отличий? В чем они состоят? Почему шахтеры, водители такси оказались внизу американской социальной лестницы?

2) См. приложение № 2.

1) Какие профессии, по вашему мнению, заслуживают сегодня наибольшего уважения? (Как бы вы сегодня выстроили предложенный журналом «Родина» список профессий по степени значимости?)
2) Каков будет список десяти наиболее и десяти наименее ценимых профессий сегодня?

V. Некоторые выводы по содержанию практического занятия (обсуждение итоговых решений):

1) современная социология оперирует такими понятиями как «классы», «слои» и «страты», объединенными общим названием «социальные группы»;

2) социальные группы – это двигатели общественного развития, так как без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут;

3) от характера социальных групп зависит не только динамика (мобильность) общества, как его статика, качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент;

4) от того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующее положение, а какие – подчиненное положение, от идеологии и реальной деятельности этих групп зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.

VI. Подведение итогов занятия:

- результативность урока;
- подвижки учащихся в решении проблемных задач по социологии.