Программа "Профилактика экстремистских настроений среди молодежи"

Разделы: Внеклассная работа


Идея разработки данной программы возникла не на пустом месте. Ни для кого не секрет, что в современном обществе все острее встает вопрос межнациональных отношений. Особенно остро на него реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости. Этим же объясняется и наибольшее вовлечение учащихся в неформальные движения и группировки. Детей привлекают, как правило, красивыми атрибутами, многообещающими лозунгами. В таких организациях происходит подмена истинной демократии анархическими идеями, которая очень по душе подросткам.

В нашей школе пока не отмечались экстремистские настроения, поэтому программа направлена на профилактику подобного поведения, куда включены следующие направления: военно-патриотическое, правовое, толерантность, спортивно-массовая работа, конфликтология. Кроме того, программа предполагает связь воспитательной работы с учебной – на уроках истории, литературы, москвоведения, МХК, ОБЖ, где будет сделан упор на перечисленные выше направления (для преподавания используются государственные общеобразовательные программы и штатные учителя школы).

Отдельные идеи и формы уже использовались в воспитательной работе школы в различные годы. Данная программа – результат обобщения опыта работы педагогического коллектива, она рассчитана на старшие классы общеобразовательной школы и удобна тем, что практически не требует дополнительного финансирования за исключением необходимых денежных средств на награждение учащихся – участников различных конкурсов, предлагаемых «Программой».

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ.

Цели:

Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

1. Развитие способностей предупреждения конфликтов ненасильственными методами.
2. Более глубокое знакомство учащихся с историей ВОВ, подвигами советских солдат и злодеяниями фашистских захватчиков.
3. Развитие у учащихся толерантного сознания, формирование спокойного, отношения к людям другой национальности.
4. Вовлечение большого количества учащихся в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью отвлечения от неформальных объединений.
5. Изучить подробно цели и способы действий скинхедов для разъяснения подрастающему поколению пагубности подобных настроений и истинного «лица» данного движения.

Основные этапы:

1 Этап ( мотивационный )

Цель: Ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами «Программы по предупреждению экстремистских настроений среди молодежи».

Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские собрания.

2 Этап (аналитический)

Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности о исторической роли Советской армии в разгроме фашизма, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.

Форма реализации: анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы сочинений.

3 Этап (информационный)

Цель: выяснить, как решить поставленные задачи и методически грамотно использовать исторический материал.

Форма реализации: подбор материалов, классные часы, стенгазеты, изучение СМИ, интернета по данной проблеме, составление плана работы с учащимися, родителями, учителями.

4 Этап ( реализация )

Цель: практический переход к выполнению «Программы». Приложение.

Форма реализации: классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы.

5 Этап (заключительный)

Цель: подвести итоги и спланировать работу на следующий период (2007-2008 учебный год)

Форма реализации: самоанализ результативности работы; анализ поведения «трудных» подростков, состоящих на различных видах учета, анализ наличия и характера правонарушений, совершенных нашими учащимися за год, анализ уровня воспитанности в конце года, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов военно-патриотической работы.

Формы работы:

1. Углубленное изучение Великой Отечественной войны на уроках истории.

2. Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом школы по конфликтологии.

3. Родительские собрания:
- «Предупреждение правонарушений и ответственность за их совершение»
- «Жестокое обращение с детьми»
- «Проблемы подросткового возраста».

4. Анкетирование учащихся и родителей:
- по уровню сплоченности класса
- по уровню воспитанности
- по изучению спроса на досуговую деятельность.

5. Театрализованные постановки:
суд над хулиганством.

6. Круглый стол для учащихся:
«Мои права и обязанности»
«Я и закон».

7. Конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов по военно-патриотической и правовой тематике.

8. Классные часы, уроки мужества, диспуты, встречи на тему:
- международный экстремизм
- движение скинхедов:
ложь и правда
- героическая летопись ВО войны.

9. Экскурсии по военно-патриотической тематике.

10. Благотворительные концерты для ветеранов, адресная помощь ветеранам и инвалидам.

11. Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений.

Прогнозируемый результат внедрения «Программы предупреждения экстремистских настроений среди молодежи».

1. Использование в воспитательном процессе «Программы» должно привести: к укоренению в школе духа нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни, умению решать конфликты не насильственным путем, развитию личности, способной воспринимать действительность и соблюдать правила человеческого общежития.

2. Способность воспринимать людей такими, какие они есть.

3. Терпимое, благожелательное отношение к людям.

4. Ощущение гордости за подвиг, совершенный нашими прадедами в ВОВ и победившими фашизм (при том, что в рядах красной армии воевали люди многих национальностей).

5. Понимание, что деятельность скинхедов несет в себе браваду и фетишизм, который основывается на ложном понимании общества, законов его развития.

6. Недопустимость экстремистских настроений, так как они приведут к терроризму, локальным войнам и в результате к расколу общества, противостояние в котором может погубить всю цивилизацию в целом.

7. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

8. Понимание красоты и мудрости национальных обрядов, основанное на изучении культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.