Рисунок тушью на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Почти каждый человек время от времени рисует, то черкая в записной книжке, то показывая дорогу или поясняя свою мысль. Каждый намеренно оставленный таким образом «след» есть рисунок. Рисунок передаёт состояние души «художника».

Изобразительное искусство в общеобразовательной школе не должно ограничиваться наивными детскими рисунками. Обучение необходимо строить так, чтобы дети давали грамотное изображение. А это требует применения законов перспективы, соблюдение законов светотени, цветоведения, правильного понимания особенностей строения предметов, использование различных материалов и приёмов рисования.

Рисование пером тушью будет интересным для учащихся любого класс. Первое знакомство с элементами графики – линией и штрихом происходит уже в начальной школе. Дети учатся линейным рисунком изображать своё настроение, учатся видеть линии в природе.

Начиная с 5 класса учащихся можно познакомить с возможностями пера и туши. Рисование пером является отличной школой развития руки и глаза, наблюдательности, воображения. Ведь у юного художника в распоряжении только чёрный цвет туши, линии, штрихи, точки.

Для работы необходимо подготовить перья и бумагу. Важно, чтобы перо не царапало бумагу. Стальное перо даёт чёткую тонкую линию. Меняя нажим на него, можно добиться разнообразной толщины линии. Если учащимся сложно выполнять работу пером, подобные задания можно выполнять чёрной гелевой ручкой. Лучше рисовать на гладкой мелованной бумаге. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, зелёным и т.д.).

Искусство рисования пером состоит в умении накладывать штрихи на бумагу так, чтобы создавались выразительные композиции.

На уроках изобразительного искусства мы используем различные виды штрихов линии, точки. Выделяем основные виды штрихов и линий:

1. Контурные линии.

Они точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Эти линии должны как бы стекать по поверхности предмета. Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими, их необходимо располагать близко друг к другу.

2. Параллельные линии.

При рисовании этих линий необходимо следить, чтобы они были прямыми и максимально параллельными. Предмет, нарисованный такими линиями, выглядит плоским. Удобно так рисовать пейзажи и явления природы (дождь, туман).

3. Перекрёстная штриховка.

Эта штриховка выполняется параллельными линиями, которые наносятся в различном направлении. Такая штриховка используется для передачи шероховатой поверхности и для углубления тона. При выполнении этой работы требуется большая аккуратность, так как линии должны иметь одинаковую толщину и наклон.

4. Запутанные линии.

Эти линии извиваются, петляют небрежно и свободно. Они идут в любом направлении, могут быть любой длины. Такие линии используются для набросков, они хорошо поддаются коррекции. Запутанные линии используются для изображения деревьев, кустарников, курчавых волос на портрете.

5. Волнистые линии.

Эти линии наносятся близко друг к другу так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Волнистые линии используются для передачи фактуры дерева, перьев, прожилок листьев.

6. Соприкасающиеся линии.

Эти линии похожи сразу и на контурные и на перекрёстные, они могут пересекаться в любых направлениях. Соприкасающимися линиями удобно изображать мех животных, траву. Учащимся необходимо показать, что эти линии не нужно рисовать ровными рядами.

После того как учащиеся познакомились с различными видами штрихов и выполнили работы с их помощью, предлагается новый вид штриховки – точками. Чтобы нанести точку, перо необходимо держать строго перпендикулярно листу бумаги. При выполнении точечной штриховки от учащихся требуется усидчивость и терпение, аккуратность. Точечная штриховка используется для изображения объектов, состоящих из многих мелких частей (брызги воды, облака, песок).

При выполнении работы пером учащиеся должны знать правила тоновых отношений и контраста.

Тон – это степень светлоты или темноты цвета. Ребёнок имеет дело с чёрным и белым цветом. Белый цвет – это цвет чистого листа, если немного нанести туши штрихами и точками – получим серый цвет, и чем реже они, тем серый цвет будет светлее. Когда штрихи и точки расположены очень близко друг к другу – получаем чёрный цвет. Соотношение тонов очень важно при работе тушью. Ученик, рисующий пером и тушью, не должен обязательно наносить контуры предмета, чтобы придать ему форму. Это можно сделать путём умелого использования тона. Помещая тёмные объекты на светлом фоне, создаём естественную границу.

Контраст – ключ к чёткому рисунку. Создавать контрасты можно с помощью цвета и изменения направления линий. Этот способ наиболее эффективен, если в работе используется один вид штрихов.

После того как ученики освоили различные виды штриховки и попробовали выполнить небольшие работы на серии уроков изобразительного искусства, можно поработать над более серьёзной и большой работой или вернуться к этой технике в следующем году. Интересные работы получаются у учащихся 8-9 классов, так как они имеют достаточно большой багаж знаний по композиции, могут свободно работать графическими материалами, у них уже нет боязни «проведения неверной линии», они работают свободно и уверенно.

Роль учителя на этих уроках очень велика. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, методы выражения формы средствами рисунка, учитель добивается большего эффекта, когда наглядно перед глазами учеников проделывает всё это своей рукой. Поэтому педагогический рисунок может быть представлен в следующих видах:

  1. Рисунок учителя на классной доске. На этих уроках уместно рисовать на белой аудиторской доске чёрным маркером. Тогда и у учителя, и у учащихся имеются одинаковые возможности.
  2. Индивидуальный рисунок на альбомном листе учителя, где ещё раз, переходя от парты к парте, он показывает приёмы работы над рисунком тушью.
  3. Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Но не нужно увлекаться этой работой, помощь ученику должна быть очень деликатной, нельзя давить и навязывать своё мнение. Наблюдая, как учитель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и поэтому сам старается исправиться.

Совершенно необходимо сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Для того чтобы у ребёнка с возрастом не пропал интерес к изобразительной деятельности, учитель обязан научить его основам реалистического рисунка. А новая интересная работа над рисунком возможна на уроках, где используются перья и тушь.

Текст статьи проиллюстрирован работами учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 г. Кирова.