Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму")

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  1. Развивать мышление через эмоциональную реакцию, через осмысление своего отношения к герою.
  2. Дать понятие о характеристике литературного героя.
  3. Учить составлять характеристику героя по известным учащимся художественным произведениям.
  4. Пробудить творческую активность учащихся и готовить к письменной работе.

Предварительная работа учащихся к уроку:

  1. Чтение рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
  2. Рисунки, изображающие героев рассказа. Это задание помогает обучающимся образно представить героев, и перейти к их словесной характеристике.

Оборудование урока

  1. Текст рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
  2. а) План общей характеристики литературного героя,
    б) Порядок портретной характеристики,
    в) Последовательность психологической характеристики.

Оформление.

На доске:

  1. Тема урока
  2. Рисунки обучающихся
  3. Цитата “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…”

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- На уроках литературы мы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Муму”. Повесть написана Тургеневым в мае 1852 года. считается. Что прообразом Герасима послужил немой дворник Андрей, крепостной человек матери писателя, а в основу сюжета положена действительная история, случившаяся с ним.

В произведении автор, рассказывая историю, произошедшую с главным героем, осуждает крепостничество и горячо, до боли сочувствует его страданиям.

На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

(Учащиеся записывают тему урока)

II. Объяснение материала:

- Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

  1. Косвенная характеристика, оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей;
  2. Портретная характеристика;
  3. Психологическая характеристика;
  4. Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя)

– Внесите эти сведения в тетрадь.

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима.

- Что узнаем мы о Герасиме из повести автора?

Учащиеся.

  1. Герасим был немой.
  2. Он был очень сильным.
  3. Работал дворником.
  4. Вырос в деревне, а потом его перевезли в город.
  5. В городе он скучал, ему там было плохо, но потом он привык.
  6. Герасим усердно исполнял свою обязанность: на дворе никогда не было ни сору, ни щепок.
  7. Со своими остальными работниками Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его боялись -, а коротких: он считал их за своих.
  8. Он был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.
  9. Он не любил драчунов. При нем даже петухи не дрались.
  10. Он не любил, чтобы к нему ходили

- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

В описании портрета человека входят такие компоненты:

Возраст

Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан.

Рост – 12 вершков т.е. 195.5см.

Осанка – могучий, как дерево.

Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка.

Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое.

Глаза –

Волосы –

Руки – огромные ладоши, огромные ручища.

Одежда – кафтан, тулуп, сапоги.

Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.

- Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике?

Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя.

- Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

  1. Способности героя;
  2. Темперамент:
    • а) активность;
    • б) Эмоциональность;
  3. Чувства
  4. Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)
  5. Воля.

Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

Вопрос: - Какими способностями обладает Герасим.

- Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город?

- Ответы детей.

Вывод: Он находился в смятенном состоянии. Он тосковал, скучал. Город был ему чужим. Он бросался лицом на землю и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь.

- Как меняется Герасим, полюбив Татьяну.

- Ответы детей по тексту.

Вывод: Он становится добрым, ласковым. Ему есть о ком заботиться, кого защищать. Он не так одинок в чужом для него городе.

- Как переживал Герасим замужество Татьяны?

- Ответы детей по тексту.

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.

- Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.

- Ответы детей.

- Вывод: Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный человек. И самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного человека, против унижения, оскорбленный человеческих чувств, издевательств. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь.

Заключение.

- Итак, мы постараемся дать подробную характеристику герою повести “Муму”. Это поможет вам дома написать сочинение.: Темы сочинений:

I. “Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?”

II. “Друзья и враги Герасима”

III. “В чем вина и беда барыни?”