Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму")

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  1. Развивать мышление через эмоциональную реакцию, через осмысление своего отношения к герою.
  2. Дать понятие о характеристике литературного героя.
  3. Учить составлять характеристику героя по известным учащимся художественным произведениям.
  4. Пробудить творческую активность учащихся и готовить к письменной работе.

Предварительная работа учащихся к уроку:

  1. Чтение рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
  2. Рисунки, изображающие героев рассказа. Это задание помогает обучающимся образно представить героев, и перейти к их словесной характеристике.

Оборудование урока

  1. Текст рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
  2. а) План общей характеристики литературного героя,
    б) Порядок портретной характеристики,
    в) Последовательность психологической характеристики.

Оформление.

На доске:

  1. Тема урока
  2. Рисунки обучающихся
  3. Цитата “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…”

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- На уроках литературы мы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Муму”. Повесть написана Тургеневым в мае 1852 года. считается. Что прообразом Герасима послужил немой дворник Андрей, крепостной человек матери писателя, а в основу сюжета положена действительная история, случившаяся с ним.

В произведении автор, рассказывая историю, произошедшую с главным героем, осуждает крепостничество и горячо, до боли сочувствует его страданиям.

На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

(Учащиеся записывают тему урока)

II. Объяснение материала:

- Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

  1. Косвенная характеристика, оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей;
  2. Портретная характеристика;
  3. Психологическая характеристика;
  4. Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя)

– Внесите эти сведения в тетрадь.

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима.

- Что узнаем мы о Герасиме из повести автора?

Учащиеся.

  1. Герасим был немой.
  2. Он был очень сильным.
  3. Работал дворником.
  4. Вырос в деревне, а потом его перевезли в город.
  5. В городе он скучал, ему там было плохо, но потом он привык.
  6. Герасим усердно исполнял свою обязанность: на дворе никогда не было ни сору, ни щепок.
  7. Со своими остальными работниками Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его боялись -, а коротких: он считал их за своих.
  8. Он был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.
  9. Он не любил драчунов. При нем даже петухи не дрались.
  10. Он не любил, чтобы к нему ходили

- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

В описании портрета человека входят такие компоненты:

Возраст

Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан.

Рост – 12 вершков т.е. 195.5см.

Осанка – могучий, как дерево.

Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка.

Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое.

Глаза –

Волосы –

Руки – огромные ладоши, огромные ручища.

Одежда – кафтан, тулуп, сапоги.

Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.

- Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике?

Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя.

- Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

  1. Способности героя;
  2. Темперамент:
    • а) активность;
    • б) Эмоциональность;
  3. Чувства
  4. Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)
  5. Воля.

Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

Вопрос: - Какими способностями обладает Герасим.

- Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город?

- Ответы детей.

Вывод: Он находился в смятенном состоянии. Он тосковал, скучал. Город был ему чужим. Он бросался лицом на землю и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь.

- Как меняется Герасим, полюбив Татьяну.

- Ответы детей по тексту.

Вывод: Он становится добрым, ласковым. Ему есть о ком заботиться, кого защищать. Он не так одинок в чужом для него городе.

- Как переживал Герасим замужество Татьяны?

- Ответы детей по тексту.

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.

- Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.

- Ответы детей.

- Вывод: Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной си