Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"»

Разделы: Литература


Тип учебного занятия: Изучение и закрепление нового материала.

Цель: познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”; обратить особое внимание на его художественные достоинства; определить жанр; сравнить художественное произведение и реальное историческое событие; развивать умение работать с художественным текстом; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России.

Метод: проблемное изложение.

Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведению, набор открыток “Музей-панорама Бородинской битвы”; список непонятных слов; историческая карта “Великая Отечественная война 1812 года”.

Межпредметные связи: воспользоваться знаниями о войне 1812 года, о Бородинском сражении на уроках истории.

Ход урока

I. Организация класса

II. Вступительное слово учителя.

а) Запись эпиграфа в тетради:

Москва, Москва!... люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов (“Сашка”).

III. Беседа с учащимися, цель которой актуализация знаний, полученных на уроках истории.

- Знакомо ли вам слово – Бородино?

- Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

(Москва - столица нашей Родины, символ её свободы и независимости, её могущества. Бородино расположено в 120-ти километрах от Москвы.

26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло решающее сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный М.В. Кутузов.)

(Демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение, портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Уварова, Платонова и др..)

- Что значило проиграть бой под селом Бородино?

(Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства).

(Учащиеся зачитывают подготовленные дома воспоминания об этом сражении очевидцев; привести в качестве фактического материала цифры по участию воинов с той и другой стороны и количеству орудий.)

Учитель делает вывод: история героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.

IV. Работа в тетрадях.

Запишем замечательное высказывание военачальника, героя Отечественной войны 1812 года, А.П. Ермолова: “У Бородино французская армия расшиблась о русских!”

Это высказывание отражает идейно-тематическое содержание стихотворения

М.Ю. Лермонтова.

V. Работа с текстом стихотворения “Бородино”.

а) краткое сообщение о поэте-художнике и патриоте;

б) словарная работа (см. приложение);

в) прослушивание стихотворения в грамзаписи.

VI. Выявление восприятия стихотворения.

- Понравилось ли стихотворение?

- Как вы его поняли?

- Какие строки произвели на вас особое впечатление?

VII. Анализ формы стихотворения.

- Что собой представляет первая строфа?

- Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

- Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

(Учитель должен быть готов к тому, чтобы рассеять недоумение учащихся, почему “отдали” Москву.)

- Что собою представляет остальная часть стихотворения?

- Самостоятельное чтение по учебнику рассказа участника сражения.

- Вопросы для обсуждения.

(Заранее записаны на доске.)

- Кто герои произведения?

- Какие чувства владеют ими во время боя?

- Чем объясняется победа русских?

- До сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?

(Встретились с произведением искусства.)

VIII. Работа в группах (по 3 человека).

I группа:

- Определить жанр произведения.

- К какому типу баллад вы отнесете “Бородино”.

- Баллада – лироэпический жанр. Какие же чувства выражаются в балладе?

II группа:

- Есть ли диалог в балладе? Какова его особенность?

- Найти ретроспективу в этой балладе.

(Учитель читает толкование понятия по словарю.)

III группа:

- Какие художественные приёмы вы увидели в балладе?

- Найдите выразительные средства языка.

- Как это отражается в языке, в словах?

IV группа:

- Прочтите описание боя.

(Подчеркнуть звукопись.)

(Звукопись – такой художественный приём, когда звуками языка передаётся характерное для описания предмета или явления звучание.)

V группа:

- Найдите текстовые характеристики французов.

- Как же показаны русские? Русские – это кто?

(Полковник, солдаты, старый воин.)

IX. Подведение итогов.

Лермонтов показывает русских и обобщенно, и индивидуально. И делает это сознательно: ещё раз показывает, что патриотизм - национальная черта, а не качество отдельных граждан.

Таким образом, мы познакомились с художественным произведением, которое нам по-иному раскрыло давно известное событие.

Во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязаемых впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.

X. Домашнее задание:

1) выучить полностью или часть баллады наизусть.

2) составить сравнительную таблицу.

Научное толкование битвы под Бородино. Описание битвы в стихотворении Лермонтова.
   

Приложение