Профессиональная ориентация школьников

Разделы: Классное руководство


В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.

Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Академик С.Я. Батышев указывает, что “профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии…”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию. Экономической по результатам и государственной по организации работы.

Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1– 9-х классов сформировать умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук. В результате работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении обучения в школе.

В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:

– воспитание интереса к рабочим профессиям:

– широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства,

с наиболее распространенными массовыми профессиями;

– всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;

– помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;

– ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;

– консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;

– помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;

– формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;

– последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия.

Профессиональная ориентация – многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:

1) профессиональное просвещение;

2) профессиографию;

3) профессиональное воспитание;

4) профессиональную диагностику;

5) профессиональную консультацию;

6) профессиональный отбор/подбор;

7) профессиональную адаптацию.

Данные составляющие образуют систему профессиональной ориентации.

Основную работу по профориентации школьников проводит учитель труда. Но эту работу он тесно связывает с работой классного руководителя, учителей по основам наук и руководителей школьных и внешкольных кружков, с деятельностью внешкольных учреждений.

В нашей школе вошло с практику проведение системы классных часов, разработанной и утвержденной МО классных руководителей, где при этом обеспечена преемственность во всей этой многообразной работе с 1-го по 11-й класс.

Так, в 1-м классе с детьми проводятся экскурсии на почту, в школьные мастерские, по селу, беседы о труде, о бережном отношении к природе, организуется просмотр видео-, кинофильмов о труде людей весной, летом, осенью.

Во 2-м классе проведение бесед продолжается, проводятся встречи с людьми таких профессий, как автоинспектор, тракторист, шофер, портниха; дети уже привлекаются к работе на пришкольном участке, к ухаживанию Ра растениями в классе.

В 3-м классе дети еще ближе знакомятся с сельхоз профессиями, с ними проводятся беседы о профессиях строителей, организуют встречи, по возможности, с людьми этих профессий, экскурсии на стройку, в классе оформляется альбом “Профессии наших мам”.

В 4-м классе дети ближе знакомятся с профессией шофера, печатника, переплетчика, закройщика, пожарного. Дети пишут сочинение “Профессии моих родителей”.

В 5-м классе также проводятся беседы о людях рабочих профессий, о роли знаний в выборе профессии, организуется игра – знакомство с людьми различных профессий.

В 6-м классе можно провести встречу теперь уже с представителями рабочих династий, познакомить детей с профессиями модельера. Связиста, летчика, организовать экскурсию на местную АТС, провести конференцию “Клуб юных разведчиков профессий”.

В 7-м классе знакомим детей с профессиями легкой промышленности, сферы бытового обслуживания, организуем экскурсию в профессионально – техническое училище, проводим викторину о профессиях, читательскую конференцию по книгам, посвященным массовым профессиям.

В 8-м классе организуем вечер – конкурс, на котором проходит защита профессии. Ребята пишут сочинение “Мои мысли о будущей профессии”, проводится беседа о профессиях, необходимых селу, району.

В 9-м классе проводим педагогические консультации с учащимися по продолжению их образования после 9-го класса, уже посещаем Дни открытых дверей в техникумах, колледжах, профессионально – технических училищах.

В старших классах проводится анкетный опрос учащихся и их родителей, дается информация о профессиях, которые можно получить в учебных заведениях города, района, области; организуются беседы – встречи с интересными людьми.

Особенно интенсивно работа по профессиональной ориентации организуется в выпускном 11 классе, когда учащиеся школы стоят на пороге жизни, когда они вплотную уже подошли к решению вопроса “Кем быть?”.

Что конкретно мною, как классным руководителем, проводится в выпускном 11 классе? Прежде всего, я тщательно продумала этот вопрос, побеседовала с ребятами и их родителями, спланировала программу работы по профориентации на весь учебный год, куда включила анкетный опрос учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся

Фамилия, имя_________________
Класс________________________
Год__________________________

1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости:

1/.____________________

2/.____________________ и т.д.

2. Кем вы хотите стать? Какую профессию вы выбрали?_____________

3. Назовите преимущества вашей будущей профессии:__________

4. Назовите минусы вашей будущей профессии:_________________

5. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии:_____________

6. Назовите качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию:___________________

7. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:

– родители
– родственники
– педагоги
– друзья
– знакомые
– книги
– фильмы
– жизненные обстоятельства
– способности

8. Как относятся ваши родители к избранной вами профессии? _____________

Анкета для родителей

Ф.И.О._______________

1. Обсуждали ли вы со своим сыном /дочерью/ проблему выбора профессии?_____

2. Какую профессию выбирает ваш /а/ сын /дочь/?____________________________

3. Что советуете ему /ей/ вы?_____________________________

4. Совпадают ли ваши интересы и точка зрения на избранную профессию?_______

5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашего ребенка?______________________

6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?_______________________

7. Довольны ли вы своей профессией? Почему?______________

8. Что повлияло на ваш профессиональный выбор?___________________

9. Что интересного в вашей профессии?________________________

10.Какие минусы своей профессии вы можете назвать?_________________

11.Если бы начать жизнь сначала, вы бы ее поменяли или нет?_________________

12.Хотите ли вы, чтобы ваш/а/ сын /дочь/ продолжил/а/ вашу профессию? Почему?____________________

Данные опроса показали, чем особенно интересуются ребята – выпускники, какие профессии их привлекают, каковы плюсы и минусы избранной ими профессии, кто повлиял на их выбор. Анкетные данные родителей помогли мне увидеть ситуацию по данному вопросу под углом зрения родителей, которые неравнодушны к выбору профессии их детей. Обсуждая этот вопрос со своими детьми, они не препятствуют их интересам и увлечениям. Главное, чего хотелось бы родителям для их детей, чтобы выбранная профессия нравилась им, чтобы с помощью ее можно было прокормить семью. Во многом интересы родителей и детей совпадают. И это значит, что в семье вопрос будущего детей обсуждается, обсуждается без разногласий. Это подтвердило и проведенное мною родительское собрание на тему “Дороги, которые выбирают наши дети”. И это радует. Далее я попросила ребят написать мини – сочинение на тему “Профессия, в которой я себя вижу, где они, размышляя о своей будущей профессии, видели себя в роли бухгалтера, милиционера, газо – электросварщика, экономиста, менеджера, тракториста, транстпортника ж/д, портного – модельера, шофера легковых и грузовых машин и т. д. А потом мы провели тест – опрос – “Кто ты будешь такой?”, по которому ребята с помощью набранного количества баллов увидели, кокой профессии они больше предназначены: или это “человек – техника”, или это “человек – знак”, или это “человек – человек”. И оказалось, что интересы их и данные теста во многом совпали. Таким образом, они определили тип своей будущей профессии. Кроме того мы провели несколько игр – тренингов: “Ориентация в жизни”, “Игра в будущее” и другие, что позволило выпускникам укрепиться в своем выборе. Они выявили свои достоинства и недостатки, получили психологическую оценку своих одноклассников.

Час общения “Игра в будущее”

Анкета

1. На сколько процентов ты уверен в том, что добьешься успехов на избранном пути?___________________________________________________________

2. Кто подсказал тебе, что делать в жизни?___________________

3. Какую зарплату ты выбираешь?___________________

4. Назови профессии, должности, звания, которые больше всего тебя привлекают?___________________

5. Оцени состояние своего здоровья по 10– бальной шкале______________

6. Если ты не поступишь в ВУЗ – это очень страшно?______________

7. Подготовила ли тебя школа к успешному вхождению в жизнь?_________

8. Как часто ты будешь встречаться со своими одноклассниками после окончания школы?______________________

9. Если бы ты открыл свою фирму, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе на работу и на какие должности?___________________

10.Напиши свои 10 главных умений:__________________

11.Раздели лист пополам и напиши слева все свои основные достоинства, а справа – свои недостатки.

12.Составь, пожалуйста, свой словесный портрет, а затем выбери человека в классе, которому ты больше всего доверяешь, чтобы он тоже составил твой словесный портрет.

Состоялась встреча и с бывшими выпускниками школы, которые в очень интересной форме сделали рекламу того учебного заведения, где учатся сами. Было много вопросов, на которые бывшие выпускники школы рассказывали увлеченно, по чему чувствовалось, что они, как говорят, “нашли себя”. Мы провели заочную экскурсию по педагогической академии, транспортному колледжу и профессиональному училищу от Кузнецкого металлургического комбината. Встречи эти оставили большое впечатление и принесли большую пользу своей информацией. Далее был проведен классный час под названием “Трудовые биографии твоих родителей”. Информацию о себе ребятам дали их родители, а те, в свою очередь, эту информацию на классном часе передали своим одноклассникам. Учащиеся с гордостью рассказывали о трудовых биографиях своих родителей, оформили мини – альбомы. В результате чего обмен получился очень интересным.

Родители же в подарок получили памятку “Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии”:

1/ Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).

2/ Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимы в жизни.

3/ Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

4/ Увлечение только внешней или какой – либо одной стороной профессии.

5/ Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную этим учебным предметом.

6/ Выбор профессии, связанной с выбором данной профессии друзьями.

7/ Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.

8/ Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

9/ Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии.

10/ Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе:

– свои интересы к профессии;
– свои способности;
– свои склонности
– степень профессиональной пригодности.

В течение всего учебного года по рукам будущих выпускников “ходили” рекламные книги “Куда пойти учиться?” По одному, вместе они изучали их, продолжая выбирать свое будущее. В конце учебного года как-то вроде все определилось – ребята сделали свой окончательный выбор. Мне кажется, помогла им в этом и та профессиональная работа, что проведена была с ними в течение всего их обучения в школе, особенно в старших классах.

Таким образом, будущее наших выпускников зависит и от нас, педагогов.