"Гномики". Сценарий занятия педагога-психолога с учащимися 1–2-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Сценарий занятия педагога-психолога с учащимися 1-2 классов в режиме группы продленного дня

Цель занятия: развитие свойств внимания младших школьников.

Задачи игры:

  • Создание условий для более близкого знакомства детей в мини-группе;
  • Развитие наблюдательности, памяти, воображения;
  • Создать условия для развития свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи развития, на решение которых направлена данная игра: развитие сенсорного внимания; развитие слухового внимания; развитие моторно-двигательного внимания; повышение познавательного интереса.

Предполагаемый психологический результат: дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем преподавателя (педагога-психолога) упражнять свои умения, чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех). Играя, выполняя упражнения, дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Взята простая игра – оболочка перевоплощение в гномиков.

Ребятам предлагается побывать в волшебном лесу, в котором живут всевозможные волшебные существа. Путешествуют они по этому лесу в шапочках - колпачках (цвет колпачка выбирается по настроению: желтые, красные, синие, зеленые, фиолетовые). Колпачки можно менять в процессе игры, если настроение меняется. Время от времени звучит музыкальное сопровождение – звуки леса. Первое упражнение – ручеек – происходит на “полянке”, где гномики играют, резвятся и веселятся. Но вдруг оказывается, что один из них заигрался и потерялся. Для того чтобы найти друга, нужно его позвать – “Узнать по голосу”. Пока гномики звали, искали пропавшего в беду, они далеко-далеко ушли в середину леса. К счастью, у них была с собой карта леса, где указана дорога как пройти на опушку к их Волшебному цветному домику. Но вот беда: карты были у всех различные – нужно было найти все отличие и определить правильный маршрут (игра “Найди отличия”). По дороге домой гномы играли в увлекательную игру – ведь так веселее шагать в пути “Летает – не летает”. Дом, такой любимый и дорогой сердцу, встретил гномиков с радостью. И гномики решили украсить свой домик еще больше – выложить к нему замечательную мозаичную дорожку(игра “Выкладывание из мозаики” ) чтобы теперь никто из гномов не потерялся!

Время на игру и на обсуждение: 20 минут + 5 минут

Участники:

Возраст участников: учащиеся 1-2-го класса (6-8 лет)

Размер группы: 6-8 человек.

В качестве ведущих должно участвовать 1 взрослый (педагог-психолог. Возможно, но необязательно участие педагогов в качестве участника, наблюдателя или соведущего).

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): рекомендуется провести цикл (10-15) занятий для развития внимания

Подробный сценарий игры с указание задач каждого этапа: на отдельном листе

Формы обсуждения игры: рефлексия проводится в форме обсуждения итогов занятия “С чем мы познакомились? Что понравилось на нем? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?”

Комментарии: Обязательным условием реализации программы является специально созданная предметно-развивающая среда. Особую заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие сенсорного и моторно-двигательного внимания. Во время игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.

Подробный сценарий занятия “Гномики” с указание задач каждого этапа.

Упражнение

Задачи

Оборудование

Время проведения

Содержание игры

Инструкция

Примечание

Рефлексия

1. игра “Ручеек”

Психогимнастика

Создание веселого и жизнерадостного настроения

Музыкальное сопровождение – (магнитофон) веселая музыка

3 мин

Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходящий под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”. Так “ручеек” движется долго, беспрерывно.

Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу “ручейка” и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”, то “ручеек движется долго.

В игре участвует нечетное количество детей С чем мы познакомились? Что понравилось на нем? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?

2. игра

“Узнай по голосу”

Развитие слухового внимания я

Платок (повязка) для завязывания глаз

5 мин

Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру “Узнай по голосу”. Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий – игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру.

Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

3. Задание

“Найди 5 отличий”

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Карточка каждому ребенку

5 мин

Ребенку предлагается серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти 5 отличий.

Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

 

4. Игра

“Кто летает?”

Развитие моторно-двигательного внимания

Список названий предметов

4 мин

Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого

Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если я назову что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, отвечайте: “Летает” - и показывайте, как она это делает, - разводите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: “Поросенок летает?”, молчите и не поднимайте руки.

Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер

5. Выкладывание

из мозаики

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Образец и мозаика каждому ребенку

5 мин

Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, простой узор и силуэт), как на рисунке. Будьте внимательны! Начинаем играть.

Разрезать лист 20 на отдельные карточки.
     

всего 22 мин