Методическая разработка урока-презентации "Духовный путь Сергея Есенина"

Разделы: Начальная школа


Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – в моем творчестве”.

С.Есенин.

Цели урока:

1. Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта (лица необщее выражение”) в раскрытии темы Родины и природы. 1. Самостоятельно проанализировать стихотворения (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и природы.
2. Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения лирики Есенина, соотнесения их со своими внутренними представлениями 2. Уметь находить изобразительно-художественные средства, определять их роль в тексте
3. На примере лирики С.Есенина воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. 3. Развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений Есенина.

План – схема урока.

Содержание этапов Методы: словесньий, наглядный, репродуктивный, продуктивный.
1. Этап акгуализации опорных знаний. (Презентация урока) Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.
2. Корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения поэта. Кроссворд “На родине поэта”. (9 слайд) Основная форма работы на уроке — групповая.
3. Этап усвоения нового материала. Тест “Загадки строкой – Есенина”.(9 слайд) Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение.
4. Этап углубления результатов. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
5. Этап подведения итогов. Показ 11-12 слайдов.
6. Домашнее задание.  

Подготовка к уроку:

Учащиеся: получили опережающее задание — чтение, говорение, слушание, письмо, прочитать стихотворения: “Гой ты, Русь моя родная... “Низкий дом с голубыми ставнями”, Я покинул родимый дом...”, Несказанное, синее, нежное... Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.

Учитель: приготовить презентацию урока, портрет поэта, репродукции картин Шишкина, Левитана.

Ход урока.

1. Этап актуализации опорных знаний (презентация этапа урока, показ 1-8 слайдов.)

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С.Есенина и его жизни.

2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

Задача: понять и раскрыть истоки творчества С. Есенина. Подвести учащихся к пониманию того, что все творчество С.Есенина сливается в три важные для него темы: природа, родной край и любовь (подробно останавливаемся на последних двух).

3. Этап усвоения нового материала.

Задача: проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.

Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений по группам.

Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С.Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях).

Стихотворения для выразительного чтения и анализа:

– “Гой, ты Русь моя родная...”
– Низкий дом с голубыми ставнями...”
– “Я покинул родимый дом...” “ Несказанное, синее, нежное...”

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске).
1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
2. Найти художественно-выразительные средства, определить их роль в создании образов.
3. каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

Вывод: какие темы главные в лирике С.Есенина? (Тема Родины и природы).

4. Этап углубления результатов осмысления лирики С.Есенина.

Задача: определить какую роль играет цвет в поэзии Есенина.

1. Каждая группа приводит примеры того, как работает цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: “синий”– синоним слову нежный, голубой – эпитет Руси: “голубая Русь.)

2. Учащиеся отмечают, что голубой, синий – краски неба, золотой – колосящиеся поля и т.д. — в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.

5. Этап подведения итогов урока.

Беседа учителя с учащимися.

Задача:

1. Обобщить и закрепить полученные на уроке знания учащихся о лирике Е.Есенина.
2.
Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме родины, природы.
3. Слово учителя: Действительно, всенародное признание этого поэта есть нечто гораздо большее, чем только популярность. До последнего вздоха Сергей Есенин любил свою Родину и с первых своих шагов принадлежал ей.

Вопросы:
Что нового вы узнали о личности поэта и его лирике? Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?

Вывод: И хочется закончить наш урок словами самого Сергея Есенина “ моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”

6. Домашнее задание (контроль усвоенного).

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).
2. Мини-сочинение на одну из тем:
“Мой Есенин”.
Стихотворение Есенина, которое меня взволновало”.
“Природа и Родина в лирике Есенина”.

Замечание к уроку.

Этот урок продолжает формировать умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их значение и роль в тексте, выразительно читать поэтическое произведение.

В презентации к уроку использованы репродукции с картин художников:
Л И.Шарлемана “Портрет поэта”.
АРамодановской “Заокские дали”.
Д.Белюк “Живой родник”.
Музыкальное сопровождение: произведение Вивальди из цикла “Времена года”.