Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Разделы: Литература


В данной статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

В нашем опыте работы дидактический материал для самостоятельной деятельности был представлен на учебном сайте. На уроках использовалась презентация, позволяющая сделать акцент на выводы по изученному материалу.

В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.

1 урок.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. История создания поэмы. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятий “художественный мир произведения”, “сюжет произведения”.

Развивающая – формирование умения акцентного вычитывания произведения, выделения ключевых эпизодов произведения.

Воспитательная – воспитание уважительного отношение к произведениям русской классике.

Метод обучения: метод творческого чтения.

План урока.

I. Постановка целей урока.

II. Изучение нового материала. Информация об истории создания поэмы. Чтение учителем поэмы.

По ходу чтения учителем делается небольшой комментарий по содержанию и композиции произведения, обращается внимание на запев, припевы, концовку, напоминающие произведения устного народного творчества, выполняется словарная работа.

III. Осмысление нового материала. Определение составляющих художественного мира произведения и элементов сюжета.

1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.

Задание 2. Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.

2. Проверка выполнения заданий. Обсуждение выполненной работы. (См. Вариант записи в ученической тетради.)

Примечание. На данном этапе уроке по ходу выполнения заданий идет повторение теоретических понятий: “поэма”, “художественный мир произведения”, “художественное пространство”, “художественное время”, “сюжет”, “композиция”, “конфликт”.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Отзыв о произведении по первым впечатлениям.

Примечание. Отзывы показывают, что произведение не оставляет никого равнодушным к судьбе героев. Ученики понимают несправедливость царя, одобряют поведение Калашникова и осуждают Кирибеевича. В отзывах встречаются удачные рассуждения по поводу силы характера и героев. Некоторые ученики отмечают художественные особенности поэмы. Поражает искренность и непосредственность учеников, что намного реже встречается в сочинениях после изучения произведений. Например: "Надо песню продолжить, чтобы, как в былине, герой жив остался". "Они как могли боролись за любовь, вот бы в наше время так!" "А мне жалко и Кирибеевича. Может, он бы и одумался". "Винить царя легко, но Калашников ведь ему не рассказал всей правды”. "Калашников – герой, но оставлять жену и детей тоже нельзя".

В отзывах ученики фиксируют и непонятные для них вопросы: "Непонятно, почему царь казнил Калашникова, а казнь назвал милостью? Почему Калашников сам сказал царю, что убил опричника намеренно? Почему произведение называется песня? Почему Алена Дмитриевна очень сильно боится мужа?

Отзывы показывают непонимание учениками мотивов поведения героев, жанровых особенностей данной поэмы, что и становится предметом пристального изучения и обсуждения на следующих уроках.

Вариант записи в ученической тетради. 1 урок.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция поэмы.

Цель: научиться определять составляющие художественного мира произведения М.Ю. Лермонтова.

Дата написания произведения – 1837 год. Была напечатана в 1838 году.

Национально-историческая поэма. Почему?

Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).

Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).

Иван Грозный – историческая личность.

Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.

Сюжет: экспозиция – пир у царя; завязка – встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем; кульминация – кулачный бой; развязка – победа Калашникова и его смерть.

Рассказчики – гусляры, ведут повествование – “песню”. Особенности: запев, припев, концовка. Тонический стих.

2 урок.

Тема занятия. Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.

2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.

3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

План урока.

I. Постановка целей урока.

II. Обсуждение письменных отзывов о произведении по первым впечатлениям.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Зачитывает верные характеристики героев, просит подтвердить их цитатами из текста.

Зачитывает из отзывов непонятные для детей вопросы, связанные с мотивами поступков героев.

Акцентно вычитывают поэму, характеризуют героев, записывают характеристики в тетрадь.

Фиксируют непонятные проблемные вопросы в тетради.

III. Работа с теоретическими понятиями “художественный образ”, “героический характер”.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: найти исторические детали в поэме, выразительно читать эпизоды произведения.

Вариант записи в ученической тетради. 2 урок.

Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про … купца Калашникова”. Система образов произведения.

Цель: научиться характеризовать героев произведения М.Ю. Лермонтова.

Иван Грозный – царь, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца.

Милостив или жесток?

Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину “удалой боец”, убит на кулачном бою Калашниковым.

Презрительно относится к людям, совершает бесчестный поступок. Почему?

Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, “статный молодец”, удалой боец”, честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.

Не говорит все правды царю. Почему?

Алена Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.

Почему очень боится мужа?

3 урок.

Тема занятия. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов поэмы.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная – способствовать формированию понятий “историческая поэма”, “художественное время произведения”, “художественный образ”, “героический характер”.

2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации.

3. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников уважительного отношения к истории.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения:

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Компьютерные прикладные программы: презентация, учебный сайт с материалами о жизни, нравах, обычаях Руси 16 века.

План урока.

I. Постановка целей урока.

Учитель обращает внимание учеников на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения и анализа поэмы, сосредотачивает внимание на теме урока и основополагающем вопросе: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?

II. Работа с понятием “историческая поэма”.

Обсуждение выполнения домашнего задания – нахождение в произведение исторических деталей.

Ученики зачитывают цитаты из произведения о жизни купечества, обычаях и нравах, описание пира у царя, кулачного боя, описание казни и т.д.

III. Углубление знаний о героях произведения. Выявление мотивов их поступков.

Работа над проблемными вопросами. Изучение исторических материалов, статей о жизни, и нравах и обычаях Руси 16 века. (Приложение 1)

1. Самостоятельная работа в группах с дополнительной информацией (Приложение 1).

1 группа.

Проблемные вопросы. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?

Тема мини-исследования. Положение царского опричника.

Статьи. “Опричнина и земщина”, “Из “Истории государства Российского”, “Кулачный бой”.

2 группа.

Проблемные вопросы. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?

Тема мини-исследования. Положение женщины в семье

Статьи. “Доля женщины в Древней Руси”, “Из наставлений Домостроя”.

3 группа.

Проблемные вопросы. Милостив или жесток царь?

Тема мини-исследования. Царь Иван Грозный.

Статьи. “Историк Карамзин о личности царя”, “Исторические песни о царе”.

Примечание. Работая с дополнительной информацией о личности царя, ученики знакомятся с теми материалами, которые изучал Лермонтов при написании своего произведения, а именно с историческими песнями и с трудом Карамзина “История государства Российского”. Учащиеся должны сравнить образ царя в народных песнях и историческом труде и соотнести с образом поэмы. Интересным представляется и сравнение данного героя с образом царя в фильме режиссера С.Эйзенштейна “Иван Грозный”, где данный персонаж предстает положительным героем. Выводы, к которым ученики должны прийти в результате работы над образом Ивана Грозного, зафиксированы на слайдах презентации, ее можно также использовать на данном уроке. (Приложение 3)

2. Обсуждение изученных материалов и ответов на проблемные вопросы.

3. Работа над образом купца Калашникова. Решение проблемной задачи “Почему Калашников не сказал всей правды царю?”

Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”.

4. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы в тетради.

Ученики пишут ответы на проблемные вопросы и проверяют себя по листу самоконтроля.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, ее финал; заполнить таблицу “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).

Вариант записи в ученической тетради. 3 урок.

Тема. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов произведения.

Основной вопрос: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?

Цель: узнать об эпохе Ивана Грозного, установить причины поступков героев.

Историческая поэма. Произведение об историческом прошлом Руси. Историческая личность – царь Иван Грозный.

Исторические детали: пир у царя Ивана Грозного, положение опричника, жизнь купечества, обычаи и нравы, семейные отношения, кулачные бои, описание казни, религиозные обряды, одежда.

Проблемные вопросы

Ответы

1.Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?

Опричник находился под особой защитой царя. Ему было позволено все.

Он не считает себя преступником. Он развращен царской властью.

2. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?

Правила Домостроя были очень строги по отношению к женщине. Опоздание домой считалось преступлением. Жена должна быть наказана.

3. Милостив или жесток царь?

В поэме царь велик и жесток. Называет казнь без пыток милостью. Свой суд считает абсолютно высшим судом.

4.Почему Калашников не рассказал всей правды царю?

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

4 урок.

Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.

Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения:

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.

3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.

План урока.

I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:

Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?

II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.

1. Работа с понятием “Историческая поэма”.

Вопросы для повторения:

Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?

Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?

2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.

III. Изучение нового материала.

Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы

1. Определение авторского замысла.

Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.

Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?

Ученики знакомятся с материалами об эпохе Лермонтова и мировосприятии поэта. Статьи И. Андронникова, В.Г. Белинского, стихотворения поэта о своем поколении (Приложение 1) сопоставляют данные статей, формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.

2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.

Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?

Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.

Организует обсуждение проблемного вопроса.

Помогает сделать вывод о народности поэмы.

Помогает сформулировать идею произведения.

Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.

Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.

Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.

Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения.

3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.

Обсуждение выполнения опережающего домашнего задания – заполнение таблицы “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).

Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”

Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.

1. Самостоятельная работа.

Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.

2. Обсуждение выполнения задания.

Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).

Вариант записи в ученической тетради. 4 урок.

Тема. Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова. Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Основные вопросы: Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему назвал поэму песней?

Цель: определить идею, художественные особенности произведения, установить причины обращения автора к изображению прошлого.

1. Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа, что, к сожалению, было не свойственно поколению 19 века.

2. Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа. Гусляры песенники не только ведут повествование, под “гуслярный звон” “причитывают и присказывают”, но и дают народную оценку событиям и героям.

3. Идея произведения: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.

4. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню.

5. В произведении Лермонтова воплотилась героическая идея былины. Герой народен, народ героичен.